Эссе учитель дефектолог профессия на века

ЭССЕ «ДЕФЕКТОЛОГИЯ – ПРОФЕССИЯ НА ВЕКА?!»

По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Дефектолог — это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный, тактичный, отзывчивый. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.

Дефектология — это профессия, которая объединяет медицину и педагогику.  Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей. Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии. Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других факторов всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.

Помощь семьям, в которых есть ребенок с особыми образовательными возможностями, просто неоценима. А главная награда мне, как педагогу – это моральное удовлетворение от проделанных трудов и положительного результата в развитии детей.

Современному образовательному учреждению нужен современный педагог – это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний воспитанниками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть нового образовательного учреждения.

Однако главенствующая роль по-прежнему принадлежит педагогу. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности педагога-дефектолога. Моя профессия – это постоянное познание нового и ежедневное творчество.

За последние годы очень изменились цели и задачи образования. На первый план выдвигаются не заученные факты и теоретические знания, а формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому я считаю, что главное – помочь ребенку стать успешным человеком. Не сформировать личность, а создать условия для реализации его способностей; не диктовать проторенный путь познания, а помочь научиться самостоятельно решать практические задачи; не наказать в случае неудачи, а помочь преодолеть ее, вовремя протянув руку.

Профессиональная деятельность дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

В современном образовании детей с проблемами в развитии учитель-дефектолог выполняет особую миссию, в которой можно выделить два связанных между собой компонента: гуманистический и социальный.

Гуманистический компонент предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в развитии, раскрытие и реализацию их возможностей.

Социальный компонент связан с обеспечением подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в социуме, что сопряжено с воздействием на общественное сознание людей, с целью воспитания толерантного отношения к людям с особыми возможностями. Это, в свою очередь, развивает нравственное сознание современного общества и дает возможность успешной социализации взрослых и детей с проблемами в развитии.

На меня, как на учителя-дефектолога, возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.

Символ дефектологии «Дельфин»

Улыбка дельфина-чудо! Дельфины приносят позитив от вечной «улыбки», дружбы, верности.

Дельфины прекрасное создание природы. Это теплокровное млекопитающее в душе любого человека способно вызвать бурю эмоций, а встреча с дельфином, несомненно, произведет огромное впечатление. Об их интеллектуальных способностях ходят легенды.

Мифы и легенды о дельфинах бесчисленны. Миф — история дельфина.

Древние пытались объяснить необыкновенную разумность дельфина, и вот появился миф.

Юный бог Дионис, еще совсем ребенком, плыл с моряками по волнам Тирренского моря, направляясь к нимфам Наксоса. Его сопровождали учителя, наставники и музыканты. В пути Дионис почувствовал, что моряки замышляют его похитить. Тогда он приказал музыкантам играть на лирах, цимбалах и флейтах. Полилась волшебная музыка, а Дионис превратил мачту корабля в лозу винограда. Ритм игры музыкантов все ускорялся и наконец, стал неистовым.

Моряки, кинув весла, пустились в пляс. Когда же они, обезумев от веселья,бросились в море, Дионис превратил их в дельфинов.

В этом мифе древние пытались объяснить, почему морские спасатели дельфины так сообразительны и умны. Эта история дельфина говорит о том, что нет ничего удивительного в их разумности, если они когда-то жили на земле и были людьми.

Дефектолог –
профессия на века?! (прошлое, настоящее и будущее профессии).

Обучение и воспитание детей – это
интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с
особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких
детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение
детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной
программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих
детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети,
дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата
(ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и
другие дети с ограниченными возможностями здоровья.

Профессия дефектолога довольно молода.
Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в
психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно
развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах
своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было
нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это
происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале
нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже
время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например,
Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.

Дефектология тесно связана с психологией,
медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть
компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать
анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы
предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия.
Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и
слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.

Профессия дефектолог дает возможность
ребенку, отличающемуся от других своим психическим или физическим развитием,
лучше узнать окружающий мир, приобщиться к его ценностям и достижениям, жить
обычной жизнью. Этот специалист имеет специальные знания в коррекционной
педагогике и может помочь родителям справиться с трудностями, которые неизбежно
возникают при воспитании и обучении таких детей.

Когда особенные дети идут в школу, им
очень сложно обучаться там, где они себя чувствуют не такими как все. Да и что
скрывать, обычные дети не всегда принимают особенных детей к себе в коллектив.
Им сложно адаптироваться, следовательно, обучаться и развиваться.

Эти особенные дети, чаще всего очень
одаренные, и если вовремя не увидеть их одаренность, она пропадет. Педагог –
дефектолог – это в первую очередь друг и приятель для детей, а для некоторых и
мама. Он должен обладать компетентностью, высоким уровнем профессионального
мастерства, должен быть личностью. Задача педагога согреть их теплом, укутать
заботой и подарить им любовь. На самом деле, работая в данной профессии нужно
искренне любить детей, и не думать о том, кто его родители, какое у них
благосостояние, а всегда помнить, что это особенный ребенок-это личность,
которая очень уникальна. И благодаря твоему труду, эта личность сможет
адаптироваться в этом мире.

Сложность
этой профессии заключается в том, что нет шаблонов для обучения детей, в этом
то и заключается их особенность. Педагог-дефектолог должен уметь подобрать тот
способ обучений, который будет более подходящим именно для этого ребенка, поэтому,
чаще всего количество детей в классах намного меньше, чем в обычных школах,
чтобы за урок можно было уделить внимание каждому.

Также
в своей работе необходимо взаимодействие с родителями, которым порой тяжело
бывает донести информацию. Но радует и тот факт, что в работе встречаются
родители, которые просят помощи, совета, а в итоге благодарят. На самом деле, лучше
нет награды для дефектолога, чем благодарность родителей и успехи ученика, пусть
и небольшие.

Конечно,
ничто так не влияет на профессионализм, как самообразование. Поиск новых
приёмов, методов и технологий особенно актуален в наше время. Участие в
различных конкурсах, вебинарах, конференциях, лежит в основе саморазвития
любого педагога, особенно дефектолога, ведь с помощью этих методов, дефектолог
сможет своевременно проходить обучение, повышать уровень своего
профессионализма.

Подвести
итог хотелось бы словами В.О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Что еще раз
подтверждает тот факт, что любовь к детям-превыше всего.

Автор: Орлова Галина Александровна

учитель-дефектолог  МАДОУ д/с «Берёзка» г.о.г.Первомайск, Нижегородская обл.

Эссе «Дефектолог – профессия на века?!»

Эссе «Дефектолог – профессия на века?!»

«Единственная возможность научить ребенка

жить в существующих условиях,

это создать ему условия для полного овладения

своими собственными способностями».

Конфуций.

Профессия дефектолог напрямую связана с обучением и воспитанием детей. Хотелось бы подчеркнуть, что именно детей, а не каких-то «особенных» детей. Нельзя отрицать, что   есть проблемы, ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности. Но всё же особенным должен быть педагог, специально подготовленный, обученный,  профессионал своего дела   – дефектолог.

Каким же должен быть этот «особенный» педагог? Что главное в работе дефектолога?

Несомненно, учитель – дефектолог – это человек с особенным складом души, особенным мировоззрением, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный.

Самое главное в работе учителя-дефектолога – это любовь к детям и профессионализм. Без любви будет безжизненной и  бесполезной  любая методика, даже самая новейшая и рациональная. Замечательные слова Станиславского К.С: «Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким,  легкое – приятным», –  наиболее точно отражают суть  профессии.

Важным является найти индивидуальный подход  к каждому  ребёнку, принимать его, таким, каков  он есть, радоваться вместе с ним  его успехам, сопереживать детским неудачам.

На учителя – дефектолога возложена особая  миссия и  большая ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных возможностей и  потребностей, создание условий для  подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, то есть возможность успешной социализации.  В связи с этим  профессия дефектолога является очень важной и значимой  в современном  обществе, так как профессиональная деятельность способствует развитию нравственности, через воспитание толерантного отношения к людям с особыми возможностями.

Учитель-дефектолог – это универсальная профессия, выходящая за рамки традиционной учительской деятельности.  Специалисту необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и  психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Известный немецкий дефектолог П.Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя». У  педагога должна быть постоянная мотивация к качественному осуществлению своей деятельности.  Необходимо всю жизнь заниматься самообразованием, не стоять на месте.

Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что детей  с отклонениями в психическом или физическом развитии  нужно и можно развивать, учить жить в обществе. Уходят в прошлое такие   понятия как «необучаемый», «дефективный». Основная мысль нового подхода к образованию  детей такая: любой ребенок, независимо от способностей и возможностей ценен для общества.

Государственная политика Российской Федерации в области образования направлена на создание специальной, адаптированной среды для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, то есть на  инклюзивное образование. Инклюзивное образование  должно   обеспечивать равные с обычными детьми возможности для получения всестороннего развития личности. Это конечно замечательно, но не всё так однозначно. Организация инклюзивного образования требует  продуманности и осторожности.  Наличие пандусов в учебных заведениях и  один-два ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в классе массовой школы   не решают проблем интегрированного воспитания и обучения.   Прежде всего, это наличие  специалистов, готовых качественно  и своевременно выполнять свою работу. Это дефектологи, логопеды, тьютеры. Но, к сожалению,  эти специалисты пока  большая редкость в общеобразовательных учреждениях. Остается надеяться на лучшее. Надеяться на то, что умные и правильные решения найдут своё воплощение в жизни.

Это даёт уверенность, что   дефектолог – это  профессия   будущего. Хотелось бы надеяться, что востребованность  таких    специалистов в будущем не будет связана  не только с увеличением количества детей, требующих помощи, а с признания  значимости специалистов данного профиля. В профессии не будет случайных людей, а только умные, целеустремлённые и творческие люди. В   распоряжении специалистов  должны быть кабинеты, оборудованные по последнему слову техники,   с  замечательным  методическим и дидактическим оснащением.  Будущее за дефектологами – профессионалами, идущими в ногу с научными достижениями в области медицины, нейропсихологии, психологии и педагогики.  И никакой бумажной волокиты, только любовь к детям и профессионализм.  

Своё эссе я бы хотела закончить замечательными словами Р.Де Ниро: В том, что касательно будущего, я повторяю одно: за что бы Вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно!»

«.

Учитель-логопед муниципального автономного

 образовательного учреждения

«Средняя школа № 4 с.Яжелбицы»

дошкольное отделение «Берёзка»

Букшан Марина Михайловна

Народная мудрость гласит: «Если хочешь, чтобы год помнили — сажай цветы, долго помнили — посади дерево, вечно помнили — учи детей»

Кем быть? Этот вопрос задаёт себе каждый при выборе профессии. Ещё с детства меня привлекала профессия учителя, нравилось играть «В школу», выставлять оценки в журнал…  И как же здорово было, придя домой из школы, выполнив домашнее задание, спешить к «своим ученикам» и продолжить обучение, но уже не как ученик, а как учитель. И когда при окончании школы встал вопрос, куда пойти учиться я без сомнения решила посвятить свою жизнь работе с детьми.

В 2003 году я поступила в Боровичский педагогический колледж на учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста. После окончания учёбы решила продолжить обучение в высшем учебном заведении. Я была уверена, что «педагогом не рождаются, педагогом становятся», что бы стать хорошим педагогом надо пройти нелегкий путь становления личности, самопознания.  И я решила познать себя в роли учителя-логопеда. Поступив в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого в 2006 году, я одновременно начала свою педагогическую деятельность.

Один год я проработала воспитателем в детском саду «Колосок» г.Валдай. Когда меня пригласили работать по новой специальности в наш детский сад «Берёзка» с. Яжелбицы, не раздумывая, согласилась, так как за год обучения в высшем учебном заведении поняла — моё призвание стать учителем-логопедом!

И вот уже 10 лет я работаю в детском саду на любимой должности.

Моя цель – помочь воспитаннику с нарушением речи справиться с трудностями овладения родным языком, пройти нелёгкий путь от постановки звуков до самостоятельного, развёрнутого высказывания, подготовить учеников к успешному усвоению образовательных программ.  И какова бывает радость, как светятся счастьем глаза малыша, когда нам удаётся «завести моторчик», научить правильно произносить звуки, не путать их в словах, грамотно строить предложения! У ребёнка « вырастают крылья», когда он может выразить своё мнение, сказать то, о чём он думал и мечтал.

Моя педагогическая деятельность приносит положительные результаты не только в речевом, но и в психологическом, а также интеллектуальном развитие детей. В прошлом учитель-логопед работал с детьми имеющими речевые нарушения, а сегодня все больше и больше встречаешься с сочетанными нарушениями, тем самым берешь на себя роль психолога и дефектолога.

Хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня активно внедряется интегрированное и инклюзивное образование детей, имеющих особенности развития. Это связано, в первую очередь с тем, что число таких детей неуклонно и очень быстро растет. На мой взгляд, причиной роста детей с особенностями в развитии может быть ухудшение экологии, что влияет на протекание беременности, усовершенствование медицины, что позволяет сохранить патологическую беременность,  осложнения во время родов и сохранение жизни детей рождённых с патологиями, вредные привычки родителей и много другое.

Естественно, что проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования и науки Российской Федерации, а также системы специальных коррекционных учреждений.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной, адаптированной среды, обеспечивающей адекватные и равные с обычными детьми возможности для получения образования и всестороннего развития личности. В этой отрасли постоянно требуется все больше и больше специалистов, готовых качественно, своевременно и быстро выполнять свою работу. Именно от этих специалистов зависит счастливое будущее подрастающего поколения и всей нации.

Я несомненно уверена, что профессия дефектолога будет на пике популярности в ближайшие двадцать лет.  И уже сегодня я могу отнести себя к дефектологу, ведь это педагог, который занимается коррекционной, образовательной, воспитательной и развивающей работой с детьми с ОВЗ, что на сегодняшний день я и выполняю в своей профессиональной деятельности.

Работая по выбранной мною профессии, не перестаю радоваться тому, что она гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии. Считаю, что моя профессия одна из самых главных, ответственных, востребованных профессий, она очень занимательная, в ней каждый день вместе с детьми испытываешь чувство радости, ощущаешь себя полезной, а приносить пользу – огромное счастье!

Люблю свою нелегкую, но нужную и интересную работу. Я горжусь своей профессией!

«Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам он был ребёнком».

В.А.Сухомлинский

Эссе «Дефектолог – профессия на века?!»

(прошлое, настоящее, будущее профессий)

Рождение ребенка! Сколько радости, счастья, планов на будущее у родителей. Конечно, он будет самым умным, целеустремленным, успешным в жизни! И вдруг, как гром среди ясного неба, диагноз – «особый ребенок», ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Кажется, что жизнь померкла, конец всем надеждам.

С этого момента развитие такого ребенка находится в руках особенного специалиста – учителя-дефектолога. Главная задача человека, выбравшего эту нелегкую, но такую нужную профессию, обучать и развивать «особенного» ребенка, помочь ему адаптироваться в социальной, бытовой, профессиональной и других сферах, жить полноценной жизнью, приобщать к окружающему миру, его достижениям и ценностям.

Выбирая свой профессиональный путь, я никогда не думала, что так близко узнаю «особенных» детей. Наверное, так было угодно судьбе, что после 14 лет работы с обычными детьми, я начала работать с детьми-инвалидами. Вот уже 30 лет я в этой профессии и ни разу не пожалела о том, что так круто изменила профессиональную направленность.

Понимание уникальности детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), стремление к их развитию и социализации – достижение совсем недавнего прошлого. Научить такого ребенка учиться, быть полноправным членом общества – задача не из легких. От педагога требуется терпение, творчество, трудолюбие, порой и чувство юмора, умение видеть перспективу в развитии ребенка. Наша работа часто сопряжена с большой эмоциональной, психологической и, даже, физической нагрузкой. Не всегда общество понимало и принимало «особых» детей. Были времена (я их пережила), когда приходилось и мне отстаивать интересы моих воспитанников в спорах с чиновниками от образования.

К счастью, все это в прошлом.

В наше время отношение к «особенным» детям стало меняться, отсюда выросла востребованность в специалистах-дефектологах.К сожалению, их пока мало.

В связи с принятием программы инклюзивного образования учитель-дефектолог теперь нужен и в общеобразовательной школе, а не только в коррекционной. Кроме детей-инвалидов очень возросло количество учащихся с задержкой психического развития. С ними так же проводятся коррекционно-развивающие занятия. Моя работа заключается не только во взаимодействии с детьми и педагогами, но и с родителями «особенных» детей. Здесь порой возникают больше трудностей, чем в  работе с детьми. Очень часто родители  не осведомлены об особенностях собственного ребенка, не хотят слышать и принимать его дефекты как данность, убеждая дефектолога в обратном. Моя задача – правильно донести до них нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться и поддерживать своего ребенка. Ведь обучение и общение детей с ОВЗ проходит в общеобразовательной школе, а не в специализированной коррекционной школе. Отсюда и большие трудности у педагогического коллектива и у учителя-дефектолога. Работа с учеником, которому каждый шаг дается с большим трудом, намного сложнее чем с обычным. Поэтому и результат появляется не сразу. Но тем он и дороже.

К сожалению, из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжелых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других причин, все чаще на свет рождаются дети с теми или иными отклонениями в развитии. Число таких детей, к нашему сожалению, постоянно растет. Поэтому профессия учителя-дефектолога в современном мире очень востребована. В будущем, я думаю, появятся какие-то новые направления в этой области, но суть профессии не изменится – принять «особого» ребенка и, насколько возможно, подготовить его к жизни в обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *