Эссе учителя логопеда моя педагогическая философия

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мир детства сладостен и тонок,

Как флейты плавающей звук.

Пока смеется мне ребенок,

Я знаю, что не зря живу!

Н. Власова

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

Е. Щукина

Я не зря поставила в эпиграф два четверостишья. Одно из них относится к миру детства, а другое – к речи. Оба эти четверостишья относятся и к моей профессии логопеда. Профессия логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.

Итак, я педагог-логопед. Я учу детей правильно и красиво говорить. Для достижения своих воспитательно-образовательных целей и задач я использую общепедагогические (дидактические) принципы (системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности, индивидуальности). Не менее важны и методические принципы, т.е. составляющие основу моего педагогического мастерства.

Моя педагогическая философия основана на философии Сократа, который сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Но логопед, а правильнее сказать учитель-логопед сочетает в себе и педагога, и судью, и врача. Особенность профессии логопеда заключается в том, что специалист в этой области должен быть одновременно врачом, психологом и педагогом. Ведь зачастую нарушения речи тесно связаны с психологическими или даже физиологическими проблемами человека. Начиная работу со своим воспитанником, я как логопед, даю оценку анамнезу его развития, среде, к которой он живёт и воспитывается, его физическому и психическому здоровью, уровню его интеллектуального и творческого потенциала.

Чтобы ребенок развивался успешно во всех направлениях, он должен как можно раньше овладеть речью, как инструментом общения и передачи информации. И это совсем не случайно. Речь – это одна из важных функций человека. Она открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связаны развитие и психических процессов, формируется личность в целом. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт, и очень сложно тем детям, которые не могут говорить правильно. И здесь большое поле деятельности для хорошего логопеда.

Учитель-логопед, как один из представителей современного отряда педагогических работников, – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях в смежных с логопедией науках, от творческой активности и инициативы. Надо сказать, что я постоянно занимаюсь самообразованием. Но не только это даёт мне право думать об успехе. Думаю, что самое главное в педагогической деятельности – это личность учителя, его человеческие качества, которые притягивают ребёнка, помогают ему преодолеть робость, максимально раскрыться, вселяют уверенность в своих силах. Мой педагогический принцип – помочь ребёнку почувствовать свою самоценность в образовательной деятельности.

Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в этих глазах живой интерес к новому, не изведанному. Моя главная задача сделать так, чтобы этот интерес не угасал. Здесь не могу отказать себе в том, чтобы привести слова А.С. Макаренко, который писал: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». В этой связи, думается, что учитель-логопед, – это педагог, который сочетает профессии и учителя, и актёра, и музыканта, и дизайнера, и психолога. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво или, как ещё любят повторять учителя-логопеды, — «правильно».

Поэтому, создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, потому что самая большая ценность на Земле – это дети. А правильно свободно говорящие дети, — это в будущем лишенные комплексов, умелые специалисты и полноценные члены общества.

Чтобы достичь успеха, в моём представлении, учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Я культивирую в себе эти качества, и, наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, удовольствие ребёнка от правильно произнесенного слова. В эти минуты я сознаю, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое.

Для решения воспитательных задач стараюсь не только проводить коррекцию звукопроизношения, но и воспитывать у детей добрые чувства и любовь к окружающим, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками, обеспечить атмосферу непринужденного общения, испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.

Таким образом, я прихожу к выводу, что каждый профессиональный учитель-логопед, должен вырабатывать в себе определённые качества. Во- первых — недюжинное терпение, поскольку исправление дефектов речи — процесс достаточно длительный. Кроме того, логопеду необходимо умение подбирать индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывая его особенности. Не менее важна и дипломатичность, ведь зачастую к нему приходят дети с уже сформировавшимися комплексами. И, наконец, самое главное — профессия учителя-логопеда подразумевает наличие серьёзной теоретической подготовки, от которой напрямую будет зависеть успех в работе.

МОУ Степановская СОШ имени Н.К.Иванова.

Эссе

«Моя
педагогическая философия»

Учитель-логопед:
Лебедева Ксения Алексеевна.

«Моя
профессия — учитель-логопед, что означает множество трудов и радостных побед!»

Специальность
учитель логопед можно охарактеризовать как специалист, работающий над
исправлением дефектов речи у детей.

Как
отмечается, большинство детей  раннего возраста, имеют проблемы с речью. Кто-то
преодолевает  их, многим требуется  помощь специалиста.

Используя
специальные  методики и упражнения, логопед учит говорить четко, верно,
красиво. О логопеде можно сказать как  о репетиторе правильной речи.

Я
работаю логопедом   сравнительно недавно. Но, все-таки, попытаюсь поделиться
своими размышлениями о профессии учителя-логопеда, раскрыть значение своей
педагогической философии. Профессия учителя — логопеда означает учить правильно
произносить слова и формировать  грамотную  речь. И это является моей главной
задачей.

Как
сказал мудрец Еврипид «речь — является царицей всех наук». Дошкольный период
считаетсяеё становлением и формированием. Важнейшим условием правильного
развития детей является хорошо развитая речь.

Педагог
обязан любить свою работу, что служит  главным условием успешной деятельности.

Я
думаю, что логопед это:

Педагог,
учитель и психолог,

Филолог
он и он языковед,

Он
воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер,
оратор — это ЛОГОПЕД.

Исследователь,
методист, новатор,

Он
диагност, корректор и эксперт,

И
консультант, и наблюдатель —

Специалист
разносторонний — ЛОГОПЕД.

Согласна
с автором  этих строк Голубевой И.В, чтопрофессия логопеда  содержит в себе
разные и интересные профессии. И это мне очень нравится.

Актер  так  как для того чтобы
ребенок захотел говорить правильно необходимо использовать театрализованные
приемы.

Музыкант  для правильного
певческого дыхания,

Дизайнер — для правильного
овладения речью необходимы специальные условия, поэтому учитель логопед
организовывает их.

Безусловно,
успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда,
его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с
логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.

Как
пишет В.О.Ключевский, «Для того чтобы быть настоящим преподавателем, необходимо
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподашь».

Как
известно многие  великие люди высказывались на тему речи, языка; сколько
пословиц и поговорок сложено:

-Хорошую
речь и слушать приятно.

-По
речи узнают человека.

-Хорошая
речь слаще меда.

Профессия
логопед является занимательной и увлекательной. Каждый день работы с детьми
ощущаю чувство радости. Для меня огромным счастьем является приносить пользу!
Для того чтобы добиться больших результатов необходима плодотворная работа логопеда
и родителей.

Не
в стороне остаются и воспитатели, которые помогают   закреплять в речи детей
поставленный звук.   Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению
дефектов значительно затягивается.

Самым
главным в моей работе  является то, чтобы ребенок поверил в свои силы,
возможности. Радуются победе и родители, педагоги, ведь все мы как единое звено
в педагогическом процессе, заняты одним важным делом – воспитанием, обучением,
развитием детей. Поскольку дети заслуживают уважения, доверия и дружеского
отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых
ощущений, радостного смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и
милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.

По
моему мнению, моя профессия является интересной. Каждый день я чувствую радость и другие эмоции при работе с детьми. Нравится
быть полезной и приносить пользу, при этом  испытывать огромное счастье!

Я
полагаю, что педагогическая философия — это истинная и отчётливая система
взглядов учителя-логопеда  на потенциалы своей профессии, состоящая из целей,
задач и методов, а так же  приёмов обучения и воспитания. Моя педагогическая
философия заключена в моей профессиональной деятельности, в том, как прямо я
понимаю и смотрю на свою педагогическую деятельность.

Сэмюэл
Джонсон сказал:«Будущее приобретается в настоящем». Вероятно в этой цитате и
содержится моя педагогическая философия, которая весьма проста -я не просто учу
ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе, даю ему будущее! И вот
снова я иду по коридору и вижу глаза своих ребят. А, следовательно, они опять с
радостью придут ко мне на занятие. Или просто так — поделиться секретом. А из
этого следует  – Я НА ВЕРНОМ ПУТИ!

Конкурс

«Воспитатель года России 2022»

Эссе на тему:

«Моя педагогическая философия»

Подготовила: учитель – логопед

МБДОУ «Детский сад № 3 «Соловушка»

Лазарева Елена Вячеславовна

Рыльск 2022г.

«Наш особый долг заключается в том,

что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи,

мы должны приложить все силы к тому,

чтобы помочь этому человеку».

Цицерон

Слово «ЛОГОПЕД» у многих ассоциируется с детским садом с нарушением звукопроизношения. Ведь именно там детей учат правильно и четко произносить звуки, слова. Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. Я — учитель-логопед — это мое призвание, внутреннее состояние души, желание помочь и научить. В моих руках оказалось самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга. К каждому из них нужно было подобрать свой «ключик», суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь.

В основе моей педагогической философии лежит принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них свой характер, настроение и эмоции. Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес, узнать нечто новое, пока не изведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал. Все дети требуют индивидуального подхода, одного ребенка надо научить «свистеть», другого «шипеть». Подбор материала – половина дела, важный аспект – установка эмоционального контакта с малышом, расположение его к себе, создание дружелюбной атмосферы. Положительные эмоции помогают быстрее достичь желаемого результата. Ребенок умеет радоваться своим победам так, как дано не каждому взрослому. Если у малыша получилось долгожданное «рычание» — он горд за себя, счастлив. И мне самой на душе становится хорошо. Я переживаю вместе с ними неудачи и вместе радуюсь, когда позади все трудности и, наконец-то, вместе освоен сложный звук. Это большое счастье, видеть, как малыши стремятся к преодолению недостатков и приобретают уверенность в себе. Каждый раз я жду с нетерпением встречу с детьми. Мы учимся друг у друга. Я им помогаю овладеть звуками родного языка, постичь этот мир звучащей русской речи. А дети меня заражают своей энергией, любознательностью, своей искренностью, детской непосредственностью. Я стараюсь понять их удивительный мир, открыть вместе с ними простые истины, таким образом, выстраиваю доверительные отношения. А это мостик к успеху в достижении цели учителя-логопеда.

Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Время летит стремительно. И вот уже выпускной в детском саду. Для меня нет ничего дороже, как услышать красиво звучащую речь. Я счастлива и ни на минуточку не пожалела о выборе своей профессии. Я научила, помогла, мы вместе преодолели трудности. А что ещё нужно для счастья?

В процессе своей деятельности, исправляя речевые недостатки сегодня, делаю большой вклад в их завтрашний день. … Да жизнь не стоит на месте и нужно многое успеть. Мне как педагогу и просто как человеку нужно идти в ногу со временем. Я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно! Туда, где ребенок действительно для меня «не пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Я горю вместе с ними. Мне удаётся понять внутренний мир каждого ребёнка. Это нелегко, но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой и радуюсь успехам. Я буду учить детей правильно и красиво говорить, совершая каждый день маленькое чудо.

Я учитель, я логопед! Я тот, кто бесконечно влюблен в свою работу, в своих особенных детей! Я горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее! Видя результат работы, эмоции детей, я поняла, что учитель-логопед — профессия самая лучшая для меня! Это мой выбор! Это мой путь!

Моя педагогическая философия

Терпение и творчество,
Упорство и победа —
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от меня зависит –
Быть им или не быть.

Я всегда с восторгом смотрела на свою маму. Учителя с большой буквы. С замиранием сердца наблюдала, как она виртуозно ведет урок. С нами, учащимися, она была не просто учительница, она была для нас-собеседником. У нас были не просто уроки истории. Это были уроки дискуссий, рассуждений, путешествий в прошлое. Мы говорили, спорили, находили общее решение или не соглашались друг с другом, и, незаметно для нас самих, изучали новое, повторяли пройденное. Мне всегда хотелось стать такой как она. Но в то же время я мечтала еще о чем-то более большем! Я хотела не просто учить! Я хотела приносить людям такую пользу, которая бы сравнивалась со спасением жизни!!! Поступив в медицинский колледж, я поняла, что медицина — это все-таки не мое.

Однажды я услышала один разговор, который повлиял на мою дальнейшую судьбу. Говорили мама и её, уже достаточно большой, малыш, скорее уже школьник. «Ну как ты не можешь понять, что не «Л», а «Р»! РЫБА, РАК! ТРАКТОР!»- чуть ли не в отчаянии почти кричала мама — «Тебе в школе двойки будут ставить, если ты не научишься говорить эту букву!». Я никогда не забуду глазенки этого мальчика. В них было столько отчаянья! Непониманья того, чего от него хотят. Столько страха, за эти ужасные будущие двойки! «А ведь помогать, спасать жизни можно и другим способом!»- осознала я. Как же раньше я не поняла, что мое призвание совсем в другом! Вот с таким мыслями я и оказалась в нашем КГПУ им. В.П.Астафьева, на факультете специальной педагогики. Вот уж поистине- не мы выбираем судьбу, судьба выбирает нас. Теперь мы с мамой коллеги.

Моя профессиональная деятельность учителя-логопеда началась 18 августа 2011 года. Подходили к концу летние каникулы, и школа стояла в ожидании ребят. Я помню тот день, когда я впервые переступила порог школы. Я словно перенеслась в прошлое. В то счастливое и незабываемое время, когда все было легко и просто, когда в соседнем кабинете сидела моя мама, готовая всегда прийти на помощь; в то время когда я была самой счастливой на свете! От воспоминаний чувства хлынули волной! И именно тогда я поняла — я сделала правильный выбор. Ведь в моих руках будущее ребят, и от меня зависит, каким оно будет, когда они вырастут.

Теперь я учитель! Каждый день, проходя по коридорам школы, я ловлю взгляды своих учеников. Мои ребята… Они так похожи и одновременно все такие разные…Как же их много! Моих хороших! Ради их радостной улыбки, сияющих глаз я ни перед чем не остановлюсь. Они, мои ребята, дают мне силы и идеи для новых открытий в страну знаний.

Учитель-логопед… Что же это за специалист? «Логос» в переводе с греческого – «слово». Вторая часть слова «логопед» «пайдео» – в переводе с греческого означает учить, воспитывать. Учить правильным словам, грамотной речи. И это моя главная профессиональная задача. Учитель-логопед — это нужный и важный специалист! Это «лекарь» речи! Лекарь души! Учитель, от которого у некоторых ребят зависит будущее.Своими словами я бы сказала, что логопед — это врач, который учит или же учитель, который исцеляет. В данной профессии необходимы знания, как из области медицины, так и — педагогики. Невозможно научить ребенка выговаривать звуки, слова — не имея знаний о медицинском диагнозе, о его осложнениях; не зная анатомического строения органов артикуляции.

Свою логопедическую работу я представляю в виде большого айсберга, где дефекты звукопроизношения всего лишь его маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Страшное. Не видное никому, кроме специалиста. Такие проблемы как: нарушение письма, чтения, нарушения мелкой моторики и другие! А эти проблемы влекут за собой еще более страшные последствия- неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность.Всё это влияет не только на успешное школьное обучение, но и всю дальнейшую социализацию ребенка в будущем. Именно поэтому моя профессия выбрана не зря. Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания. Может кто-то из них будет врачом, телеведущим. А может, так же как и я, станет учителем-логопедом.

Я стараюсь быть для детей не просто учителем, а тем человеком, которому можно довериться, который никогда не подведет, не оставит, который обязательно научит правильно и верно говорить.Стараюсь в каждом ребенке найти то особенное, чем он может гордиться. Раскрыть все его потенциальные возможности, которые в будущем обязательно приведут его к нужному успеху. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен, вот, на мой взгляд, основная моя задача, как логопеда. Ведь в каждом человеке-солнце! Только дайте ему светиться! На своих занятиях я не просто учитель- я актриса, сценарист, волшебница, которая за руку может отвести в сказу, в волшебство. Каждое занятие это что-то неповторимое, запоминающееся. Мне очень радостно на душе, когда ребята вновь и вновь просятся ко мне на урок. Для меня это выше всех похвал. Но еще большую радость я испытываю от того, что иду к ним на урок.

В школе я работаю уже третий год и еще ни разу я не усомнилась в сделанном мной выборе. Школа это то место, где я хочу работать и помогать детям. На сегодняшний день я очень горжусь достигнутыми мной результатами, хоть их не так уж и много. И останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Конечно же, у меня, как и у остальных молодых специалистов, есть трудности, с которыми я встретилась на своем профессиональном пути. Ноприходящий с каждым годом педагогический опыт и время, все расставляют по свои местам. Потихоньку я вливаюсь в учебный процесс. И сегодня Я – это уже учитель, а не вчерашняя студентка. И я работаю. Творю. Стараюсь. А за любимой работой и все насущные проблемы отходят на второй план и становятся незаметными, второстепенными. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым я помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей.

А однажды одна ученица сказала мне: «Спасибо за урок!» Это было выше всех похвал! Это было признание меня, как учителя. То, что я испытала в тот момент нельзя описать словами. Я поняла, что я иду правильным направлением! В детстве я мечтала связать свою судьбу с медициной, но разве логопед не помогает выздороветь ребёнку? Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить радость и надежду детям и их родителям, своего рода «выздоровление». Я еще молодой педагог, но уже сейчас «учитель» для меня- это не профессия, это образ жизни.

Моя педагогическая философия заключена в моей профессиональной деятельности, в том, как именно я понимаю и отношусь к своей профессии.
Сэмюэл Джонсон сказал:«Будущее приобретается в настоящем». Наверно в этой цитате и заключается моя педагогическая философия, которая очень проста -я не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе, даю ему будущее! И вот опять я иду по коридору и вижу глаза своих ребят. А значит, они снова с радостью придут ко мне на занятие. Или просто так — поделиться секретом. А это значит еще и еще раз – Я НА ВЕРНОМ ПУТИ!

Размышления на тему: «Моя педагогическая философия»

« Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора

не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить? »

Платон

Моя педагогическая философия? Никогда не задавалась таким вопросом.… Попробую ответить и, наверное, в первую очередь себе.

…Однажды луч сказал солнцу:

— Каждый день я летаю на Землю и согреваю всё живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.

Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?»

Тут он услышал грустный голос человека:

— Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит.

— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — засверкал луч и подарил человеку солнечный огонь.

Вспыхнул огонь в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Человек взял краски и нарисовал для любимой прекрасный букет. «Это чудо!» — обрадовалась девушка.

Потом человек так покрасил дом, что заказчик сказал: «Я думал, вы маляр, а вы настоящий художник. Мой дом превратился в произведение искусства».

Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому человеку, которого встретил.

— Ты поверил в человека, и твоя вера помогла ему стать лучшим, — просияло солнце…

У меня никогда не возникало вопроса: «А кем же я буду?» Я всегда знала, что стану учителем. У меня была любимая игра — я рассаживала все свои игрушки и учила их читать, писать, лепить, рисовать. Когда подросла моя младшая сестра, то «досталось» и ей.

Когда я стала старше и пришло время выбрать свое профессиональное направление я, не знаю почему, забыла свои детские мечты. Может быть, потому что на тот момент это было «не модно», «не престижно», а большинство одноклассников собирались учиться на адвокатов-менеджеров-юристов?

После школы я поступала сразу по двум направлениям в Ростовский Государственный Университет – философия и журналистика. Только теперь я понимаю, что неспроста именно их я тогда выбрала – обе профессии связаны со словом! Прошла на факультет журналистики, и началась моя студенческая жизнь.

Шло время, я училась на первом курсе лучшего в Ростовской области университета одного из самых интересных факультетов, но удовольствия от учебы, от новых знаний я не получала.

И когда следующим летом в разгар вступительных экзаменов я забрала документы из университета и подала их в Таганрогский Государственный Педагогический Институт, многие меня не поняли. Но, как оказалось потом, это был решающий выбор в моей жизни!

Все-таки удивительный этот день – 1 сентября! С него очень многое начинается. И моя любовь к профессии проснулась «по-настоящему» именно в тот день, когда мы – первокурсники (да – да, не «первокурсницы», потому что среди нас были и мальчики – студенты) знакомились со своим педагогом. С какой гордостью, любовью и воодушевлением она рассказывала о профессии логопеда! Как горели её глаза, когда она говорила, что предстоит нам пройти за пять лет обучения! Если честно, я тогда даже подумала: «Когда – нибудь и я буду вот так раскрывать секреты своего мастерства!» Прошло всего десять лет моей педагогической карьеры, и кто знает…

Как быстро летит время…. Казалось, так недавно пришла я на порог детского сада совсем еще неопытным логопедом. Столько вопросов в голове: «Смогу ли я? Получится ли? Как сделать правильно?» И вот уже в который раз проговариваю стихи к очередному выпускному со своими ребятишками – чтоб звучало всё четко и ясно. И уже не вызывают страх родительские собрания, консультации, открытые занятия, педсоветы. С годами приходят мастерство, профессионализм, внутренняя уверенность в своих силах и знаниях!

Вот уже 10 лет я работаю учителем – логопедом. Моя профессия многогранна. Профессиональная компетенция, психология межличностных отношений, речевая культура, толерантное отношение – те качества, которыми необходимо обладать современному педагогу. И, конечно же, не стоит забывать о доброжелательности.

Конечно, меня, как и любого другого учителя в современном мире, не обходят стороной трудности. Жизнь ставит в такие рамки, когда родителям приходится зарабатывать деньги, иметь не одну работу, а две и три. Не остается сил на «простые человеческие радости» — почитать вечером книгу с ребенком, посидеть всей семьей за чашкой чая и поговорить о том, как прошел день, построить планы на будущее… Сил остается только на скорый ужин и мультфильмы перед сном. Удобно ведь: включил телевизор или дал планшет – и занимайся своими делами, не правда ли? А чтобы хоть как-то сгладить свою вину, мы скупаем ненужные игрушки и перед школой находим репетиторов (мы ведь все хотим отличников!). Почему говорю «мы»? Да потому, что сама наступила на эти же грабли, став мамой.

Работая в детском саду, я еще раз убедилась, какое огромное значение имеют занятия по развитию грамотной, интонационно – окрашенной, плавной речи! В наш сложный век гаджетов дети порой сталкиваются с одиночеством и безразличием. Посмотрите на наших детей! Они же совсем не умеют общаться, выражать свои мысли и чувства, желания! Что говорить о ребенке, если и мы, взрослые, практически не используем в речи жесты, мимику, средства выразительности! Будь то веселый рассказ или грустная история – не меняем окраску и силу голоса. Кто же поможет малышу, как не логопед? Любое слово, фразу, предложение педагог должен так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво или, как еще любят повторять мои коллеги, — «правильно». Работа логопеда не сводится только к тому, чтобы «поставить» звуки. Моя задача – помочь детям исправить имеющиеся речевые нарушения, способствуя становлению гармоничной личности ребенка, его социализации в противоречивом и быстро меняющемся мире.

Научить ребенка свободно пользоваться словом, получать удовольствие от общения, непроизвольно используя всю красоту родного языка, нужно именно в детстве, позже этого труднее будет добиться. Еще Л.Н. Толстой говорил: «Разве не тогда (в детстве) я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю оставшуюся жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Итак, что же есть «моя педагогическая философия»?… Могу сказать точно – это философия Веры и Любви. Веры в себя, как профессионала – в свои силы и знания. Вера в родителей – их заинтересованное отношение к своему ребенку и желание сотрудничать с учителем – логопедом. А самое главное – Вера и Любовь в ребенка! Мой педагогический принцип – помочь ему раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою значимость!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *