Эссе учителя начальных классов на конкурс воспитать человека

 «ЭССЕ»

учителя начальных классов

Куулар Честек-Кат Николаевна

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница Доржу Лидия Монгушевна. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый  голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, проведённые с моей первой учительницей. Совместные прогулки, экскурсии, праздники – всё это сохранилось в моей памяти. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.

Когда я впервые вошла в родную школу в роли учителя, мой наставник прочитала стихотворение, которое я помню до сих пор:

УЧИТЕЛЬ – короткое слово,
А смысл, как тугая коса, –
Плетение с виду простое,
Но так многогранна краса.
Ты – друг, ты – пример, ты – наставник,
Геолог ты и ювелир –
Ты точной и мудрой огранкой
Алмаз в бриллиант превратил.
Будь бережен с каждым алмазом,
Который доверила жизнь,
Он дастся огранке не сразу –
Терпения ты наберись.
Учитель – и словом, и делом
Таланта искру разожги,
И каждому добрым примером
Путь в жизни найти помоги.

Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.

Школа – это  вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и  духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог.   Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ  И.  Ильин: «Учитель  в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии  обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня.

Учителем я работаю семнадцать лет. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я забочусь о своих маленьких «алмазах» и делаю это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение?  В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и  выражающих целую гамму чувств.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен приятными событиями, интересными встречами, полезными советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка». А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я доброжелательна, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение форм, методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет  родителей, которые не мечтали бы о  том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности  проявляются раньше, у кого- то позже.

В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход  в обучении . Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

С целью эффективности образовательного процесса я использую различные формы учебной работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, исследовательские проекты, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять.

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Вспоминая моих учеников, я хочу им сказать словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья, мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен!»

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…

Закончить своё эссе я бы хотела стихотворением:

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,

Лишь снежинки тихонько стучатся в окно,

Спит семья мирным сном уж давно за стеной,

Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.

В них ошибки любимых моих сорванцов —

Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.

Этот слишком уверен, а этот раним,

Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.

Все они непохожи, но в каждом свой мир,

Этот будущий летчик, а этот Шекспир,

Ну а этот, ну, право, зачем мне гадать,

Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.

Я учу их не только писать и читать,

Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,

И добро чтоб дарили с открытой душой,

И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.

Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой

Малышей в мир открытий вести за собой,

Понимать, что в руках твоих зреет, растет

Жизни будущей нашей прекрасный народ.

И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,

Но, зато, каждый день, столько радостных чувств!

Я читаю в глазах своих милых детей

Удивленье, восторг, сотню разных идей!

Завтра снова привычной тропинкой с утра

В класс придет дорогая моя детвора,

Снова буду я самой счастливой на свете,

Улыбнувшись, скажу я им: Здравствуйте, дети!

«Эссе учителя начальных классов»

Эссе учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия №10» г. Новокузнецк

Бондаренко Ларисы Викторовны

«Я – учитель»

Благодарю Судьбу за то,

За то, что детских глаз приняв тепло,

Веду Учеников своих дорогами открытий.

Ещё учась в третьем классе, я решила стать учителем, учителем начальных классов! Глядя на свою первую учительницу Нину Степановну, я в тайне представляла себя на её месте. Это был интересный, умный человек, с которым всегда можно было поговорить на любую тему, спросить любого совета. Для меня она была необыкновенным, замечательным человеком. Дома я играла в школу и учила своих кукол, как Нина Степановна. Видя мою тягу к преподаванию, мама посоветовала мне поступить в институт, выбрать профессию учителя. Что я и сделала. И вот….

Моя профессия самая важная и ответственная. Ведь от того, насколько я проникну в детское сердечко, раскрою человеческую душу, зависит и то, кем ребёнок станет в будущем: будет ли он возводить огромные дома, исцелять людей, рассекать глубины космического пространства, а может быть, так же как и я, стоя у доски, будет «сеять вечное, доброе, чистое. Моя задача, раскрыть в каждом ребёнке его способности, помочь выбрать верную дорогу в жизни.

Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменяюсь сама.

Ни разу я не пожалела о выбранной профессии. И каждые четыре года, провожая уже выросших родных детей, думаю: «Через три летних месяца придут другие, станут такими же родными, а снова их буду учить читать и писать, доброте, любви и уважению ко всему окружающему.

Я люблю свою профессию и своих учеников. Моё педагогическое кредо: «Учить своих детей так, чтобы захотел учиться каждый. Увидеть себя в учениках и помочь им добиться того, к чему стремлюсь сама». Иногда меня спрашивают, почему мне нравится работать в школе? Думаю, что это то, что я умею делать хорошо. И потом, я вижу результат своей работы. А самое главное – горящие глаза детей, их радость от встречи с учителем. Все это дает желание ходить на работу, придумывать что-то новое, развиваться самой!

Источник

Эссе учителя начальных классов

В жизни каждого человека наступает момент, когда он задумывается над тем, какую профессию выбрал. Ты думаешь о том, был ли это случайный выбор в твоей жизни или этому предшествовали разные события прожитых лет.

Почему я выбрала профессию учителя? Примером стала моя первая учительница. Не могу забыть её добрых глаз, требовательный, но ласковый голос, доброжелательное отношение к своим ученикам. И сегодня я ощущаю трепетную радость, вспоминая минуты, проведённые с моей первой учительницей. Совместные прогулки, экскурсии, праздники – всё это сохранилось в моей памяти. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.

Когда я впервые вошла в родную школу в роли учителя, мой наставник прочитала стихотворение, которое я помню до сих пор:

УЧИТЕЛЬ – короткое слово, А смысл, как тугая коса, – Плетение с виду простое, Но так многогранна краса. Ты – друг, ты – пример, ты – наставник, Геолог ты и ювелир – Ты точной и мудрой огранкой Алмаз в бриллиант превратил. Будь бережен с каждым алмазом, Который доверила жизнь, Он дастся огранке не сразу – Терпения ты наберись. Учитель – и словом, и делом Таланта искру разожги, И каждому добрым примером Путь в жизни найти помоги.

Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.

Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно позавидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.

Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель. Как сказал философ И. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас». И, наверное, более ёмко и точно сказать невозможно! У человека любой профессии обязательно были учителя, с их помощью он становился тем, кто есть сегодня.

Учителем я работаю семнадцать лет. Как педагог, я нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Как измерить работу учителя? Ведь он соприкасается с тонкой материей, которая называется человек, которая наиболее хрупкая и ранимая, особенно в детстве. Учитель – это духовный наставник. Каждый день, заходя в класс, я забочусь о своих маленьких «алмазах» и делаю это с улыбкой на лице. А где же черпать вдохновение? В самой себе, в детских глазах, смотрящих на тебя и выражающих целую гамму чувств.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен приятными событиями, интересными встречами, полезными советами, разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, совещаниями, родительскими собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому часто на уроках мы идём с опережением, как говорят педагоги «ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка». А потом, когда при изучении новой темы выясняется, что это мы уже «проходили», вздыхаю облегченно: успела, уже понимают, осталось только закрепить.

У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу.

На уроках я доброжелательна, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение форм, методов и приёмов разных педагогических технологий.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о том, что их дети станут успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого- то позже.

В связи с этим, ещё одним важным аспектом своей работы считаю дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс строю с учётом реальных учебных возможностей, позволяя каждому осваивать универсальные учебные действия оптимальным для него темпом. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

С целью эффективности образовательного процесса я использую различные формы учебной работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, тренинги, внеклассные мероприятия, исследовательские проекты, коллективные творческие дела, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.

Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять.

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею и не хочу. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…

Закончить своё эссе я бы хотела стихотворением:

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,

Лишь снежинки тихонько стучатся в окно,

Спит семья мирным сном уж давно за стеной,

Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.

Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.

Этот слишком уверен, а этот раним,

Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.

Все они непохожи, но в каждом свой мир,

Этот будущий летчик, а этот Шекспир,

Ну а этот, ну, право, зачем мне гадать,

Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.

Я учу их не только писать и читать,

Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,

И добро чтоб дарили с открытой душой,

И, чтоб, Родиной нашей гордились большой.

Я учитель, и, видно, так дано мне судьбой

Малышей в мир открытий вести за собой,

Понимать, что в руках твоих зреет, растет

Жизни будущей нашей прекрасный народ.

И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,

Но, зато, каждый день, столько радостных чувств!

Я читаю в глазах своих милых детей

Удивленье, восторг, сотню разных идей!

Завтра снова привычной тропинкой с утра

В класс придет дорогая моя детвора,

Снова буду я самой счастливой на свете,

Улыбнувшись, скажу я им: Здравствуйте, дети!

Источник

специалист в области арт-терапии

Эссе учителя начальных классов

Часто, в разговоре с друзьями или просто знакомыми, слышу их отношение к профессии учитель. Многие считают, что это неудачный выбор и малооплачиваемый труд. Другие с сожалением и сочувствием смотрят на меня и пожимают плечами. Есть такие, кто не скрывает своего негативного отношения к учителям. Но есть и такие, в том числе и я, которые понимают и с уверенностью говорят, что учитель – это лучшая профессия на Земле.
Что такое учитель для меня? Кто это?

Начальная школа – начало начал! Первоклассник, не умеющий ничего, через несколько месяцев начинает читать, писать буквы алфавита, решать примеры и простейшие задачи – вот это и есть начало «началки»! И я всегда искренне радуюсь первым успехам, но и, конечно, переживаю за неудачи своих воспитанников. Всегда чувствую огромную ответственность за их обучение и воспитание. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Они ждут от меня чего-то нового, интересного. И мне хочется донести до них всё то, что знаю я. Идя на уроки, я стараюсь найти много интересного, не боюсь экcпериментировать, постоянно нахожусь в поиске совершенствования методов преподавания, стараюсь найти подход к каждому ученику.

Детям очень нравится выполнять различные задания. А я смотрю и радуюсь, как мои ученики сидят и «пыхтят» над ними. Таким образом, они развивают своё мышление и самостоятельность. Это им очень нравится! И мне это надо!

За партами сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне и моим детям. И оттого, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя жизнь. У каждого ученика свой путь, своя судьба… Но заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребёнку – главная задача учителя, моя задача. Дети посвящают меня в свои маленькие радости, обиды. В свою очередь я общаюсь с детьми как с родными. Хвалю ли, ругаю ли, мне очень хочется, чтобы они росли хорошими людьми. Я не допускаю в общении с детьми фальши, неискренности. Детское сердце чуткое и щедрое. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Мне хочется, чтобы мои ученики умели радоваться, удивляться, сопереживать, дружить, уважать друг друга и верить в свои силы, всегда выбирая верные жизненные решения.

Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю — каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему! Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.

Ребенок, словно чистый лист бумаги

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда.
Знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и каждый из них обязательно станет хорошим человеком, человеком с большой буквы. Работать с детьми интересно, каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и личностном развитии. Какое это удовлетворение и удовольствие, когда видишь, что твоя работа дает хорошие результаты. Самая большая награда для меня – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Особенно приятно, когда эти результаты вижу не только я, но и родители. Дело в том, что маленькие дети не умеют лукавить. Все, что они чувствуют, можно без труда прочитать на их лицах. Бывает очень приятно, что они по-настоящему рады, когда ты приходишь в класс после небольшой разлуки. Каждый день, занимаясь с детьми, я отдаю им частичку своего сердца, согреваю теплом своей души.

Я – любящий человек! У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь детям! Я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь и одновременно обучаю своих детей этому чувству. «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, а живописец без чувства цвета. Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов.

Мне нравится моя профессия, потому что она дает мне возможность ежедневно погружаться в чудесный мир детства и позволяет мне, в какой-то мере чувствовать себя ребенком. Много лиц встречает человек за свою жизнь, но лицо учителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех. И я не представляю, как прожить без счастливых улыбок моих ребятишек, благодарных слов их родителей, уважения коллег! Каждый день, приходя в школу, я все больше и больше убеждаюсь в том, что я на правильном пути.

Твёрдо верю, будущее за нами, за учителями. Ведь благодаря нам, все люди на земле получают первые и такие важные и ценные сведения, умения и навыки, которыми пользуются на протяжении всей жизни.
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…

Источник

Конкурсное задание — «Я учитель».

Эссе учителя начальных классов

МКОУ «ООШ № 27» п. Тамбукан.

Бутенко Марины Петровны

Всё начинается с тебя,

Ведь ты стоишь у школьной парты

И каждый день, в глаза глядя

Тому, кто будет с нами завтра.

Банальных слов не говоря,

Почувствуй это на мгновенье

И будущее вновь творя,

Ты не испорть своё творенье!

Я учитель сельской школы.
Жизнь не мыслю без детей,
Без уроков, педсоветов,
Без кружков и без идей.
Научить детей учиться,
Рассуждать и размышлять,
Не стоять, а вверх стремиться,

О душе не забывать…

Миновало четверть века,
Как стою я у доски.…

Этим я вполне довольна:
Жизнь моя – ученики.

Я – Бутенко Марина Петровна, учитель начальных классов основной общеобразовательной школы № 27 — школы, выпускницей которой являюсь сама.

Счастлив в судьбе тот, кто встретил на своем профессиональном пути настоящих наставников.  Мне повезло: моим первым наставником была моя мама – учитель начальных классов с большим педагогическим стажем и большой верой в меня. Этот мудрый, добрый человек научил меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Она зажгла во мне огонь, который я несу в своем сердце.

Каждый день иду знакомой тропой к школе. Как же всё знакомо: вот поворот, а вот и любимая школа. Сколько себя помню, столько связана моя жизнь со школой: учёба, работа (сначала пионервожатой, психологом, а потом учителем начальных классов). Иногда думаю: «Почему же я выбрала работу учителя?»

Учитель должен быть психологом, воспитателем, мамой для каждого из учеников. Ведь ребенок, пришедший в класс, — это индивидуальность с сердцем, умом, душой. Как найти необходимые слова? Как вовремя разглядеть те задатки, которые превращаются в таланты? Ответы на эти вопросы найдутся только здесь в школе, в классе в ежедневной кропотливой работе. В процессе этой деятельности, видя результат своей работы, эмоции детей, я поняла, что моя профессия самая лучшая для меня и любимая!

Мои ученики малы. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Дети подмечают все: мое настроение, внешний вид. Поэтому всегда нужно быть собранной, ухоженной, внимательной к себе. Прежде чем учить и воспитывать, надо расположить к себе, стать другом. Как бывает трудно научить детей читать, писать, считать! Еще труднее учить любить, дружить, уважать. Работа учителя – это не только урок в 40 минут. Каждое слово, каждый жест, каждое движение – это пример для ученических открытых сердец.

Я получаю удовольствие от работы! Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

Когда я собираюсь на урок, ставлю перед собой цель: должно быть понятно и увлекательно. Естественно путь познания труден и тернист. Нужно прилагать немалые усилия, чтобы добиться определенных успехов, поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения учащихся в творческий поиск решения поставленных задач.

Следуя мудрости Плутарха, понимаешь: ребенок не «пустой сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь». А чтобы зажечь, нужно самому педагогу гореть.

Учитель – профессия — птица,
Вряд ли труднее сыскать,
С какою другою сравнится,
Ребячьи сердца зажигать!

Ребенок — это открытая книга, и только от взрослых людей зависит, что будет написано на ее страницах.

У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в ней. Недаром в народе говорят: «В средней  и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».

А я не просто учитель, я первая учительница, которая входит в жизнь ребёнка и жизнь его семьи». Мне доверено самое дорогое и светлое – жизнь этого человека. Моя задача – не только научить писать и считать. Главное – воспитать здорового ребенка.

Стараюсь создать условия, чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома. Ведь психологический комфорт – одно из обязательных условий формирования здоровой, развитой личности, где:

— у каждого ребенка зарождается чувство собственной уникальности, ценности;

-проявляется индивидуальность,

-совместно разрешаются конфликтные ситуации,

-закладываются понятия « дружба», «забота о близких», «сострадание», «милосердие».

А образ учителя служит олицетворением активной успешной жизненной позиции. Считаю, что:

— умеренность,

— успешность,

-удивительность,

-убедительность,

-уважительность

-уравновешенность

и улыбчивость — залог успешного обучения и воспитания детей. Ещё С. Экзюпери сказал, что улыбка — рабочий инструмент учителя и с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие – улыбка должна быть искренней.

Почему же я все-таки стала учителем. Наверное, все же потому, что я люблю детей, их открытые светлые лица, чистые, лучезарные улыбки, искренние, доверчивые глаза.

Миссия педагога – особая миссия, он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. И это особенно актуально в современном мире, когда размыты понятия добра и зла, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности  и патриотизме.

Чтобы стать учителем, надо много работать над собой, самосовершенствоваться. Быть учителем – значит быть человеком творческим, индивидуальным, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Но важнее всего для учителя – умение любить детей.

Моё педагогическое кредо заключается в словах: «Никогда никуда не ходи без сердца своего!»

Глубоко убеждена, что равнодушному наставнику нельзя доверять обучение и воспитание школьников.

Учитель как носитель света весь наполнен улыбкой: каждый его взгляд, его жест, его действие…. От него – всё доброе в человеке. Он не может быть двуликим: хорошим наставником и плохим человеком…

По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

Процесс обучения и воспитания успешный лишь тогда, когда ребёнок чувствует себя спокойно и уверенно. Поэтому от меня зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, его отношения со сверстниками и как пройдут его первые самостоятельные шаги вступления во взрослую жизнь.

Воспитание — это особое искусство. Воспитываю на положительных примерах, без упреков и назиданий. Кто-то уступил дорогу прохожему, кто-то красиво написал в тетради, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Я стараюсь подмечать все проявления заботы, доброты и товарищества. На любую похвалу ребенок реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом.

Уроки, перемены, походы… Слезы после первых неудач и счастье первых успехов…

Год позади. Конец мая. Сияющие лица моих четвероклассников. Легкая неуверенность от их внезапной взрослости, а в моих глазах гордость матери — героини, провожающей из дома всех своих детей. Какими я их вырастила? Покажет время.

И вновь 1 сентября. Все, как положено – огромные банты, торжественные цветы и доброе осеннее солнышко. Сквозь пелену волнения – пытливые глаза первоклашек и поддерживающие взгляды моих выпускников. Какая она, наша первая учительница? И ответный немой вопрос: «Какие вы, мои дети?». И снова, в который раз с теплотой посмотрю в широко раскрытые глаза детей, улыбнусь и с любовью скажу: «Здравствуйте, дети!».

Вспоминаю свой первый урок…Тревога, страх, неуверенность, получится ли? Смогу ли «дотронуться» до сердца каждого ребенка. Проходит время. Но каждый день по–прежнему начинается для меня всё с того же вопроса: «Получится ли?».

Школа – мой дом. Ей я отдаю своё время и силы. А когда сил не остается, я вспоминаю горящие глаза своих детей и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.

Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.

Мне хочется быть учителем, помогающим своим ученикам понять мир и принять себя в этом мире. Если я, как учитель, помогу хотя бы одному ребенку в выборе жизненного пути или буду добрым примером, то, можно сказать, что мой учительский долг выполнен.

Поразмышляв обо всем, с уверенностью могу сказать: «Я – счастливый человек! У меня замечательная семья, любимая профессия, удивительный творческий коллектив. И завтра я опять иду в школу…. »

Ну а закончить своё эссе хочу словами древнего мыслителя и философа Конфуция:

«Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни».

Стихотворение Сурковой С.В.,

учителя начальных классов

(г. Сызрань).

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучатся в окно, 
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
В них ошибки любимых моих сорванцов —
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила, лишь с ним.
Все они не похожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну, а этот ну, право, зачем мне гадать,
Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро, чтоб дарили с открытой душой,
И чтоб Родиной нашей гордились большой.
Я учитель, и, видно, дано мне судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.

И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,

Но зато каждый день столько радостных чувств!
Я читаю в глазах своих милых детей 
Удивленье, восторг, сотню разных идей!
Завтра снова привычной тропинкой с утра
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись, скажу я им: «Здравствуйте, дети!»

3

«Учитель мой,
улыбнись мне сейчас,
пока я расту и
нуждаюсь в улыбках твоих.
И улыбнусь я тебе,
когда стану взрослым,
и ты будешь
нуждаться в улыбках моих»
(Ш.
Амонашвили).
«Учитель! Слово-то какое! В нашей стране, где учится
каждый ребёнок, учитель- это первый человек. Будущее
наших детей, нашего народа- в руках учителя, в его золотом
сердце».
А.Фадеев
Высокое гуманистическое назначение профессии учителя
издавна осознавалось человечеством. Великий чешский
педагог Я.А.Каменский находил должность учителя
настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».
Он требовал, чтобы с одной стороны, население относилось с
уважением к учителю, а с другой — сам учитель понял, какую
важную функцию он выполняет в обществе, и был полон
чувства собственного достоинства.
Моя профессия –учитель. Уже больше двадцати лет я с
гордостью произношу эту фразу. И меня переполняет чувство
собственного достоинства. Я — учитель. И я счастлива тем,
что люблю свою работу, занимаюсь любимым делом, и даже
не могу представить себя на ином поприще. Когда я была
школьницей, жадно ощущала тягу к знаниям, испытывала
интерес к учёбе, с увлечением готовила домашние задания.
Моя учительница, невысокая, хрупкая, задумчивая, с тихим
голосом (такими, наверное, и бывают добрые волшебницы…)
представлялась мне существом необыкновенным.
Растревожила она меня на всю жизнь, и я почувствовала тогда, что в мире есть столько удивительного,
неизведанного, прекрасного. Я была убеждена, что в ней,
моей учительнице, в этой красивой, скромной женщине было
так много прекрасного и непостижимо волнующего, что
просто невозможно было не любить её и не слушать её, и не
восхищаться ею. Идеалом моей тогдашней жизни было самой
достигнуть великого счастья быть учителем и так же хорошо
и любовно жить среди детей. И если проследить мой
жизненный путь год за годом, то окажется, что я готовилась
стать учителем самым тщательным образом, с самого
раннего детства. Часто вспоминаю, как играла в школу с
друзьями, как любила возиться с соседскими ребятишками,
помогала школьной вожатой в работе с младшими детьми. С
восхищением вспоминаю летний пионерский лагерь. Именно
здесь я утвердилась в своих способностях детского
организатора, вожака, затейника. И к окончанию школы
мечтания об учительской профессии переполняли меня.
Непреодолимое желание испытать радость педагогического
труда помогли мне успешно сдать вступительные экзамены и
поступить в Азовское музыкально-педагогическое училище.
Студенческие годы были интересными, яркими,
запоминающимися. Участвовала везде, где можно было
участвовать: в смотрах, конкурсах, спортивных
соревнованиях, как будто знала тогда, что этот опыт будет
просто необходим в выбранной мною профессии. И вот,
наконец, я в школе.
Я — учитель! Как ждала я того дня, когда войду в класс,
встречусь с моими маленькими учениками. В то же время
помню, как по-настоящему испытывала страх, главной
причиной которого были переживания : смогу ли я
заинтересовать, увлечь ребят, достичь понимания? Вот я
вошла в класс на свой первый урок. Я улыбнулась. С этого и
началась наша дружба… Ведь что может быть лучше
общения с детьми. Одно из моих любимых изречений: «Нет
больше радости в жизни, чем радость человеческого
общения».
Антуан Де-
Сент Экзюпери
Общаться это всегда приятно. А общаться с детьми в двойне.
Общение с детьми приносит столько радости. Мы наполняемся детской беззаботностью и наивностью. У нас
как будто вырастают крылья и мы становимся добрее и чище
душою и помыслами. Каждый ребёнок- это целый мир, со
своими радостями, бедами. И понять этот мир очень сложно.
Нужно не только понять, но и сделать так, чтобы ребёнок
вырос всесторонне развитым.
Какое счастье вводить в мир знаний самых маленьких
учеников, стремиться каждого приобщить к учению,
находить способности в каждом ребёнке, развивать их. Ведь
оттого, какими будут первые шаги ребёнка в школе, часто
зависит его дальнейшее отношение к учёбе, к труду, к
учителям, к своим сверстникам. Каждый ребёнок наделён
какими-то особыми способностями: один хорошо читает,
другой умеет рисовать, третий может интересно
рассказывать, четвёртый поёт. В то же время почти у
каждого есть слабые стороны: один ленится, другой
зазнаётся, третий больше думает о собственном успехе,
четвёртый даёт обещания, но не выполняет их.
Отличительная особенность учителей начальных классов-
подмечать все эти качества в ребёнке, показывать сильные
стороны каждого всему детскому коллективу, помогать
преодолевать недостатки, начина с первых дней пребывания
ребёнка в школе. Ведь если в воспитании и обучении детей
младших классов упущено что-то важное, то эти пробелы
обязательно скажутся в подростковом возрасте. Тогда уже
надо будет заниматься перевоспитанием, что значительно
сложнее и труднее.
Работа учителя-это не ремесло, а искусство,
требующее от него глубокого знания закономерностей
развития внутреннего мира ребёнка и его личных качеств.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие
требования к личности и профессиональной компетентности
учителя. Эти требования являются общими для
педагогической профессии, но по отношению к учителям
начальных классов должны быть подчёркнуты особо. Мысль о
том, учитель- центральная фигура в школе, представляется
особенно очевидной применительно к начальным классам.
Ребёнок не просто объект воспитания и обучения. Он- мыслящее и деятельное существо. И учителю надо обладать
страстной пытливостью учёного, чтобы прослеживать те
пути, которыми идёт становление его личности. Но и этого
мало. Настоящий воспитатель тот, кто рад «возиться с
ребятами в свободные часы, любит и умеет рассказывать им
сказки и смешные истории, мастерить им кукольные театры,
корабли и самолёты, показывать им фокусы, собирать с ними
гербарии и коллекции, объяснять им расположение звёзд.
Учитель начальных классов, конечно же должен много
знать и много уметь. Однако не менее важно сочетать в
своей работе сопереживание с рассудительностью; быть
требовательным, но не придирчивым, чутким и
внимательным, но не потакать нарушителям дисциплины;
следить за детьми, но не быть навязчивым, давать им
свободу, направляя их действия.
Учитель начальных классов навсегда оставляет след в
характере своих питомцев. Это внушает ему чувство
профессиональной гордости и социальной ответственности.
Результатом моей многолетней работы с детьми является
убеждение, что учитель должен быть честным, деятельным,
настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он
призван внушать ученикам, быть человеком образованным и
трудолюбивым, безгранично любить своё дело, относиться к
детям по-отечески, будить у них интерес к знаниям.
Хороший учитель должен твёрдо и неуклонно проводить свои
воспитательные принципы, никогда не отступать от своих
устремлений и целей. Приоритетным направлением в работе
с детьми считаю формирование у воспитанников чувства
уверенности в себе, умение адекватно оценивать себя и свою
деятельность, оценивать поступки других с позиции
доброжелательности.
Мы, учителя начальных классов, прекрасно знаем, что
являемся главными проводниками в храм науки. Наш великий
соотечественник К.Д.Ушинский говорил: «Влюбляйте в себя
детей не сюсюканьем, а строгостью и лаской, разумностью и
широтой своих познаний, самоотверженностью в работе. Горячо любите детей. Сейте добро-добро и пожнёте. Дети на
добро отвечают добром». Эти слова были написаны на
памятке молодому учителю, которую мне торжественно
вручили наставники, напутствуя в добрый путь по дороге
учительской жизни.
Продолжая размышления, мне думается о том, что
деятельность учителя, более чем какая-либо другая,
нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне
однообразна, её результаты сказываются нескоро. Внешне
роль учителя скромна, но он должен осознать великое
общественное значение своего труда. Ведь ему, первому
учителю, предстоит научить детей не только правильно
держать ручку, писать, читать и считать, но и умению
общаться, сопереживать, не обижаться, трудиться, слышать
и понимать других; и при этом ещё надо передать детям
массу знаний, научить их учиться и самим добывать знания.
А сколько надо уметь учителю начальных классов?! Слушать,
говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему
должно быть интересно с детьми. Шота Руставели писал:
«Это должен быть человек щедрой души и сердца. Что ты
спрятал, то пропало, что ты отдал, то твоё». Наука отдавать-
сложная наука, постигают её на протяжении всей жизни. Без
этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов
тем более, так как маленькие дети откликаются только на
искренность. Да, профессия учителя не только самая важная,
самая почётная, но и самая трудная. Это и бессонные ночи в
поисках чего-то нового, творческого, интересного, и первые
неудачи. Но трудности надо уметь преодолевать, и тогда
твоя профессия становится тебе ещё дороже.
Любая школа начинается с начальной. Маленький
человечек с букетом цветов первый раз идёт в школу. На его
лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее
ожидание. Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство
радостного удивления перед школой? Как развить у него
интерес к учёбе? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе
каждый учитель. Каждый год перед началом нового учебного
года я ставлю перед собой задачи: воспитать у своих
учеников устойчивый интерес к учению, который помог бы им не только успешно окончить начальную школу, но и охотно
учиться в дальнейшем.
Каждый учитель знает, что ребёнок, отправляясь в школу,
ждёт чего-то нового, радостного для себя. Он надеется на
успех и одобрение учителя. И эти ожидания должны
оправдаться. Но что может представлять интерес для
младшего школьника? Конечно же игра! Элементы
занимательности на уроке вызывают чувство удивления,
новизны, необычности, неожиданности. «Игра — это искра,
зажигающая огонь пытливости и любознательности»

К.Д.Ушинский.
Как известно, дети запоминают только то, что им интересно.
Зная эту простую истину, стараюсь чтобы уроки были
интересными, живыми, увлекательными, чтобы учащиеся
почувствовали радость творчества.
Через эмоциональное восприятие, через чувства детей, через
общение стараюсь развить творческие способности ребёнка,
его речь, каллиграфические навыки, орфографическую
зоркость. Перспектива- развитие личности,
интеллектуальной активности, воспитание познавательных
потребностей, открытие в ребёнке новых возможностей. В
данном случае учитель- это соавтор.
Вместе с детьми мы открываем, находим новое и
познаём его.
Для достижения этих целей часто необходимо менять
традиционные формы и методы обучения, искать новые пути
подхода к уроку. Ведь урок- это основная, самая
первостепенная форма общения и обучения. Урок- это как
театральное действо, где учитель — режиссёр, а ученики —
актёры. Мне нравится придумывать, разрабатывать сценарии
уроков, а потом воплощать их в реалии. Это захватывает,
увлекает, вдохновляет. Включение в урок игр, игровых
ситуаций делает процесс обучения интереснее, создаёт у
ребят бодрое рабочее настроение, способствует
преодолению трудностей в усвоении материала, снимает
утомляемость и поддерживает внимание даже у пассивных
ребят.
останавливаемся перед закрытой загадочной дверью.
Произнесённое таинственным голосом заклинание не
помогает. Тогда все дети с готовностью выполняют задание
учителя- сконструировать ключ, чтобы открыть эту дверь. И
вот дверь открывается и дети видят стоящего на пороге
Вот мы поднимаемся с учениками по числовой лесенке и почтальона Печкина. Он принёс письмо из Простоквашино.
Пишет нам кот Матроскин о том, что они с Шариком решили
купить вещь, очень нужную в хозяйстве. Какую — можно
узнать, если отгадать загадку и составить кроссворд. Дети
выполняют задание и знакомятся с новым словом «машина»,
на которой мы все вместе отправляемся в «Простоквашино».
Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и
навыками, а не просто в выполнении требований учителя,
надо планировать ей проведение так, чтобы она не
предшествовала обучению («поиграем, а потом начнём
учиться»), не чередовалась с ним («поучимся-поиграем»), а
стала формой коллективной учебной деятельности.
Да…Всё это тонкости нашей учительской профессии (приёмы,
методы, способы, средства). Всё, что помогает нам
совершать каждодневное волшебство.
Продолжая тему своих размышлений о том, каким видит
школа сегодняшнего учителя на ум приходит мысль: «Как
много прекрасных слов сказано об учителе, о профессии
учителя. С каким трепетом в душе я читаю строки
К.Д.Ушинского «Личность учителя-это плодотворный луч
солнца для молодой души, которого ничем заменить
невозможно». В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю
детям» писал, что деятельность школы строится на
разносторонних знаниях, богатой умственной жизни, широте
познания каждого учителя. «Учитель, подчёркивал он, — это
не только человек, передающий своим ученикам
определённую сумму знаний и умений. Это прежде всего
руководитель коллектива, в котором бьёт ключом богатая,
многообразная, духовная жизнь воспитанников. Учитель
является для этого коллектива путеводным огоньком,
светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается
пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию
личных способностей, дарований, талантов».
А.В.Луначарский сравнивал учителя с грандиозным
фильтром, через который проходит новая жизнь. «Важно,
чтобы педагог был самым универсальным и самым
прекрасным человеком в государстве, потому что он должен
сделать из себя источник радостного перерождения
маленьких людей, которые живут в процессе постепенного
развития своих сил».
В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая
другая профессия не ставит таких требований человеку.
Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал».
Только тот учитель будет хорошим воспитателем, который помимо высокой общей педагогической подготовки, будет
иметь ясные, твёрдые и непогрешимые убеждения и
представлять собой образец моральной чистоты.
Решающую роль в работе учителя играют его убеждённость,
искренность и увлечённость. Только тогда, когда «человек
говорит от души, от убеждения, любви и веры, его слова как
бы по электрическому проводу сообщаются другой душе».
Л.Н.Толстой считал основным качеством учителя любовь к
педагогическому труду и к детям, а также педагогическое
искусство, или талант. Если учитель имеет только любовь к
ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя,
который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и
любовь к ученикам, он совершенный учитель. Учитель только
тогда находится на высоте своего положения, когда в
совершенстве владеет всеми имеющимися приёмами
обучения и воспитания, умеет пользоваться ими с учётом
особенностей каждого ученика и условий школы.
Педагог-новатор, с широким горизонтом, педагог-
организатор своего дела, организатор детской жизни,
педагог — умелый наблюдатель и исследователь, педагог-
художник, сценарист, режиссёр, постановщик, психолог,
драматург … Сколько специальностей ещё может вобрать в
себя одна только профессия учителя. И всё же главное в ней
то, что называют призванием это — увидеть в ребёнке
личность, согреть его душу, создать в коллективе атмосферу
взаимного доверия и радости, быть лучом света, надеждой
для школьника, источником тепла и радости. К этому мы,
учителя, стремимся всю жизнь, постоянно напряжённо
работая над собой.
А.С.Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не
является свойством только талантливых людей. Это
специальность, которой нужно учиться, как учатся
музыканты, врачи. Мастерство -это то, чего можно добиться ,
и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный
мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастер-
педагог.
как ни старо сравнение учителя-воспитателя с садовником,
но оно глубоко верно, и мне хочется воспользоваться им.
Нет! Не белая доска есть душа ребёнка, дерево в зерне,
человек в возможности. Ребёнок- есть молодой,
бледно0зелёный росток, едва выглянувший из своего зерна.
А учитель — есть садовник, который ухаживает за этим
ростком. Посредством прививки и дикую лесную яблоню можно заставить вместо кислых и маленьких яблок, давать
яблоки садовые, вкусные, большие, но тщетны были бы все
усилия искусства заставить дуб приносить яблоки, а яблоню
жёлуди. А в этом-то именно и заключается, по большей
части, ошибка воспитания: забывают о природе, дающей
ребёнку наклонности и способности и определяющей его
значение в жизни, и думают, что было бы только дерево, а то
можно заставить его приносить что угодно, хоть арбузы
вместо орехов.
Главное дело уметь разглядеть в каждом ребёнке богатство
его души, проникнуть в его маленький мир, вытащить на
свет все его достоинства, даже если они похоронены под
скопищем недостатков. Но если ты сумел разворошить те
недостатки и вытащить на свет одно маленькое достоинство,
то ты уже любишь этого ребёнка за свой труд, за свою
борьбу.
Да! Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть
таким, чтобы ребёнок хотел идти за ним, идти вместе с ним.
Твёрдо убеждена, что в основе учительской работы должна
лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание,
сотрудничество. Не перевоспитание ребёнка, а принятие его
личности такой, какова она в 6-7 лет. Стремление развить,
обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями,
жизненным опытом, создать условия для её творческого
развития.
С годами становишься степеннее, больше склонной к
размышлениям, раздумьям о жизни, многотрудной и
прекрасной миссии учителя. Но всё также, как и вначале
пути все твои помыслы и поступки пронизаны великой
любовью к детям, ответственностью за их судьбы. Как нужны
вы мне, мои малыши! Как успокаиваюсь я, глядя в ваши
ласковые, доверчивые глаза. Каждый день мы учимся друг у
друга, учим друг друга. Я нужна им, моим ребятам, также,
как необходимы они мне. Хотя нет, мне они нужны больше.
Каждый урок- творчество учителя, а класс – его
творческая лаборатория. А завтра моя маленькая
лаборатория вновь откроется. Вперёд! К новым открытиям,
новым победам, новым свершениям, новым экспериментам и
исследованиям. Мне ещё предстоит к четвёртому классу дать
моим малышам прочные знания, создать коллектив, где все
болеют друг за друга, где не будет равнодушия ни к делу, ни к людям. Они уже радуются успехам не только своим, но и
чужим. Уже умеют сострадать и переживать. Вместе с ними
и я смеюсь до слёз, и плачу, когда горько. Они видят, что
меня всегда тревожат их переживания и школьные и
домашние. А ребят тревожат мои переживания. Урок-
общение продолжается… И вновь спешу в класс на встречу с
детьми, без которых не представляю себе жизни. Так будем
же готовиться к своему хорошему уроку всю жизнь! И пусть
наше профессионально-педагогическое
самосовершенствование поможет нам дарить детям любовь и
радость новых открытий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *