Эссе учитель новой формации кто он

Эссе на тему:

«Учитель новой формации»

Подготовила:

Гриценко Татьяна Николаевна

Чтобы быть хорошим
преподавателем,

нужно любить,
что преподаешь,

и
любить тех, кому преподаешь.

Василий
Ключевский

Учитель…
Верно отмечено, что слово «учитель» имеет двойное значение: в узком понимании –
это преподаватель, тот, кто учит детей, открывает перед ними широкое окно в мир
знаний и побед человеческого разума; а в широком смысле – высокоавторитетный,
мудрый человек, оказывающий огромное влияние  на весь моральный и духовный
облик людей, указывающий им верную дорогу в жизни.

Учитель не только нам дает какие-то предметные знания, но и
учит бороться, побеждать, переживать неудачи, извлекать из них уроки, учит
постижению смысла жизни, человеческих взаимоотношений. Можно сказать, учитель
вершит человеческие судьбы.

Кто он- учитель новой формации? Это очень
образованный, широко эрудированный, мобильный, коммуникабельный, креативный
человек, то есть учитель «нового поколения». Способность к пониманию,
терпеливость, доброта, любовь, чуткость,…Такие  душевные качества отличают
Учителя с большой буквы. А главной чертой преподавательской деятельности
должно быть творчество и сотворчество,  потому что профессия учителя
является не менее творческой, чем профессии художников, писателей и т.п. Один
человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора,
актера, организатора и еще много чего. Ответственность невероятная: ошибка
учителя не так заметна, как ошибка врача, например, но может привести к
непредвиденным последствиям.


Учитель
никогда не воспитает всесторонне развитую личность, нацеленную на  будущую
счастливую жизнь, если не будет счастлив сам. Поэтому, несмотря на любые
жизненные обстоятельства, новый учитель -образец жизнерадостного человека,
полного оптимизма и положительных эмоций. Нужно  объяснять своим
ученикам, что победы в жизни начинаются с победы над самим собой. Учить
детей задумываться о собственном «Я»  и  при любом жизненном препятствии
идти вперед – не сдаваться!

«Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, но
всего больше — знанием дела и справедливостью…» Эти слова  И.Гете должны
стать основополагающими критериями в работе педагога двадцать первого века.

В
модернизации образования, в реформировании образовательного процесса
центральной фигурой является учитель — исследователь, учитель -лидер как
УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ — духовно развитая, социально зрелая, творческая
личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом
педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он
несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой
личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.)

ЗАДАЧИ,
которые должен решать УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ:1. УЧИТЬ новому мышлению, методам
познания и самоорганизации.2. Уметь подвести к двери, дать ключ и научить
ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим
инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир
знаний.3. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и
в динамике.4. Научить учащегося самоорганизации и показать ему реальный путь к
самореализации /по спирали/:Я — САМОИЗУЧЕНИЕ — САМОВОСПИТАНИЕ — САМООБУЧЕНИЕ —
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ — САМОРАЗВИТИЕ — САМОПОЗНАНИЕ
-САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.

Это значит:

4.1. Показать
всепроникающий принцип подобия в природе, мышлении. Научить искать подобия,
аналогии для новых изучаемых явлений, углубляя и меняя их по мере
необходимости;

4.2. Научить
участника ОП использовать все навыки и умения в процессе познания;

4.3. Помочь
раскрыть полный потенциал ученика и вывести его в космос творчества. Это и есть
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР на будущее, отличающийся от задачи традиционной школы:
дать некоторый объем знаний и методов работы по школьным основам науки.

Учитель новой
формации  по В.А. Сухомлинскому должен владеть такими умениями :

1. УМЕТЬ ЛЮБИТЬ
детей — важнейший компонент принципа гуманизма и важные качества воспитателя,
учителя; безусловно, принимать мир и человека.

2. УВАЖАТЬ
РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА — видеть в каждом личность -необходимое качество учителя.

3. ВЕРИТЬ в
РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА — залог успеха ОП, выражает оптимистическую линию гуманизма.

4. ЗНАТЬ РЕБЕНКА,
ЧЕЛОВЕКА — без знания души личности воспитание является слепым; быть гуманным —
значит быть человековедом.

5. ПОНИМАТЬ
РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА — нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его
глазами.

6. БЕРЕЖНО
ОТНОСИТЬСЯ к ДУХОВНОМУ МИРУ и ПРИРОДЕ ЛИЧНОСТИ — каждая личность имеет свой
неповторимый духовный мир, имеет свой опыт, привычки, взгляды.

7. БЕРЕЧЬ и
РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА — без этого невозможно ни
воспитание, ни самовоспитание.

8. СТАТЬ ДРУГОМ
РЕБЕНКА, ЧЕЛОВЕКА как соучастника ОП, который должен видеть в нем друга,
чувствовать поддержку и помощь.

Настоящему  учителю важно  быть способным к импровизации, т.е.
уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует
постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и
самообразования, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и
является умение и желание  учиться. На своих ошибках и победах, на опыте
коллег, у своих учеников. Это  постоянное стремление к совершенству, на мой
взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе
со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться, совершать
открытия. А если он уже все про всех  знает (только так и не иначе, и не
спорьте с ним) — тут он и перестает быть учителем.

Если
урок — это общение, а не просто работа, если это  искусство, а не только
учебное занятие,  если это жизнь, а не часы в расписании, то  спроси у себя:
«Зачем иду на урок? Какую Мысль ребятам оставила? Какое Чувство пробудила?
Людей или учеников видела в них? О чём думали они, слушая тебя? Может, только
делали вид, будто слушали, а думали — ни о чем? Или думали о том, чего не было
на уроке, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своём? Что полезнее,
важнее для них было в тот миг?»

Какие бы технологии, методы и приемы ни использовал в своей
практике педагог, важно стремиться к тому, чтобы опираться на законы
естественного развития каждого ребенка,  его особенностей, стремлений,
потребностей, не противопоставлять, как пишет  Януш Корчак, «мир,  зажатый в
чёрной классной доске, миру, плывущему за стёклами».  «Детей нет — есть  люди,
но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой
чувств. Одна из грубейших ошибок  — считать, что педагогика является наукой о
ребенке, а не о человеке»,- пишет Я. Корчак  в своей книге  «Как любить
ребенка». Мы делаем все, чтобы подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. И
часто забываем, что ребенок живет здесь и сейчас, детство — полноценный этап
жизни человека. Его радости, беды, трагедии, успехи — это все по-настоящему,
«разве существует жизнь в шутку?». Нам, взрослым, следует уважать и незнание
ребенка, и  его  неудачи и слезы, тайны. Помнить, что ему надо бегать, так, как
дышать, ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на
раскрашивание  картинок. И он прав.

Я люблю школу. Люблю, как у Плутарха, учебные занятия;  просто
здание, эти стены, окна, парты. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся
гулом детских голосов. Люблю днем – собранную, шумную, деловую и веселую. Люблю
вечером — немного уставшую, но довольную. Люблю длинные тени, которые ложатся
на парты, стены, запоздалый звонок, который как-то обиженно прозвенел, как бы
спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о
том, что завтра опять будет завтра…

Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего?

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. КОЗЫБАЕВА

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Эссе

на тему:

«Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего? »

Выполнена :

студент 1 курс СКГУ,МПФ, ДОВ-12

Тищенко Е.Ю

Проверил:

к.п.н., доцент кафедры «Педагогика»

Петропавловск, 2012

«Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в проводнике, способном предвидеть главные опасности, помогающем успешно войти в социум».

Т. М. Мажикеев [1].

Тему учителей новой формации я взяла не случайно, так как это в наше время очень обсуждаемая тема. Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.

Во все времена, на протяжении существования всего человечества, образование являлось неотъемлемой частью жизни каждого человека. И, конечно же, важной особенность нынешнего образования является то, что основным инструментом, частичкой человеческого общества, которая обучает молодое поколение, является учитель. Учитель всегда занимал поистине особое место в обществе, так как он был и остается носителем основных принципов всеобщего образования. На протяжении многих лет на земле были войны, конфликты и катастрофы, но учитель по-прежнему не утратил своей основной функции — обучать и воспитывать.

Педагогика является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы с ней сталкиваемся при воспитании, обучении и получении образования. Но мы не должны забывать о наших педагогах, которые дают и будут давать знания нам и нашим детям, поэтому они должны быть полноценными специалистами в условиях современного рынка.

Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.

Для этого у нас в Республике разработана специальная программа по обучению педагогов новой формации, будущих конкурентоспособных специалистов.

Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования в РК.

Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования РК [2].

Целью педагогического образования на разных его этапах является содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные особенностями развития системы образования в РК на современном этапе, введением общего 12-летнего образования.

Острые проблемы, назревшие в педагогическом образовании Республики, необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров требуют его реформирования в соответствии с тенденциями развития мирового образовательного пространства в контексте устойчивого развития общества.

Реформы системы образования в РК, происходившие в течение последнего десятилетия, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и дальнейшего развития всей системы образования в республике[3].

«Педагогические технологии — это сложные и открытые системы предметов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями.

Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» стал внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания.

В основу стратегии «Казахстан — 2030» положен принцип демократизации, гуманизации, гуманитаризации. Этот принцип красной нитью пронизывает сферу образования и заложен в Законе Республики Казахстан об образовании /ст.3/. Из пяти ключей к будущему (по Н.А.Назарбаеву) четвертый ключ требует немедленного решения развития сферы образования. Поэтому важнейшая задача — разработать научно-методическое обеспечение вышеназванного принципа, чтобы успешно усвоить и реализовать идеи развития школы, введения новых образовательных технологий в образовательный процесс, опираясь на идеи о безграничности развития личностного потенциала, на комплексный взгляд на человека, гражданина и личность, его место и роль в социуме, расширяя и углубляя понимания природы учащихся и педагогов, открывая новые подходы в деятельности учителей. Таким образом, в области образования приоритетными принципами провозглашены демократический характер управления образованием, гуманистический и развивающий характер [1].

Именно образование наиболее тесно связано со становлением личности человека, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества, ключевой фигурой в этой сфере был и всегда будет педагог — компетентный специалист, социально зрелая творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному самосовершенствованию. Педагогическое образование является приоритетным звеном всей системы образования, так как определяет эффективность ее функционирования в целом и каждого ее звена в отдельности [4].

Сейчас мы находимся в начале нового тысячелетия. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье и развитие, проявление своих физических и духовных сил, — становится обобщённой системой взглядов, убеждений и идеалов учителя XXI века. Утверждение гуманистического мышления будет способствовать становлению нового стиля взаимоотношений учителя с учащимися. Наиболее характерными чертами такого стиля являются:

реализация идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;

постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным;

предпочтение косвенной формы педагогического требования к учащимся (совета, просьбы, предложения) прямым (указание, распоряжение, приказ);

эмоциональная окрашенность деловых отношений с учащимися;

наличие постоянного контроля в процессе осуществления деловой коммуникативной деятельности;

оказание помощи ученику в его саморазвитии через воспитание культуры, отношения к самому себе, людям, природе.

Среди растущего разнообразия педагогических специальностей школьный учитель продолжает оставаться наиболее многочисленной и массовой профессией. Последние десятилетия характеризуются активными поисками путей реорганизации педагогического образования в свете требований XXI века. Как отмечает ряд видных исследователей в области зарубежной педагогики (З.А. Малькова, В.Я. Пилиповский), наиболее общими тенденциями в модернизации систем подготовки учителей являются:

улучшение в подготовке учительских кадров для различных типов школ. Университеты становятся основным типом высшего учебного заведения для подготовки учителей, что приближает учительскую профессию к уровню других специальностей и способствует повышению её роли в обществе;

многоуровневость и вариативность педагогического образования. Учителя и другие специалисты, имеющие дело с обучением детей и взрослых, готовятся по программам различной продолжительности (бакалавра, специалиста, магистра) и разной направленности, что сказывается на профессиональной карьере, в том числе и оплате труда;

усиление общеобразовательного компонента в содержании педагогического образования. Учитель для выполнения своих усложняющихся функций должен быть разносторонним и высокообразованным человеком, духовно богатой и тонко чувствующей природу другого человека личностью;

создание альтернативных возможностей подготовки учительских кадров из специалистов других профилей;

привлечение к учительской профессии талантливой молодёжи путем предоставления ей различных льгот и привилегий;

Следует отметить, что часть из вышеназванных аспектов находит своё практическое воплощение в практике жизни и педагогической деятельности учителей.

В качестве основных проблем в сфере организации образования и учительского труда (в частности, с использованием информационных технологий) можно выделить следующие:

. Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе, — с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе — с другой.

. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.

. Подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.

Таким образом, уже на стадии вузовского обучения будущим педагогам необходимо готовиться к использованию компьютера в учебном процессе вообще, овладевать умениями и навыками работы с компьютерами при преподавании конкретных дисциплин [5].

Учитель новой формации — это духовно-нравственная, граждански ответственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, социально личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей.

Компетентность — личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков. Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога.

Учитель должен ясно осознавать саму ценность образования, в совершенстве знать собственный предмет, методику его преподавания, педагогику и психологию, использовать личностно- ориентированные педагогические технологии и обладать мотивацией к развитию своей личности.

Так же, как и многие сферы нашей жизни требуют выработки определенных требований, так и к учителю предъявляются определенные профессиональные требования. Без этих правил и требований учитель не сможет стать полноценным специалистом и быть конкурентоспособным, что сейчас является неотъемлемой частью нашей жизни.

Требования к общей образованности:

знать основные закономерности развития природы и общества;

знать и быть готовым соблюдать этические и правовые нормы, определяющие отношения людей друг к другу и к окружающей среде;

иметь целостное представление об общественных и педагогических процессах и явлениях, их взаимосвязи и взаимообусловленности;

знать государственный язык РК — казахский, а также владеть русским и иностранным.

Требования к профессиональной компетентности:

понимать сущность и социальной значимости своей профессии;

знать Международную конвенцию о правах ребенка, законы и нормативные акты РК об образовании;

быть способным в условиях развития техники;

быть готовым при реализации проф. Функций решать задачи;

уметь рационально организовывать свой труд.

Учитель новой формации — это и учитель-лидер — современный гуманитарный этический ассертивный лидер как реальный человек, живущий открыто в своем миропонимании и поведении в миру. Он заботится о благе коллег, своей моральной стабильности и мировоззренческой определенности, понятной для окружающих людей. Он выявляет и искореняет несправедливость. Лидер углубляет свое понимание добра и блага[4].

Учитель новой формации — духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.)

Задачи, которые должен решать учитель новой формации:

1. Учить новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

. Уметь подвести к двери, дать ключ и научить ученика как участника общеобразовательного процесса (ОП) пользоваться этим инструментом. Помнить: никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний.

. Научить участника ОП самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.

Я- самоизучение -самовоспитание -самообучение- самоутверждение — саморазвитие — самопознание — самореализация [6].

Учитель новой формации должен обладать лидерскими качествами:

Интеллектуальные способности:

ум и логика, рассудительность и проницательность, оригинальность и концептуальность;

знание дела и речевая развитость, любопытство и познавательность;

Черты характера — инициативность и гибкость, созидательность и творчество; честность, смелость и личностная целостность; самоуверенность и уравновешенность, независимость и самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, обязательность;

Приобретенные умения — умение заручаться поддержкой; умение завоевывать популярность и престиж; такт и дипломатичность; умение брать на себя риск и ответственность; умение организовать; умение менять себя и быть надежным; умение шутить и понимать юмор; умение разбираться в людях.

Учитель новой формации как великий деятель:

. окружен своими лучшими учениками: вечно здесь светлое, радостное, лето;

. он улыбнется — радость и праздник в душах учеников;

. не скрытен: эмоции для него — педагогическое средство; он свободен от предупреждений;

. он постоянен и последователен во всех своих деяниях; он обладает высшим знанием и делает все хорошо. Он ничего не забывает, ничего не путает, никогда не ошибается;

. он сам придумывает: создает и поддерживает особые условия, особую атмосферу, стимулирует учеников в работе;

. он поддерживает коллег, и все вместе являются единым коллективом единомышленников, выступают единым фронтом, и нет у них различий в мнениях и ценностях[3].

Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». [7].

Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий педагогам образовательных учреждений использовать наиболее оптимальный, на их взгляд, вариант. С целью повышения эффективности образовательного процесса был разработан свой вариант технологии обучения. Одной из особенностей разработанного варианта является ориентация на развитие творческого мышления, познавательного интереса, формирования навыков самостоятельной работы учащихся. Интерактивные методы обучения способствуют демократизации учебно-воспитательного процесса. Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников процесса обучения, учащиеся принимают взаимную ответственность за его результаты, то есть принципы демократии получают реальное воплощение на уроке[8].

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. В общепринятом смысле слова «интерактивность» традиционное образование монологично, преобладает вербализированная активность. Интерактивные методики устремлены на такую организацию процессов образования, которые фактически представляют собой самообразовательные процессы, когда информация непрерывно циркулирует в контурах общения (мониторинг, коммуникативность). Вместо схемы «поучили — проверили — оценили» востребована рефлексия — непрерывное соотнесение результатов с целями — истинное оценивание. Интерактивные методики опираются на представление о том, что абстрактные знания для личности не существуют, знание скорее вырастает, а не передается.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько дидактических и педагогических задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки, то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы [1]. В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:

учебные электронные издания;

компьютерные обучающие системы;

аудио-, видео-учебные материалы и многие др.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на компакт-диске, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Применение компьютера должно учитывать сложившиеся формы обучения. Современные формы обучения независимо от типа школы имеют следующую инвариантную структуру:

актуализация опорных знаний;

формирование новых понятий;

применение знаний, формирование умений.

Компьютерные обучающие и контролирующие программы — программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:

индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;

моделировать и имитировать процессы и явления;

проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.

Аудио — и видеоучебные материалы — записываются на магнитные носители, аудио — и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

Компьютерные сети — средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи[9].

Сегодня в системе образования происходят очень большие изменения — меняются задачи, пересматривается содержание образования. Об этом сказал министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов.

«Изменения, с учетом новых стратегических национальных задач, обозначенных в Послании Президента РК, прежде всего, уже направлены на то, чтобы хорошим было содержание образования. Мы реализуем госпрограмму «Балапан», готовим для детей детские сады, так как впереди самое главное — переход на 12-летнее образование. Это очень большая задача. В предстоящие пять лет планируется построить 522 школы. Если мы в предыдущей пятилетке строили 100 школ, то теперь надо — 522. Самое главное для нас — содержание образования, потому как, не подготовив «хорошего содержания», вряд ли можно говорить о качественном образование. Это первое.

Далее, конечно, хорошие школы, современное оборудование и хорошие компьютеры — тоже важные факторы качественного образования, но, не подготовив наших педагогов, вряд ли можно говорить о хороших результатах в образовании. Все эти направления и вопросы взаимосвязаны, взаимоувязаны, взаимозависимы. Сейчас готовится очень серьезная программа подготовки и переподготовки педагогических кадров. Мы хотим в предстоящие 4-5 лет подготовить и переподготовить по новой программе 120 000 работников образования. Будет введена категория учителей — первый, второй, третий уровень учителей, высший, которые пройдут полностью переподготовку в «Назарбаев — интеллектуальной школе», они пройдут подготовку уже в Национальном центре по международным стандартам. Это будут учителя новой формации. В педагогических вузах будут увеличиваться стоимость грантов, стипендии. Причем, мы теперь будем вести жесткий отбор тех, кто будет учиться на педагогов. Это самое важное. Я думаю, что, если мы «наладим» качество педагогического состава нашей страны, то все остальное, о чем я говорил выше, приложится к этому и даст хороший результат и в этом будет заложен наш главный успех в современном мире», — подчеркнул министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов.

Кстати, в тот же день глава ведомства провел расширенный актив с руководителями вузов, колледжей, школ, детских дошкольных учреждений, на котором обсужден ход реализации государственной программы образования на 2011-2020 годы и вопросы модернизации средней и высшей школы в свете поставленных Президентом РК задач по ускоренному строительству индустриального Казахстана[10].

Говоря о учителе новой формации, я не могла не задеть другое понятие, школа будущего. То есть, в школе будущего по определению должны работать учителя новой формации. Дословно, учитель новой формации это и есть учитель, более информированный о детях будущего, умеющий предугадывать мысли своих учащихся. Для того чтобы он смог привить все навыки современной жизни своим ученикам, он сам должен в совершенстве обладать этими качествами и умениями, а значит быть мастером своего дела.

Список использованной литературы:

учитель будущее интерактивное обучение

1.Мажикеев Т.М. Инновационные процессы в методической работе и в управлении школой/ Т.М. Мажикеев, С.Ж. Тауирбекова. — Алматы, 2001

. Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан ,. Астана — 2010

. ГОСО РК 3.08.270 -2006 «Образование высшее профессиональное». Бакалавриат. Специальность 050120 — профессиональное обучение

. Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя. -Алма-Ата: Мектеп, 1984.

. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 1999.

. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

. Толстой Л.Н. Полное сочинение соч. Юбилейное издание — М., 1928-1952г. Т.7 — стр. 342.

8. Закон РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями <jl:30118752.0%20> по состоянию на 09.01.2012 г.)

. Атутов П.Р. Технология и современное образование.//Педагогика. 1996. №2.

. Журнал «Справочник классного руководителя № 7 — 2011»

Эссе «Учитель новой формации: кто он, преподаватель школы будущего?»

Амановой Лейлы Джабраиловны учителя физии и математики КГУ «Школа –гимназия № 10» акимата города Рудного

«Мудрoсть питaется знaниями. Дoрога к мудрoсти длиннa и тернистa. Пoэтому мoлодежь нуждaется в прoводнике, спoсобном прeдвидеть глaвные опaсности, помoгающем успешнo вoйти в сoциум».

Т. М. Мaжикеев

Тeму учитeлей нoвoй фoрмации я взялa не случайнo, тaк кaк этo в нaше врeмя очeнь обсуждaемая тeма. Говоря о специaлистах нoвой фoрмации, мoжно скaзать, чтo педагoг дoлжен всeгда стрeмится к нoвому, изучaть нoвые технoлогии и, конeчно же, не отставaть от рaзвития сoвременной тeхники.

Вo всe врeмена, нa прoтяжении сyществования всегo челoвечества, образoвание являлoсь неoтъемлемой чaстью жизни кaждого чeловека. И, кoнечно жe, вaжной осoбенностью нынeшнего образoвания являeтся тo, чтo оснoвным инструмeнтом, чaстичкой чeловеческого oбщества, кoторая обучaет мoлодое пoколение, являeтся учитeль. Учитeль всeгда зaнимал пoистине осoбое местo в oбществе, тaк кaк oн был и остaется нoсителем оснoвных принципoв всеoбщего образoвания. Нa прoтяжении мнoгих лeт на зeмле были вoйны, кoнфликты и кaтастрофы, нo учитeль пo-прeжнему нe утрaтил свoей оснoвной фyнкции — обyчать и вoспитывать.

Тaк жe, кaк и мнoгие сфeры нaшей жизни трeбуют вырaботки опрeделенных трeбований, тaк и к учитeлю прeдъявляются опрeделенные прoфессиональные требoвания. Бeз этих прaвил и требoваний учитeль нe смoжет стaть полнoценным спeциалистом и быть кoнкурентоспособным, чтo сейчас являeтся неoтъемлемой чaстью нашeй жизни.

Учитeль новoй фoрмации дoлжен быть духoвно развитoй, сoциально зрелoй, твoрческой личнoстью, кoмпетентным специалистoм, профессиональнo влaдеющий всeм арсеналoм педагoгических срeдств, стрeмящийся к пoстоянному самoсовершенствованию. Он нeсет ответственнoсть в формирoвании и рaзвитии высoкообразованной творческoй личнoсти и максимальнoй самореализaции.

Вeликий писатeль Л.Н. Толстoй считaл: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Я думaю, чтo, eсли мы «нaладим» качествo педагoгического сoстава нaшей стрaны, тo всe остальнoе, о чeм я говoрилa выше, прилoжится к этoму и дaст хорoший результaт и в этoм будeт залoжен нaш глaвный успeх в сoвременном мирe.

Гoворя о учитeле новoй фoрмации, я нe мoгла не зaдеть другoе пoнятие, шкoла будущeго. Тo eсть, в шкoле будущeго пo опрeделению дoлжны рабoтать учитeля новoй фoрмации. Дoсловно, учитeль новoй фoрмации это и есть учитtль, бoлее инфoрмированный о дeтях будущегo, умeющий прeдугадывать мысли свoих учaщихся. Для тогo чтoбы oн смoг привить все нaвыки сoвременной жизни свoим ученикaм, oн сaм дoлжен в сoвершенстве облaдать этими кaчествами и умeниями, а знaчит быть мaстером свoего дeла.

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: КТО ОН?

«Мудрость питается знаниями. Дорога к мудрости длинна и терниста. Поэтому молодежь нуждается в проводнике, способном предвидеть главные опасности, помогающем успешно войти в социум». Т. М. Мажикеев [1].

Учитель… Учитель всегда занимал поистине особое место в обществе, так как он был и остается носителем основных принципов всеобщего образования, основными функциями которого всегда являлись обучение и воспитание. Учитель новой формации… Кто же он?

Стаж моей педагогической деятельности в качестве учителя математики невелик. Окончив университет в недалеком 2010 году, передо мной открылся путь, в начале которого мне было необходимо решить, каким учителем я стану: буду учить «по старинке» или стану учителем нового поколения… На тот момент было огромное количество мыслей в голове: как научить детей всему тому, что знаю и умею я сама, как стать ребенку другом и товарищем, как стать «своим человеком» в этом нелегком «мире педагогики». Из этого всего я поняла, что стать учителем, образ которого был у меня в голове, я могу только работая по новому, ведь не зря мой педагогический путь практически сопряжен с первым десятилетием 21 века. А это новые открытия, инновационные технологии, новое образование, «новая школа». И в этой школе — учитель 21 века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений — без этого будущее немыслимо. Необходимо быть очень образованным, широко эрудированным, мобильным, коммуникабельным, креативным человеком, то есть учителем «нового поколения». Обладать способностью к пониманию, терпеливостью, добротой, любовью, чуткостью. Так же можно сказать, что необходимо стремиться к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники.

Говоря о специалистах новой формации, можно сказать, что педагог должен всегда стремится к новому, изучать новые технологии и, конечно же, не отставать от развития современной техники. Для этого у нас в Республике разработана специальная программа по обучению педагогов новой формации, будущих конкурентоспособных специалистов. Концепция непрерывного педагогического образования педагога новой формации является стратегическим документом, определяющим цель, задачи и основные направления развития педагогического образования в РК. Данный документ разработан в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в сфере образования РК [2].

Поэтому я стараюсь не стоять на месте, заниматься самообразованием и повышением своей квалификации. Огромным толчком к тому, чтобы называть себя учителем нового формата, было то, что я прошла курсы обучения учителей по программе третьего (базового) уровня, в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан.

Сегодня, в процессе обучения я использую все семь модулей уровневой программы. Ключевым моментом, на мой взгляд, при интеграции уровневых программ в процесс обучения является создание колоборативной среды, то есть благоприятной психологической обстановки в классе. Это основной аспект, который влияет на положительный результат процесса обучения. И именно от психологического настроя учащихся, зачастую зависит продуктивность урока и, как следствие, качество знаний.

Педагогика  является неотъемлемой частью жизни  каждого человека. Он сталкивается с ней на протяжении всей жизни: при  воспитании, обучении и получении  образования. Поэтому педагог должен быть полноценным специалистом в условиях современного рынка.

Сегодня образование не может  быть усовершенствовано без переосмысления  роли учителя в учебно-воспитательном  процессе. Учитель сегодня обязан  дойти до самосовершенствования.

Сейчас учитель новой школы – это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть культурным человеком, прекрасно знать собственный предмет, педагогику, психологию, использовать личностно – ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены в содержании, структуре и способах образования требуют активного включения в систему повышения квалификации в подготовку учителей к реализации реформ.

В основу стратегии «Казахстан — 2030» положен принцип демократизации, гуманизации, гуманитаризации. Этот принцип красной нитью пронизывает сферу образования и заложен в Законе Республики Казахстан об образовании /ст.3/. Из пяти ключей к будущему (по Н.А.Назарбаеву) четвертый ключ требует немедленного решения развития сферы образования. Поэтому важнейшая задача — разработать научно-методическое обеспечение вышеназванного принципа, чтобы успешно усвоить и реализовать идеи развития школы, введения новых образовательных технологий в образовательный процесс, опираясь на идеи о безграничности развития личностного потенциала, на комплексный взгляд на человека, гражданина и личность, его место и роль в социуме, расширяя и углубляя понимания природы учащихся и педагогов, открывая новые подходы в деятельности учителей. Таким образом, в области образования приоритетными принципами провозглашены демократический характер управления образованием, гуманистический и развивающий характер [1].

Современный период развития общества четко обозначил необходимость обновления приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, требует способностей работать в команде, понимать людей, вести диалог, знать свои права, уметь грамотно обосновать и защитить их.

Современный учитель должен четко усвоить, что приоритетными в развитии ученика является жизненная компетентность, морально- духовные основы, следовательно, результатами должны быть жизненные достижения, морально-духовный облик и нравственная чистота, система ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Все это обусловливает высокие требования к будущему учителю и системе его профессионально-личностной подготовки. Только педагог с огромным творческим потенциалом, любовью к детям, широким диапазоном профессиональной подготовки сможет удовлетворить потребность нашего государства в воспитании молодого поколения.

Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке.

Мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить творчески, критически, является насущной проблемой для всех государств.

Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». [7].

Сегодня моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. Мне важно научить своих учеников работать осознанно и самостоятельно, сформировать навыки коммуникации и сотрудничества. И для своих учеников, я — рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет  к Собственным открытиям (а это ли не современные стандарты). А иначе – незачем!

Мой урок живет в моей голове, в моём сердце задолго до того, как перешагну порог класса. Я  его обдумываю, планирую,  мысленно провожу!  Ищу, пробую, ошибаюсь, нахожу новые формы работы — хочу, чтобы мои последующие уроки  были лучше  предыдущих. Я учусь. С нетерпением жду от моих думающих, любопытных детей открытий на уроке. Открытий для самой себя. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке. Смогу я сегодня  открыть дверь и пробудить их желание  познания?

Я не хочу быть скучным учителем, вести монологическую речь, я хочу идти в ногу со временем и не имею права отставать в чем-то от своих учеников, поэтому одним из важнейших условий успешной работы я считаю освоение компьютера и систематическое повышение  квалификации. И это не только изучение методических новаций на курсах, но активное участие в известных педагогических формах учительских порталов, которые позволяют мне быть частью мирового сообщества педагогов.

Мобильность, динамичность, энергичность, современность – эти качества плюс высокая работоспособность характеризует учителя нового времени. Учитель находится постоянно в творческом поиске.

Я поддерживаю главу нашего государства Н.Назарбаева в том, что

«Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах. И учителя обязательно должны всему этому учиться. Недопустимо, когда в школе ученики понимают современные коммуникации лучше, чем учителя, – учителя должны в этом разбираться».

Девизом деятельности учителя новой формации должны стать слова М.Монтессори: «Помоги ребенку все сделать самому, ничего не делая за него. Направь в нужное русло, а остальное он сделает сам».

Однако  хочется в заключении сказать что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель 21 века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Конечно, перемены нас пугают, но они неизбежны. И только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из них пользу.

СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ.

Д. Дидро

Эссе

Кто он- новый учитель?

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

Василий Ключевский

Учитель… Верно отмечено, что слово «учитель» имеет двойное значение: в узком понимании – это преподаватель, тот, кто учит детей, открывает перед ними широкое окно в мир знаний и побед человеческого разума; а в широком смысле – высокоавторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние  на весь моральный и духовный облик людей, указывающий им верную дорогу в жизни.

Учитель не только нам дает какие-то предметные знания, но и учит бороться, побеждать, переживать неудачи, извлекать из них уроки, учит постижению смысла жизни, человеческих взаимоотношений. Можно сказать, учитель вершит человеческие судьбы.

Кто он- учитель новой формации? Это очень образованный, широко эрудированный, мобильный, коммуникабельный, креативный человек, то есть учитель «нового поколения». Способность к пониманию, терпеливость, доброта, любовь, чуткость,…Такие  душевные качества отличают  Учителя с большой буквы. А главной чертой преподавательской деятельности должно быть творчество и сотворчество,  потому что профессия учителя является не менее творческой, чем профессии художников, писателей и т.п. Один человек должен объединять в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора и еще много чего. Ответственность невероятная: ошибка учителя не так заметна, как ошибка врача, например, но может привести к непредвиденным последствиям.

Учитель никогда не воспитает всесторонне развитую личность, нацеленную на  будущую счастливую жизнь, если не будет счастлив сам. Поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, новый учитель -образец жизнерадостного человека, полного оптимизма и положительных эмоций. Нужно  объяснять своим ученикам, что победы в жизни начинаются с победы над самим собой. Учить детей задумываться о собственном «Я»  и  при любом жизненном препятствии идти вперед – не сдаваться!

«Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, но всего больше — знанием дела и справедливостью…» Эти слова  И.Гете должны стать основополагающими критериями в работе педагога двадцать первого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *