Эссе социальный проект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Корниловская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Эссе

«Социальные проекты в  моей детской организации»

участника конкурса «Молодые лидеры России»

Никифорова Юрия

/ детская организация «Республика Юных»/

2013

Эссе  «Социальные проекты в  моей детской организации».

Лично мне никогда не приходилось  участвовать в каком-либо социальном проекте. Но я знаю, что в нашей детской организации существует Центр гражданского образования «Все различны – все равны», где наши ребята изучают технологию социального проектирования, создают проекты и успешно защищают их на уровне района, области в рамках  Всероссийской акции «Я – гражданин России». Самые яркие социальные проекты, которые были созданы в Центре, это проекты «Ёлка», «Восстановление душевых и ремонт спортивных раздевалок», а также социальный  проект «Школьная газета», который в прошлом году стал победителем в районном форуме-конкурсе  «Томский доброволец».

Социальный проект — это дело добровольное, хочешь — делаешь, хочешь — нет, никто не заставляет. Но почему ребята участвуют в этом непростом деле, а я — нет?

Со стороны мне казалось, что процесс проектирования очень скучный, потому  что нужно что-то искать, писать, читать, и на это  уходит много  времени. А  может быть еще из-за того,  мне казалось, что всё давно уже известно и что там ещё выяснять. Я считал бесполезным это дело. Социальные проекты просто не вызывали у меня интереса.

Я считаю себя человеком креативным. Люблю  придумывать, размышлять над какой-либо проблемой, могу увидеть новую сторону проблемы и найти нестандартное решение, нежели заниматься бумажной работой, писаниной.   Возможно, мне захотелось бы поучаствовать в проекте, если бы я придумал, другой  человек описал, третий  сделал, а рассказали бы мы об этом все вместе. Оказывается, как объяснил мне педагог Центра гражданского образования «Все различны — все равны», это, по сути,  и есть технология социального проектирования. Все участники проекта разделяются на микрогруппы и решают определённые организационные вопросы. То есть мне представится возможность  выбора, чем заниматься. Я могу подавать идеи проблем и версии их решения.

На основе этих размышлений  решил пообщаться с нашими победителями — участниками социального проекта «Школьная газета». Ребята объяснили мне, что проект — это дело интересное, так как они сами выбирают проблему, которая станет объектом их исследования, сами разрабатывают варианты её решения, сами действуют и делают выводы, защищают свой проект, ну а когда всё получается, они испытывают такое состояние успеха и радости, что им горы по плечу! Но самое главное, их команда  уже сегодня готова участвовать в новом проекте. Непроизвольно у нас даже начался «мозговой штурм», мы стали обсуждать животрепещущие  проблемы нашей школы, села, района. В голове у меня появилось много новых идей, мыслей  по этому поводу. У меня появился интерес!

Я всегда думал, что проект подразумевает под собой что-то грандиозное, очень сложное, требующее больших затрат и усилий. На самом деле все не так страшно, как мне казалось. И на сегодняшний день я решил, что в этом году  приму участие в   социальном проекте, который, возможно,  придумаю сам.

                                                                                      P.S.  Наверное.

Обязательно!

Большинство людей проходит ежедневно мимо множества бездомных
животных, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как
неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не
пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже если где-то недалеко истекает
кровью сбитая машиной собака, или стонет поблизости умирающая от голода
кошка или маленький щенок. Если из подвала рядом пытается выбраться
обожженный или промокший кот, а где-то мальчишки пытаются утопить в
луже никак не утопающего котенка. А мимо проходят люди и ничего не
замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей
[1, с. 95].
Проблемный вопрос: почему на улицах нашего города так много
бездомных собак и кошек?
Цели:
 выяснить, почему на улицах нашего города так много бездомных
животных;
 найти пути решения проблемы.
Задачи:
1. Собрать информацию по теме, определить причины появления
бездомных животных.
2. Предложить пути выхода из сложившейся ситуации.
3. Создать буклет, чем же мы можем помочь приюту «Верные
друзья».
4. Организовать помощь приюту и бродячим животным на улицах
города.
5. Создать фотоальбом с бездомными животными из приюта и
помочь найти свой дом и любящих, надежных хозяев.
Гипотеза – по моему мнению, причины появления бездомных
животных на улицах – это безответственное отношение к домашним
животным, а так же безразличие людей к данной проблеме.
Методы исследования:
Теоретические:
1. Поиск и анализ информации в различных источниках
2. Обобщение результатов исследования
Практические:
1. Интервью с ветеринаром общества защиты животных «Верные
друзья» Шайдуловой Кристиной Ринатовной.
2. Проведение акции «Скажи – нет бездомным животным»
3. Анкетирование учащихся
4. Создание фотоальбома и буклетов о бездомных животных
Задавшись вопросом, почему на улицах так много бездомных
животных, я спрашивала родителей, знакомых и моих одноклассников. Я
узнала, что существует несколько причин появления бездомных животных на
улицах города.
1. Первая причина – животное, родившееся на улице.
2. Вторая причина – потерявшиеся животные.
3. Третья причина – выброшенные животные.
4. Четвертая причина – неправильное содержание животных [2, с.
68].
Хочу рассказать о Миасской городской общественной организации
Общество защиты животных «Верные друзья» в городе Миассе. Раньше эта
группа называлась АНО «Добрые руки» она основалась с 2012 года, но год
назад эта группа разделилась на два приюта.
 Приют «Верные друзья» существует уже год. Это место, где
бездомные кошечки и собачки, встречаются со своими будущими хозяевами.
Это место, где каждый неравнодушный человек может спасти брошенное
животное и подать ему счастье!
В этом приюте я познакомилась с ветеринаром Шайдуловой
Кристиной Ринатовной. Она подробно рассказала про приют и ответила на
мои вопросы: рассказала про животных, которые находятся в приюте в
данный момент, рассказала их историю, как они попали сюда, как лечат их,
чем кормят, проблемы приюта и чем мы можем помочь. Например, приезжая
в приют, Вы окажете большую помощь, просто общаясь с животными.
Собаки и кошки нуждаются в контактах с людьми, и многие из них будут
наслаждаться Вашим обществом и возможностью приласкаться.
Помогая животным, можно попробовать себя в роли волонтера. Если
Вы еще не готовы взять на себя ответственность за содержание животного у
себя дома или по какой–либо причине не можете это сделать, но хотите
помочь – Вам прямая дорога в волонтеры. Стать волонтером просто – на
сайте каждого приюта указаны контактные телефоны, по которым можно
позвонить и договориться о встрече.
Многие животные первое время сидят в карантине, чтобы исключить
возможность заражения постоянных обитателей приюта. Каждого нового
постояльца обрабатывают от паразитов, используя максимально
эффективные препараты, прививают, кастрируют кобелей и стерилизуют сук.
Как бы ни жили животные раньше, в приютах все они получают
полноценные корма и своевременную медицинскую помощь.
Большинство животных в приютах проживают в клетках-вольерах,
где и проводят большую часть дня. Хорошо, когда животные содержатся в
клетках небольшими группами – таким социальным животным, как собаки,
очень тяжело постоянно находиться в одиночестве.
Еще на мой вопрос: «Бывают ли такие случаи, когда заберут
животное из приюта и позже возвращают его обратно?» – Да, такие случаи
бывают часто, ответила Кристина Ринатовна. Вот был такой случай с котом:
Взрослая женщина забрала кота, прошел год звонит и спрашивает можно ли
вернуть животное? Люди не готовы воспитывать котенка или щенка. Не
готовы, что они будут в доме «писать» и «какать» везде пока маленькие,
рвать диван, обои и обувь. Я думаю, если новый хозяин уже присмотрел себе
будущего питомца, первое время должен его просто навещать в приюте,
выводить гулять и ухаживать за ним. За это время он сможете лучше понять
характер и особенности потенциального питомца, и это поможет уменьшить
риски возврата животного обратно в приют [3, с. 154].
 На заданный мой вопрос: «В каких районах нашего города больше
всех бездомных животных?» Кристина Ринатовна ответила, что больше всего
животных там, где частный сектор, особенно в поселке Дачный,
Первомайский и в районе старой части города.
Каждый день на странице общества защиты животных «Верные
друзья» в контакте появляются новые объявления, что животное, найденное
на улице, ищет свой дом или «передержку». «Передержка» животных, как
ответила мне Кристина Ринатовна: — Это временное содержание животного
дома пока не пристроят его новому хозяину. «Передержка» может быть от
двух дней до месяца. Люди на «передержке» лечат животное, кормят и
ухаживают за ним [4, с. 45].
На сайте в контакте «Верные друзья» выставляются фотографии и
описывают данные по животному. Просят помощи в лечении и
корме. Волонтеры из организации ежедневно находят на улицах нашего
города голодных, несчастных и никому не нужных животных, забирают их
на «передержку», лечат, кормят и стерилизуют. Обычно на подобных акциях
волонтеры из группы представляют вниманию посетителей от 5 и до 40
кошек и собак самых разных мастей и возрастов. Как правило, малышей
берут сюда, начиная с трех месяцев, поскольку до этого времени они еще
очень уязвимы для различных заболеваний. Особенно это относится к
уличным животным, у которых иммунитета практически нет.
В ходе акции неравнодушные могут приютить у себя бездомных
животных. Все животные, участвующие в акции, здоровые и чистые,
обработаны от внешних и внутренних паразитов не менее чем за несколько
дней до акции, приучены к лотку. У всех имеются ветеринарные справки.
Также все животные выдержаны в условиях карантина не менее 10 дней.
Животные с улицы или не прошедшие карантин, на акцию не допускаются.
Передача животного новому владельцу осуществляется только при наличии у
него документа, удостоверяющего личность, и только после заключения
договора. Животные не передаются: детям и подросткам, лицам,
находящимся в состоянии опьянения, не имеющим регистрации в
Челябинской области, проживающим в общежитиях и коммунальных
квартирах.
С бездомностью животных надо бороться, но именно с бездомностью,
а не с животными. Я решила выбрать эту тему, потому что это серьёзная
проблема, требующая решения.

Список использованных источников

1. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд //
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 2012. –
257 с.
2. Альфред Брем. Жизнь Животных/Альфред Брем. — М., 2013. –
203 с.
3. Дениелс Т. Д. Социальная организация бездомных городских
собак / Т. Д. Дениелс // Прикладная животная этология. 2013. – 363 с.
4. Санитарный кодекс животных, МЭБ, — 2014. – 216 с.

Сочинение: Сущность социального проектирования

Содержание:

Введение

Сущность социального проектирования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана. По поводу возникновения социального проектирования существуют три точки зрения.

Согласно первой проектирование возникло уже в античные времена. Труд Платона «Государство» можно считать одним из первых социальных проектов.

Согласно второй точке зрения говорить о проектировании можно только начиная с 20 — 30-х гг. XX столетия, когда сложилась философия и идеология проектировочной деятельности.

В соответствии с третьей точкой зрения проектирование возникло во второй половине XX в., когда социальная сфера переместилась с задворок общества в его центр. В это же время сложился системный подход, который предопределил проектирование как разновидность системного моделирования. Реализуемые ныне национальные социальные проекты (образование, здравоохранение, доступное жилье и др.) подтверждают актуальность и значимость социального проектирования[2, C.127-128].

Сущность социального проектирования

Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

— противоречивость социального объекта;

— многовекторность развития социального объекта;

— невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

— многофакторность бытия социального объекта;

— наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

— факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами[1, с.7].

Социальное проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике. Результат социального проектирования — это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют «социальным конструированием».

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, «но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом[4, С.479-480].

Выделяются следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделили социальное проектирование.

Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров[3, C.323-325].

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: социальная система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условия проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система». В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система — это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер. Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов. Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования. В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

• поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);

• человек — как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

• элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

• различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);

• элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Число объектов социального проектирования в эпоху НТР заметно увеличилось. Основными объектами его являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.

Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие[4, C.480-484].

Избавиться от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы. Метод — это способ достижения цели; построение социального проекта — определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методов проектирования следует выделить следующие:

• «мозговой атаки». Этот метод, обоснованный в 1936 г. Осборном, связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью метода «мозговой атаки» преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например, проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы.

Указанные недостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста-организатора групповой работы, принципом формирования групп и хода обсуждения проблемы. В соответствии с принципами формирования рабочей группы, она должна иметь неоднородный характер с точки зрения знаний, опыта и социально-функционального положения состава членов;

деловой игры — комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.

Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельно участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию;

вживания в роль — помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;

аналогии — эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, что может в известных пределах служить образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей;

ассоциации — заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;

• синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности[3, C.327-329].

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:

1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;

4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект[1].

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.

Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.

Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.

Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

Список используемой литературы:

1) Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 416с.

2) Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.

3) Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». — г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

4) Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2007. — 668 с.

Не всегда мы знаем, как поступить правильно; это касается каждого человека, но для школьников и студентов проблема выбора, как поступить в той или иной ситуации, особенно актуальна. Помочь подростку войти в активное взаимодействие с миром взрослых может социальное проектирование. В чем же его польза?

Воссоздавая ту или иную ситуацию, человек научится действовать, когда подобная ситуация случится в действительности. Например, полезной для школьников и студентов может оказаться деловая игра «Собеседование при устройстве на работу»: ведь подавляющее большинство людей будут трудоустраиваться, закончив обучение. «Проиграв» такую, безусловно стрессовую, ситуацию, на настоящем собеседовании молодой человек будет вести себя уверенее, — а ведь уверенное поведение на собеседовании — один из ключей к успешному трудоустройству. Другим примером полезного социального проектирования может служить занятие, на котором учащиеся будут моделировать вежливое, тактичное поведение. Сегодня, к сожалению, далеко не каждый взрослый человек чуток и внимателен к окружащим. Например, недавно в России произошла история, когда в метро семья из трех человек обидела мальчика с аутизмом — заболеванием, которое значительно затрудняет общение с другими людьми и миром. Более того: самим детям с расстойствами аутического спектра социальное проектирование может быть крайне полезно и поможет стать активными членами человеческого общества.

Итак, социальное проектирование крайне важно для школьников и студентов, так как помогает им «проживать» в эксперименте реальные ситуации, которые случаются во возрослой жизни. Остается только грамотно применять этот инструмент.

Социальное проектирование

ВВЕДЕНИЕ

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

В настоящее время наряду с традиционными видами складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Проектирование — одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность — это поле творческого освоения социальной действительности.

Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.

Итак, социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Этапы и методы

Проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании — это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода — метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х — начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

.Социальное проектирование новых производств

Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие — в корне изменить свое содержание, а третьи — стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии [4]. Итак, социальное проектирование новых производств — это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы — работников и членов их семей — в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

.Проектирование новых городов

Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны. Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы проектирование социальный прогнозный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.

Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.

Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.

Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.

социальный проектирование прогнозирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. — М.: Проспект, 2007.

.Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. — Казань: КГТУ, 2007.

.Зерчанинова Т.Е. Социальное проектирование организации: методология и практика монография. — Екатеринбург: УрАГС, 2009.

.Косова Н.М., Мумладзе Н.В. Проектирование в социальной защите: опыт социологического обобщения. — Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009.

.Луков В.А. Социальное проектирование. — М.: Флинта, 2010.

.Марача В.Г., Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций: [монография]. — М.: ИФ, 2013.

.Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. — М.: Академия, 2011.

.Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Дис. … д-ра пед. наук. — Волгоград, 2010. — 251 с.

.Мещеряков А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении: Дис. … д-ра пед. наук. — СПб., 2013. — 456 с.

.Муравьева Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов // Пед. образование и наука, 2012. № 4. — С. 14-21.

.Поличка Н.П. Организационно-педагогические основы проектирования процесса обучения в условиях действия государственного образовательного стандарта общего среднего образования. Дис. … д-ра пед. наук. — М., 2010. — 272 с.

.Проектирование систем внутришкольного управления: Пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / Под ред. А.М. Моисеева. — М.: Пед. о-во России, 2011. — 384 с.

.Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2010. — 281 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *