Этические проблемы цифровых технологий эссе

1.
Информационная этика как область знания.

2.
Этические проблемы в информационной
сфере: общая характеристика.

1.
Информационная этика как область знания.

Постиндустриальное
общество может быть охарактеризовано
усложнением социальных связей и
отношений, появлением новых форм
коммуникации, которые ранее были
невозможны: Интернет, сотовая связь,
масс-медиа и т.д. Пространство Земли
становится глобальным информационным
пространством. Постепенно Интернет из
информационной технологии, облегчающей
доступ к информационным источникам,
превращается в социальную форму
взаимодействия между людьми. В своей
книге «Галактика Интернет» М. Кастельс
указывает на это, говоря об Интернете
как о «средстве свободной глобальной
коммуникации». Поэтому сложно переоценить
влияние информационных технологий на
современное общество. Внедрение
компьютеров в повседневную жизнь
одновременно и облегчило, и усложнило
ее. Интернет связал ранее разрозненные
регионы в единое информационное
пространство. Без этих технических
новшеств не было бы философских и
социологических теорий «третьей
волны», «информационного общества»,
«глобализации». Однако распространение
новых технологий имеет и обратную
сторону: от разного рода зависимостей
(от одержимости играми до совершенствованием
техники и программного обеспечения) до
нового вида расслоения стран и социальных
групп по «приобщенности» к новому
виду ресурсов.

Формирование
и развитие информационной этики связано
с процессами трансформации традиционной
этики. Создание глобального
киберпространства, появление новых
информационных технологий порождают
множество острейших проблем, с
регулированием которых не справляются
юридические законы, а поэтому возникает
потребность в моральном регулировании.
Административные меры становятся все
менее эффективными. Ставится под сомнение
факт создания всеобъемлющей системы
запретов, ограничений и предписаний,
регламентирующих эти отношения и
деятельность. Практически невозможно
проследить за выполнением этих запретов,
ограничений и предписаний каждым
человеком, действующим в информационном
пространстве. В современных условиях
российское общество оказалось не готово
к тому, что любые взаимодействия в
информационном пространстве могут
регулироваться определяемыми этикой
нравственными и моральными нормами и
принципами.

Современное
состояние глобального информационного
пространства создает у человека ощущение
безнаказанности. Особенно это касается
молодого поколения, которому виртуальная
реальность предоставляет возможность
самостоятельно действовать и проявить
себя как личности в мировом масштабе.
Примеров девиантного поведения человека
в информационном пространстве достаточно
много. К ним относятся хакерство и
разработка вирусных программ и др.
Анонимность воровства и, особенно,
использования украденных кредитных
карт в сочетании с отсутствием у многих
людей моральных ограничений позволяет
утверждать, что сферы и размер такого
рода преступлений в процессе расширения
информационного пространства будут
только возрастать. Особую тревогу
вызывает увлечение компьютерными
играми, в том числе азартными, которое
широко охватило современную молодежь.
Дети и подростки с еще неокрепшей
психикой подвергаются особой опасности
воздействия на них виртуальной реальности,
создаваемой такими играми. Компьютерные
игры создают у людей иллюзию насыщенной
событиями реальной жизни и в то же время
уводят от существующих проблем. Они
эксплуатируют страсть человека к игре
и вызывают необычное заболевание —
страсть к компьютерным играм. Симптомы
его похожи на тяжелые формы наркомании.
Однако производство компьютерных,
особенно, онлайновых игр, относится к
наиболее прибыльным и активным сферам
бизнеса; поэтому не следует ожидать,
что эта сфера деятельности будет
сокращаться или хотя бы ограничиваться.
Общество и государство должны принять
всю совокупность мер, включая и моральные,
для защиты подрастающего поколения от
пагубного влияния такого увлечения.

Глобальное
информационное пространство создает
пользователю практически неограниченные
возможности перемещения по информационным
сетям любой информации, даже не ставя
в известность об этом ее собственника.
Поэтому защита интеллектуальной
собственности в таком пространстве
является почти неразрешимой задачей,
так как, либо невозможна в техническом
и юридическом планах, либо требует
больших экономических затрат. Следствием
такого положения являются расцвет
сетевого пиратства и хакерства, запуск
по сетям вирусов, разрушающих компьютерные
программы и уничтожающих информацию,
сбор различной информации без ведома
лиц и компаний, о которых эта информация
собирается. Многие исследователи
считают, что проблемы интеллектуальной
собственности в глобальной сети должны
сначала рассматриваться на этическом
уровне, и только потом переводиться в
правовую и другие плоскости.

В
силу указанных причин, инфоэтика — это
не только сфера научных исследований,
но и область актуальных общественных
дискуссий и необходимых морально-правовых
решений. Обращение к этическому анализу
процессов, происходящих в сфере
информационных технологий позволит,
во-первых, избежать многих негативных
последствий при коммуникации, и создать
условия для обеспечения информационной
безопасности.

2.
Этические проблемы в информационной
сфере: общая характеристика.

Следует
отметить, что этические проблемы в сфере
информационных технологий – одно из
самых слабо разработанных в теоретическом
плане направлений. На сегодняшний день
исследования осуществляются по следующим
направлениям: компьютерная этика,
инфоэтика, виртуальная этика, сетевая
этика, киберэтика. Развитие теоретического
фундамента и методологических принципов
анализа проблем морали в компьютерной
этике происходит в двух направлениях.
Одно из них связано с попыткой приложения
уже хорошо разработанных в рамках этики
идей и принципов (утилитаризма, «золотого
правила» нравственности, кантовского
категорического императива,
консеквенциализма, т.е. учения, полагающего,
что значение и ценность поступка
определяется его последствиями и др.)
к проблемам морали, возникающим в
информационном обществе. В данном
подходе за моральными проблемами,
связанными с информационными технологиями,
не признается специфического характера.
Речь, в таком случае, идет просто о
необходимости распространения того,
что уже давно известно («золотого
правила» нравственности, например) на
область взаимодействия между людьми
посредством компьютеров и сетей.

Второе
направление предполагает создание
уникального, специфического базиса
компьютерной этики, в котором учитывалась
бы специфика действий субъекта
нравственности при работе с компьютером
в виртуальной среде. В целом исследования
в рамках компьютерной этики, как и во
многих других областях прикладной
этики, ориентированы на: 1) логическое
доказательство, со смещением в сферу
доказательства по аналогии; 2) эмпирическое
обоснование, со смещением в область
анализа отдельных случаев; 3) разрешение
возникающих проблем на основе пунктов
1-2; 4) принятие решений на основе пунктов
1 — 3.

Компьютерная
этика, по сути, связана с решением
прикладных проблем преимущественно в
тех областях, отношения в которых не
регулируются законодательно. Ее цель
состоит в том, чтобы достигнуть практически
применимого решения на основе некоторых
этических принципов и правил обобщенного
характера, но важное место занимает и
анализ конкретных случаев. Наиболее
яркое свое воплощение компьютерная
этика получила в области разработки
кодексов. В США первый кодекс компьютерной
этики был разработан в 1979 году. Принятие
кодекса было продиктовано пониманием
того, что инженеры, учёные и технологи
результатами своей деятельности
определяют качество и условия жизни
всех людей в информационном обществе.
Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается
жизненно важная необходимость соблюдения
всех норм этики при разработке и
эксплуатации средств информационных
технологий. Впоследствии были разработаны
и приняты кодексы во многих других
организациях США, связанных со сферой
информационных технологий, таких как
«Ассоциация разработчиков компьютерных
технологий» (АСМ), «Ассоциация менеджеров
информационных технологий» (DPMA),
«Ассоциация пользователей информационных
технологий в США» (1ТАА), «Ассоциация
сертифицированных компьютерных
профессионалов» (ICCP). На основе этических
стандартов, используемых в кодексах,
«Международная федерация по информационным
технологиям» (IFIP) рекомендовала принять
кодексы компьютерной этики национальным
организациям других стран с учётом
местных культурных и этических традиций.

Предварительные
исследования по данной проблеме показали,
практически все существующие кодексы
по компьютерной этике опираются на
содержании общечеловеческих ценностей.
Они не регламентируют выполнение
конкретных действий, совершаемых в той
или иной ситуации, а создают основу для
принятия индивидуальных нравственных
решений. Особую важность выполнение
норм моральных кодексов приобретает в
тех областях профессиональной деятельности
людей, в которых они имеют дело с
конфиденциальной информацией, например,
в банковской сфере или сфере здравоохранения.
Это связано не только с тем, что появляется
соблазн использовать приватную информацию
в своих корыстных целях, но и с высокой
ценой возможных ошибок, совершаемых
без злого умысла, просто по невнимательности.

Указанные
принципы нашли отражение в «Национальном
кодексе деятельности в области информатики
и телекоммуникаций», разработанном
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации в 1996 г., но основное его
содержание связано с регламентацией,
прежде всего, экономических и правовых
отношений в сфере информационных
технологий. Согласно этому кодексу, в
котором нравственные установки отражены
лишь косвенным образом, юридические и
физические лица, действующие в области
информатики и телекоммуникаций,
добровольно принимают на себя следующие
бессрочные обязательства: 1) не производить,
не копировать и не использовать
программные и технические средства, не
приобретённые на законных основаниях;
2) не нарушать признанные нормы авторского
права; 3) не нарушать тайны передачи
сообщений, не практиковать вскрытие
информационных систем и сетей передачи
данных; 4) не извлекать прибыль от
использования товарного знака,
принадлежащего другой фирме или
продукции.

Действенность
подобных кодексов во многом определяется
уровнем самосознания каждого индивида,
отношением общества к той или иной
моральной проблеме, мерой и способом
социального воздействия в случаях
нарушения предписанных установок. В
США, Австралии, Великобритании и некоторых
других странах созданы институты,
исследующие проблемы социального
воздействия компьютерных технологий
на личность и общество, разрабатывающие
соответствующие рекомендации и методы
их внедрения в общественное сознание,
в учебных заведениях вводятся специальные
курсы по компьютерной (информационной)
этике. Нормы и принципы, изложенные в
различных кодексах, отражают прикладной
характер компьютерной этики. В их основе
лежат некоторые традиционные, общепринятые
этические представления, выступающие
критерием оценки отдельных поступков.

Но
в последнее время, в связи с развитием
глобальной сети Интернет, появляются
исследования, направленные на создание
фундаментальной теоретической базы
информационной этики, которая учитывала
бы специфические черты осуществления
действий в виртуальной среде компьютерных
сетей. В рамках рефлексии по поводу
влияния новых информационных технологий
Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер)
в мае 2008 года обратился к мировому
сообществу с призывом выработать
универсальную «инфоэтику». Бенедикт
XVI подчеркнул: «Не все, что является
технически возможным, допустимо с
этической точки зрения». Воздействие
средств коммуникации на жизнь современного
человека вызывает у Католической Церкви
вопросы, на которые невозможно ответить
без соблюдения определенных принципов
деятельности в области информации,
систему которых понтифик назвал
«инфоэтикой».

Когда
коммуникация утрачивает этические
ориентиры и избегает социального
контроля, в результате возникает угроза
негативного влияния на мировоззрение
человека. Необходимость поиска
специфических принципов, норм и методов
оценки различных действий, связанных
с использованием компьютерной техники,
обусловлена теми свойствами, которые
приобретает информационное пространство
в конце XX столетия.

Выводы:

  • Таким
    образом, можно выделить следующие
    направления этических исследований в
    сфере информационных технологий:
    компьютерная этика, инфоэтика, виртуальная
    этика, сетевая этика, киберэтика,
    нэтикет, корпоративная этика
    интернет-сообществ (в том числе, и
    научных). Такое многообразие требует
    выработки этических кодексов в сфере
    информационных технологий.
  • Традиционные
    этические представления аксиологичны
    и антропоцентричны, то есть они, в
    основном, описывают взаимоотношения
    между людьми, в то время как проблемы
    компьютерной этики не предполагают
    непосредственной формы этих отношений,
    а поэтому к ним, в известной степени,
    неприменимы. Решение прикладных
    этических проблем в сфере информационных
    технологий неизбежно приведет к
    философской рефлексии, выводящей
    указанную проблематику на более высокий
    теоретический уровень.

Вопросы:

  1. Что
    изучает инфоэтика?
  2. Перечислите
    основные направления этических
    исследований в сфере информационных
    технологий.
  3. Дайте
    общую характеристику этических проблем
    в информационной сфере.
  4. Какие
    положения Вы бы внесли в кодекс
    пользователя сети?

Литература:

1.
Барлоу Дж.П. Декларация Независимости
Киберпространства. – Режим доступа:
URL: http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/declare.rus.html

2.
Барлоу Дж.П. Экономика сознания в
глобальной Сети. – Режим доступа:

URL:
http://www.russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm

3.
Бондаренко О. Электронная культура —
смерть или воскрешение? –

Режим
доступа: URL: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/elcult.doc

4.
Бурлаков И.В. Homo Gamer: психология компьютерных
игр. – М., 2000.

5.
Дацюк С. От идеологии к теории Интернет.
– Режим доступа: URL:

http://www.zhurnal.ru/5/theory.htm

6.
Емелин В. Глобальная сеть и киберкультура.
– Режим доступа: URL:

http://www.geocities.com/emelin_vadim/cyberculture.htm

7.
Интернет – Культура – Этика: материалы
VIII Энгельмейеровских

чтений
(октябрь – ноябрь 2005). – М., Дубна, 2006.

9.
Йонас Г. Принципы ответственности. Опыт
этики технологической

цивилизации.
– М., 2004.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Этика и «цифра»:
этические проблемы цифровых технологий

«Нужны ли мы нам?» — плакат из лаборатории Кристобаля Хозевича Хунты, заведующего отделом Смысла Жизни в НИИЧАВО.

— А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу

Время чтения — 7 минут

Четвертая технологическая революция меняет общественный уклад; у людей появляются новые способы проживания жизни, новые способы действия, новые интересы и новые ценности. Попытки совместить их с уже существующими не всегда удачны, возникают конфликты и новые этические проблемы.

Данный доклад, созданный под эгидой Центра подготовки руководителей цифровой трансформации, посвящен этическим проблемам применения цифровых технологий. Эти вопросы заслуживают отдельного рассмотрения по двум причинам:

во-первых, потому, что этические принципы важны для нормальной жизни общества и людей в нем

во-вторых, потому, что этика использования цифровых технологий имеет свои особенности.

Основу этических принципов составляют базовые ценности, носящие универсальный характер. Например, кросс-культурные исследования показали универсальность таких ценностей, как помощь родственникам, поддержка своей группы, взаимовыгодное разделение издержек и выгод, уважение к старшим, уважение к частной собственности. Однако в каждый конкретный момент времени базовые ценности в зависимости от контекста получают разное прочтение и преломление в конкретных этических требованиях. В данном случае контекст — это устройство повседневной жизни, включая технологии, которые его формируют.

Цифровая трансформация затрагивает государство, бизнес и повседневную жизнь каждого человека — мы все сталкиваемся с этим.

Четвертая технологическая революция, с которой ассоциируются цифровые технологии, меняет общественный уклад. Цифровая трансформация затрагивает государство, бизнес и повседневную жизнь каждого человека — мы все сталкиваемся с этим. Появляются новые способы проживания жизни, новые способы действия. Технологии, сильно изменяя материальный и социальный контекст нашей жизни, приводят к изменению наших поведенческих норм и представлений об этичном и неэтичном поведении в конкретных ситуациях.

Почему мы считаем, что о цифровой этике важно говорить уже сейчас? В конце концов процессы цифровой трансформации в стране начались совсем недавно, и многие виды деятельности и территории практически не затронуты технологическим развитием. Однако технологии совершенствуются так быстро, что аргумент «это все не у нас» не убеждает. Сегодня какого-либо технологического решения еще не было, завтра оно появится, а послезавтра оно будет в доме или на работе у каждого. Будущее наступает все быстрее, и разговор об этических аспектах цифровизации и использования технологий становится все актуальнее.

Знание об этических дилеммах, возникающих в связи с цифровизацией, о формирующихся правилах этики цифровых технологий, на наш взгляд, особенно важно для

кто обеспечивает их профессиональное обучение и повышение квалификации

Госслужащие пишут законы, устанавливающие обязательные нормы, и принимают другие решения, имеющие последствия для граждан и бизнеса. Для получения позитивного эффекта лица, принимающие решения, должны быть в курсе развития технологий, понимать, какие экономические и социальные последствия вызовет их применение. Внимание к этической стороне поможет сделать решение более справедливым и за счет этого избежать конфликтов в обществе между заинтересованными сторонами. Кроме того, государственное управление и взаимодействие с гражданами тоже цифровизуются. Эффективность такого взаимодействия не в последнюю очередь зависит от того, были ли приняты во внимание этические риски.

Доклад также может быть полезен тем, кто отвечает за разработку цифровых сервисов, продуктов и систем (в том числе в госсекторе), ориентированных на граждан как получателей услуг и потребителей или как работников. Возможные конфликты и риски, связанные с этической стороной использования технологий, могут быть предотвращены, если уделить этому внимание при дизайне сервиса или продукта.

Вопросы этичного применения технологий входят в образовательные программы Центра. Мы следим за мировыми тенденциями, стараемся смотреть даже дальше, чтобы предвосхитить их, чтобы учить не только тому, что актуально сейчас, но и тому, что пригодится слушателям в работе в будущем. Мы хотим, чтобы важные и полезные темы, знания, инструменты были доступны не только нашим слушателям, но и широкому кругу людей. Так мы повышаем вероятность того, что эти вопросы будут заданы вовремя, ответы на них будут даны оперативно, осознанно и после обсуждений, и только после этого будут приняты аргументированные решения.

Цель доклада — обозначить проблемы этики, показать основные подходы к их решению.

Цель доклада — обозначить проблемы этики, наиболее значимые для цифрового общества и государственного управления, показать основные подходы к их решению. Необходимо подчеркнуть, что во многих случаях речь идет именно о подходах, а не о готовых решениях. Дело в том, что цифровая этика находится в стадии формирования не только в России, но и в мире в целом. По этой причине по многим вопросам доклад обобщает существующую рефлексию, а не предлагает решения этических проблем.

Из всего многообразия технологий авторы доклада выбрали те, которые вызывают наибольшее количество вопросов, обсуждений и чреваты наибольшим количеством этических проблем, с одной стороны, и наиболее критичны для эффективной цифровой трансформации государства с другой:

искусственный интеллект (ИИ);

Эти технологии рассматриваются в первом томе доклада. Отдельная часть первого тома посвящена «сквозным» этическим проблемам, которые возникают в различных сферах применения ИТ и обнаруживают слабые с точки зрения этики места в нормативном регулировании. В перспективе эти проблемы, если их не решать, способны значительно повлиять на развитие общества как в нашей стране, так и в мире:

  • персональные данные и приватность;
  • капитализм слежки;
  • риск цифровой диктатуры.

Во втором томе доклада рассматриваются этические проблемы, связанные с социальными аспектами цифровых технологий, в частности риск дискриминации граждан, доступность технологий для граждан, вопросы трудоустройства и безработицы. Также во втором томе описаны этические проблемы в тех сферах, которые особенно сильно могут (и уже начали) трансформироваться с переходом в «цифру»:

  • образование;
  • полицейская деятельность;
  • медицина;
  • социальная сфера;
  • разработка ИТ-продуктов;
  • городская инфраструктура

Во всем докладе так или иначе описываются международные, государственные и отраслевые документы, связанные с регулированием тех или иных технологий и отраслей, в частности в вопросах этики. Оговоримся сразу, что целью данного доклада не является создание исчерпывающего списка всех имеющихся международных и отечественных документов, нами выбраны те из них, которые представляют наибольший интерес на момент написания доклада (ноябрь 2019 года).

В ряде случаев в докладе представлены точки зрения экспертов, конкурирующие друг с другом — это сделано сознательно, чтобы дать полную картину мнений и помочь читателю выработать собственное видение различных аспектов этики технологий.

Отметим также, что список проблем, которые рассматриваются в докладе, безусловно, не может исчерпать всего спектра этических вопросов, возникающих в связи с применением цифровых технологий, к примеру, «за кадром» остается острый, но требующий отдельного осмысления вопрос применения цифровых технологий для создания оружия. Итак, данный доклад — лишь постановка основных, наиболее значимых вопросов. Ответы на них будут искать общество, государство, наука и бизнес в течение ближайших лет.

Авторы доклада выражают особую благодарность

Мария Шклярук

Марии Шклярук, академическому директору Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и директору Центра перспективных управленческих решений, без которой этот доклад не был бы написан, — за идейное вдохновение, огромную поддержку и этичный подход к внедрению цифровых технологий;

Иван Ниненко

Ивану Ниненко, члену экспертного совета Future Foundation, за идею создания этого доклада;

Павел Потеев

Павлу Потееву, эксперту Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, за глобальное видение и вычитку финальной версии доклада.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (ФИЛИАЛ)Кафедра истории и правоведения

ЭССЕ

по дисциплине «Информационно-коммуникативные технологии»

на тему «Проблемы этики в условиях цифровизации»

обучающегося 1 курса, группы Е/ПО-м-з-211

направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»

по программе «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса»

Кардапольцева Людмила Вячеславовна

Проверил Болкунов И.А., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры истории и правоведения

Евпатория, 2022

Введение

Цифровизация порождает множество новых связей и смыслов и, концептуально, основывается на таких принципах как разнообразие, полемика. Институциональные дизайны внедрения цифрового публичного управления ориентированы на развитие коммуникативных способностей, которые «являются источником и ресурсом развития государства и общества», предупреждают или минимизируют развитие конфликтов.

Цифровизация характеризуется обострением конфликтов, связанных с проблемами уровня грамотности населения и традиционными противоречиями общества.

Актуальность темы обусловлена, тем, что с одной стороны, цифровизация повышает устойчивость различных сфер общества в современных, динамично развивающихся условиях; расширяет возможности. С другой стороны, трансформирует внутренние и внешние отношения общества, что, несомненно, влечет за собой множество этических проблем.

Основная часть

Рассуждая об этических аспектах цифровизации общества, необходимо рассмотреть базовые этические принципы, которые должны быть заложены в основу рассматриваемого процесса.

1. Приверженность общему благу.

Процесс оцифровки должен быть направлен на общее благо. Целью цифровой трансформации всегда должно быть социальное и экологическое улучшение коммунальных услуг, представляющих общий интерес, и других городских услуг. Делать это нужно максимально экономично и эффективно.

2. Демократический контроль.

Не должно возникать никаких новых властных структур, которые уклоняются от демократического контроля и представляют угрозу основным правам, безопасности и частной жизни людей.

3. Защита данных.

При сборе, обработке и публикации данных защита данных должна приниматься во внимание с самого начала.

Цифровая трансформация затрагивает государство, бизнес и повседневную жизнь каждого человека – мы все сталкиваемся с этим.

О цифровой этике важно говорить уже сейчас. Технологии совершенствуются так быстро, что аргумент «это все не у нас» не убеждает. Сегодня какого-либо технологического решения еще не было, завтра оно появится, а послезавтра оно будет в доме или на работе у каждого. Будущее наступает все быстрее, и разговор об этических аспектах цифровизации и использования технологий становится все актуальнее.

Этические проблемы могут быть связаны с социальными аспектами цифровых технологий, в частности риск дискриминации граждан, доступность технологий для граждан, вопросы трудоустройства и безработицы. Исследователи выделяют ряд сфер, которые особенно сильно могут (и уже начали) трансформироваться с переходом в «цифру»:

  • образование;
  • полицейская деятельность;
  • медицина;
  • социальная сфера;
  • разработка ИТ-продуктов;
  • городская инфраструктура

Выделю ряд этических проблем, выявленных в ходе цифровизации общества на примере образовательного пространства:

  • формирование цифрового пространства и его нравственное содержание. (Например, определение границ пространства университета и личного пространства студента в виртуальной реальности);
  • проблема согласования моральных обязательств в исполнении профессий (Например, дифференциация преподавателей с точки зрения их заинтересованности в работе: исходя из моральных обязательств перед исполнением своего профессионального долга, одни преподаватели применяли средства и методы конструктивной работы со студентами, другие – читали несколько часов подряд лекцию с монитора компьютера);
  • проблема моральной ответственности (Например, за успешную реализацию учебного процесса со стороны преподавателя, за качество усвоения знания со стороны студента);
  • проблема мотивации (Например, обеспечить качество образования в online-формате гораздо сложнее, чем в традиционном, поскольку отсутствие самомотивации у студентов приводит к поверхностному изучению учебного материла, неспособности в полной мере использовать ресурсы образовательных online-платформ);
  • проблема контроля (Например, не всегда можно достоверно определить уровень знаний студентов, которые могут воспользоваться возможностями поисковых систем интернета для получения верного ответа);
  • проблема этикетного характера, которая обнаруживает себя. во время занятий (например, неподобающее поведение студентов во время занятий с использованием технологии «Видеоконференцсвязь»); в работе преподавателя в целом (исчезает граница между рабочим и личным временем); в отсутствии компьютерной техники, как у студентов, так и преподавателей, необходимой для осуществления качественной online-коммуникации.

Поделитесь с Вашими друзьями:

·
1. Информационная этика как область знания

Постиндустриальное общество
может быть охарактеризовано усложнением социальных связей и отношений,
появлением новых форм коммуникации, которые ранее были невозможны: Интернет,
сотовая связь, масс-медиа и т. д. Пространство Земли становится глобальным
информационным пространством. Постепенно Интернет из информационной технологии,
облегчающей доступ к информационным источникам, превращается в социальную форму
взаимодействия между людьми. В своей книге «Галактика Интернет» М. Кастельс
указывает на это, говоря об Интернете как о «средстве свободной глобальной
коммуникации». Поэтому сложно переоценить влияние информационных технологий на
современное общество.

Внедрение компьютеров в
повседневную жизнь одновременно и облегчило, и усложнило ее. Интернет связал
ранее разрозненные регионы в единое информационное пространство. Без этих
технических новшеств не было бы философских и социологических теорий «третьей
волны», «информационного общества», «глобализации». Однако распространение
новых технологий имеет и обратную сторону: от разного рода зависимостей (от
одержимости играми до совершенствования техники и программного обеспечения) до
нового вида расслоения стран и социальных групп по «приобщенности» к новому
виду ресурсов.

·
2. Этические проблемы в информационной сфере: общая
характеристика

В последнее время, в связи с
развитием глобальной сети Интернет, появляются исследования, направленные на
создание фундаментальной теоретической базы информационной этики, которая
учитывала бы специфические черты осуществления действий в виртуальной среде
компьютерных сетей. В рамках рефлексии по поводу влияния новых информационных
технологий Папа Римский Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) в мае 2008 года
обратился к мировому сообществу с призывом выработать универсальную
«инфоэтику». Бенедикт XVI подчеркнул: «Не все, что является технически
возможным, допустимо с этической точки зрения». Воздействие средств
коммуникации на жизнь современного человека вызывает у Католической Церкви
вопросы, на которые невозможно ответить без соблюдения определенных принципов
деятельности в области информации, систему которых понтифик назвал
«инфоэтикой».

·

Когда
коммуникация утрачивает этические ориентиры и избегает социального контроля, в
результате возникает угроза негативного влияния на мировоззрение человека.
Необходимость поиска специфических принципов, норм и методов оценки различных
действий, связанных с использованием компьютерной техники, обусловлена теми
свойствами, которые приобретает информационное пространство в конце XX
столетия.

·

В
настоящее время можно выделить следующие направления этических исследований в
сфере информационных технологий: компьютерная
этика, инфоэтика, виртуальная этика, сетевая этика, киберэтика, нэтикет,
корпоративная этика Интернет-сообществ (в том числе, и научных).
Подобное
многообразие концептов требует выработки адекватной методологии исследования.
Формирование и развитие информационной этики связано с процессами трансформации
традиционной этики. Создание глобального киберпространства, появление новых
информационных технологий порождают множество острейших проблем, с
регулированием которых не справляются юридические законы, а поэтому возникает
потребность в моральном регулировании. Административные меры становятся все
менее эффективными. Ставится под сомнение факт создания всеобъемлющей системы
запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти отношения и
деятельность. Практически невозможно проследить за выполнением этих запретов,
ограничений и предписаний каждым человеком, действующим в информационном
пространстве. В современных условиях российское общество оказалось не готово к
тому, что любые взаимодействия в информационном пространстве могут
регулироваться определяемыми этикой нравственными и моральными нормами и
принципами.

·

Современное
состояние глобального информационного пространства создает у человека ощущение
безнаказанности. Особенно это касается молодого поколения, которому виртуальная
реальность предоставляет возможность самостоятельно действовать и проявить себя
как личности в мировом масштабе. Примеров девиантного поведения человека в
информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство и
разработка вирусных программ и др. Анонимность воровства и, особенно,
использования украденных кредитных карт в сочетании с отсутствием у многих людей
моральных ограничений позволяет утверждать, что сферы и размер такого рода
преступлений в процессе расширения информационного пространства будут только
возрастать. Особую тревогу вызывает увлечение компьютерными играми, в том числе
азартными, которое широко охватило современную молодежь. Дети и подростки с еще
неокрепшей психикой подвергаются особой опасности воздействия на них
виртуальной реальности, создаваемой такими играми.
Компьютерные игры создают у людей иллюзию насыщенной событиями реальной жизни и
в то же время уводят от существующих проблем. Они эксплуатируют страсть
человека к игре и вызывают необычное заболевание – страсть к компьютерным
играм. Симптомы его похожи на тяжелые формы наркомании. Однако производство
компьютерных, особенно, онлайновых игр, относится к наиболее прибыльным и
активным сферам бизнеса; поэтому не следует ожидать, что эта сфера деятельности
будет сокращаться или хотя бы ограничиваться. Общество и государство должны
принять всю совокупность мер, включая и моральные, для защиты подрастающего
поколения от пагубного влияния такого увлечения.

·

Глобальное
информационное пространство создает пользователю практически неограниченные
возможности перемещения по информационным сетям любой информации, даже не ставя
в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной
собственности в таком пространстве является почти неразрешимой задачей, так
как, либо невозможна в техническом и юридическом планах, либо требует больших
экономических затрат. Следствием такого положения являются расцвет сетевого
пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих компьютерные
программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и
компаний, о которых эта информация собирается. Многие исследователи считают,
что проблемы интеллектуальной собственности в глобальной сети должны сначала
рассматриваться на этическом уровне, и только потом переводиться в правовую и
другие плоскости.

_ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.130

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В РОССИИ: ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Научная статья

Борисова А.А.1, Бабаева А.В.2′ *, Хуторная М.Л.3

1 ORCID: 0000-0002-9149-2439;

2 ORCID: 0000-0001-6799-1513;

3 ORCID: 0000-0001-6799-1513;

1 2 3 Воронежский государсвтенный университет инженерных технологий, Воронеж, Россия

* Корресопндирующий автор (annabab1[at]yandex.ru)

Аннотация

В работе проводится анализ этической составляющей процесса дигитализации в России. Отмечается, что подход к проблемам, связанным с цифровизацией в России, может быть только индивидуальным, а не шаблонно правовым. Анализируются причины недоверия к цифровизации в России. Выявлены и рассмотрены группы этических проблем цифровизации в России: гражданские, общественные, профессиональные и личностные. Осуществлены социологический опрос и статистический анализ обработки полученных данных, позволяющих продемонстрировать на конкретных примерах отношение к выявленным этическим проблемам цифровизации российского общества.

Ключевые слова: цифровизация, этика, экосистема цифрового общества.

DIGITALIZATION IN RUSSIA: ETHICAL PROBLEMS

Research article

Borisova A.A.1, Babaeva A.V.2′ *, Khutornaya M.L.3

1 ORCID: 0000-0002-9149-2439;

2 ORCID: 0000-0001-6799-1513;

3 ORCID: 0000-0001-6799-1513;

1 2 3 Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russia

* Corresopnding author (annabab1[at]yandex.ru)

Abstract

The current article analyzes the ethical component of the digitalization process in Russia. It is noted that the approach to the problems associated with digitalization in Russia can only be individual and not a typically legal one. The authors analyze the reasons for distrust of digitalization in Russia along with identifying and examining groups of ethical issues connected to digitalization in Russia such as its civil, public, professional and personal aspects. The study also presents a sociological survey and a statistical analysis of the processing of the obtained data, allowing for demonstrating the attitude to the identified ethical problems of digitalization of Russian society through concrete examples.

Keywords: digitalization, ethics, ecosystem of a digital society.

Технология гораздо более пригодна для уничтожения устоявшихся ценностей, чем для создания новых.

Форсирование в этом случае создания «возможностей» может привести к «аксиологическому взрыву», то есть к развалу системы ценностей: подобное форсирование может породить ситуацию, в которой жить очень легко, но не хочется.

Станислав Лем. Диалоги

Мир вокруг нас меняется с поразительной скоростью, и мы постоянно ищем ответы на основные мировоззренческие вопросы.

Развитие информационных технологий вызвало «взрыв», затронувший все сферы человеческой жизнедеятельности. Все чаще и чаще в последние годы звучит мысль, что недооценка силы ожидания обществом от науки полезных результатов, экономических возможностей и сиюминутного решения проблем приводят к социальным катастрофам.

Цифровизация как всеобщий процесс цифровых преобразований, один из трендов мирового развития, затронувший жизнь человечества на всех уровнях, строится на внедрении новых экономических моделей, тотальном изменении процесса производства и всего образа жизни человека. Цифровизация как основа насущной модернизации претендует на роль важной составляющей долгожданного экономического «прорыва». Однако цифровые технологии безвозвратно меняют не только мир, но и человека. Запущенный механизм изменений невозможно остановить или повернуть вспять, а ввиду резкого, прорывного характера развития цифровизация обретает все более мощный импульс.

В уже далеком 2017 году в России был принят национальный проект «Цифровая экономика». В рамках данного проекта было заявлено, что цифровая государственная политика России нацелена на рост конкурентоспособности России, улучшение качества жизни граждан, обеспечение экономического роста и национального суверенитета. Проект объявлен частью «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», цель которой — развитие общества знаний в РФ, повышение благосостояния и качества жизни граждан,

повышение информированности и цифровой грамотности, доступности услуг, безопасности внутри страны и за ее пределами, создание экосистемы цифровой экономики РФ, представленной на 3 уровнях — рыночно-отраслевом (взаимодействие поставщиков и потребителей услуг), технологическом (формирование компетенций на платформах), регулятивном (информационная безопасность), два последних из которых являются базовыми. Данная программа предполагает триединство государства, бизнеса и науки, сдерживающими факторами для гармоничного функционирования которых являются кадровый вопрос (дефицит специалистов надлежащего уровня), отсутствие глобальных исследований мирового значения [1].

Вместе с тем мы можем отметить существующую огромную разницу в уровне цифровых навыков разных групп населения (возрастные, профессиональные, региональные различия) и как результат невысокий уровень цифровизации по сравнению с мировым. Кроме этого, в принятой программе можно выделить некоторые пункты, указывающие на этические препятствия и угрозы, сдерживающие цифровизацию в России.

Не вызывает сомнения, что отсутствие доверия к цифровизации также объясняется отсутствием соответствующих нормативных правовых и законодательных актов, способных устранить эти ограничения.

Очевидны два обстоятельства. Во-первых, процесс цифровизации в России вслед за экономической системой в целом антропоцентричен и экологичен по отношению к отдельной личности. Во-вторых, подход к проблемам, связанным с цифровизацией, может быть только индивидуальным, а не шаблонно правовым, с учетом возрастных, профессиональных, региональных особенностей индивидуума в рамках функционирующей экосистемы [2]. Таким образом, несмотря на то, что цифровизация становится одним из самых модных слов в России в данный момент, правомерно говорить о существовании этического кластера в экономической экосистеме России в целом и в рамках цифровизации [3].

Отсутствие четких и структурированных исследований, направленных на выделение, анализ, прогнозирование рисков существования этических проблем, сопутствующих цифровизации в России, побудило авторов данной статьи обратиться к социологическим методам сбора данных: «мозговому штурму наоборот», социологическому опросу, статистической обработке и оценке полученных данных.

Было выделено четыре группы проблем:

1) гражданские («я как гражданин мира»);

2) общественные («я как член общества»);

3) профессиональные («я как профессионал»);

4) личностные («я как личность»).

Гражданские проблемы

Первая проблема — национальная экономическая безопасность страны, ежесекундное столкновение с угрозой кибератак в процессе цифровизации общества. С увеличением числа кибератак возрастает и причиняемый ими ущерб. К 2022 году, по прогнозу Всемирного экономического форума, сумма планетарного ущерба от кибератак может вырасти до 8 трлн долларов [6].

Вторая проблема — тотальный контроль над частной жизнью, в результате нарушения границ конфиденциальности и приватности в процессе идентификации и сохранности пользовательских цифровых данных. Информация о каждом человеке, включая его частную жизнь, становится общедоступной [5].

Общественные проблемы

Первая проблема — дискриминация, ущемление прав отдельных групп населения в связи с профессиональными, региональными, возрастными и иными различиями граждан России, несоблюдение принципов социального равноправия и социальной справедливости.

Вторая проблема — асоциальность, вызванная подменой реальной действительности манипуляциями в виртуальном мире в связи с идеальностью и безграничными возможностями последнего. Уровень развития цифровых технологий стирает грань между реальностью и виртуальным миром. В мире появляется дефицит живого общения человека с человеком, что приводит к дефектам речи, мышления, отклонениям в поведении, проявляется в неспособности контролировать поступки, анализировать ситуации, предвидеть события, устанавливать причинно -следственные связи. Злоупотребление цифровыми технологиями прямо пропорционально наиболее высокому уровню снижения интеллекта [6]. Учёные университета Хартфорда (США) на основе экспериментальных исследований спрогнозировали падение значения среднего человека с 88,6 в 2010 году, до 83,8 к 2100 году.

Третья проблема — зависимость от гаджетов. Создание «цифрового я» приводит к тому, что человек с раннего возраста зависим от интернета, социальных сетей, не мыслит себя без гаджетов, в которых проходит вся его жизнь. При недоступности использования интернета и гаджетов могут проявляться истеричность, агрессия, чувство беспомощности и другие дисфункции в поведении человека [7].

Четвертая проблема — информационная безопасность. Современный мир представляет множество разнообразных опасностей в цифровой среде. Не случайно вопросы информационной безопасности во всем мире стоят на первом месте. В 2019 году Российская экономика пострадала от кибератак на 2,5 триллиона рублей [8].

Профессиональные проблемы

Первая проблема — повышение уровня безработицы и невостребованность многих видов специальностей [9].

Вторая проблема — неоправданное исчезновение традиционных гуманитарных профессий из жизни общества, несмотря на растущую потребность общества в специалистах с междисциплинарными способностями и умением критически мыслить.

Личностные проблемы

Первая проблема — трансформация и постепенное нивелирование этических норм и ценностей, следствием которых становится изменение и профессиональной этики. При оказании медицинских, правовых, образовательных услуг появляется «цифровой» посредник, робот с искусственным интеллектом.

Вторая проблема — утрата интереса к человеческой личности. Реальный человек всё меньше интересен в связи с резким повышением значения его двойника — «цифрового аватара». В программе Правительства РФ по созданию среды цифровой платформы государственного управления заложена минимизация человеческого фактора. На первый план в эру четвертой промышленной революции выступают цифровая система, технология, а не человек. Человек оказывается исключенным из процесса сбора, анализа и обработки полученного результата. Технология образует независимое от человека информационное поле [10].

Третья проблема — изменение культурных ценностей — отношения к самому себе, к другим, к обществу, к окружающей природе, ко Вселенной.

Дальнейший анализ заявленных и рассмотренных выше четырех групп, включающих десять этических проблем развития цифровизации в России, стал возможен благодаря использованию такой разновидности социологического опроса как метод анкетирования.

Цель анкетирования — выявление подробного и развернутого коллективного, группового общественного мнения об этических проблемах цифровизации 650 студентов и преподавателей Воронежского государственного университета инженерных технологий (технические и гуманитарные специальности). Большинство опрошенных студентов (53% юношей и 47% девушек) принадлежат к возрастной категории от 18 до 22 лет (80%), преподавателей (52% мужчин и 48% женщин) — от 30 лет и старше (20%). При проведении анкетирования авторами статьи были поставлены три задачи:

1) выявить процентное соотношение предложенных четырех групп этических проблем цифровизации (гражданские, общественные, профессиональные, личностные), беспокоящих преподавателей и студентов;

2) определить взаимосвязь выделения этических проблем цифровизации с возрастом (18-20 лет, старше 30 лет);

3) определить взаимосвязь выделения этических проблем цифровизации с профессией (преподаватели) и специализацией (студенты).

Респондентам была предложена электронная онлайн-анкета. Вопросник включает в себя 10 суждений, которые нужно было оценить по пятибалльной шкале Лайкерта, выражающей разное (положительное и отрицательное) отношение к измеряемому объекту. Обработка полученных данных проходила с помощью программы SPSS Statistics. По результатам исследования были получены представленные ниже в форме диаграммы и двух гистограмм статистические данные, которые ранее не являлись общедоступными.

Рис. 1 — Этические проблемы цифровизации в России

Секторная диаграмма, изображенная на рис. 1, отражает процентное соотношение предложенных четырех групп этических проблем цифровизации (гражданских, общественных, профессиональных, личностных). 36 % опрошенных (1 место) обеспокоены гражданскими этическими проблемами цифровизации в России (национальная безопасность страны и угроза тотального контроля), 26 % (второе место) — профессиональными этическими проблемами (безработица, исчезновение профессий), 24 % (третье место) — общественными этическими проблемами (дискриминация населения, асоциальность, зависимость от гаджетов), 12 % (четвертое место) — личностными этическими проблемами (трансформация этических ценностей и норм, утрата интереса к человеческой личности, изменение культурных ценностей).

%

Рис. 2 — Разновозрастные этические проблемы цифровизации в России:

белый цвет — преподавателиж черный цвет — студенты.

Гистограмма (рис. 2) отражает процентное отношение преподавателей и студентов к выделенным выше 10 этическим проблемам цифровизации в России. Степень обеспокоенности преподавателей по девяти (1, 3-10) этическим проблемам из десяти выше степени волнения студентов на 10 — 35%. Наиболее актуальной проблемой и для студентов, и для преподавателей является гражданская этическая проблема тотального контроля (2), причем только в этом показателе степень обеспокоенности студентов (97%) выше, чем у преподавателей (88%). На втором месте у обеих исследуемых групп стоит общественная проблема зависимости от гаджетов (студенты — 62%, преподаватели -82%). И преподавателей и студентов беспокоят в первую очередь гражданские и общественные проблемы (за исключение общественной проблемы дискриминации населения). На последнем месте для обеих возрастных групп стоят личностные этические проблемы.

%

100

123456789 10 этические проблемы

Рис. 2 — Этические проблемы цифровизации в России: профессиональный ракурс: белый цвет — техническое образование; черный цвет — гуманитарное образование.

Гистограмма, изображенная на рис. 3, отражает процентное отношение преподавателей и студентов технических и гуманитарных направлений к выделенным выше этическим проблемам цифровизации в России. Степень обеспокоенности этическими проблемами цифровизации у преподавателей и студентов гуманитарных направлений (далее 1 группа опрашиваемых) выше по шести проблемам из десяти (1, 3-4, 6, 8, 10), чем у технических направлений (далее вторая группа опрашиваемых) на 2-20%. Первую группу опрашиваемых волнует общественная проблема асоциальности (4) (67%), в то время как вторая группа в незначительно большей степени, чем первая, обеспокоена профессиональной проблемой безработицы и гражданской этической проблемой национальной безопасности страны.

Таким образом, процентное соотношение четырех групп этических проблем, выявленные особенности отношения к цифровизации студентов и преподавателей, специалистов гуманитарных и технических направлений во многом выражает основные этические проблемы в процессе цифровизации российского общества.

Обеспокоенность в первую очередь гражданскими этическими проблемами цифровизации не случайна. Вопрос национальной безопасности — ведущая регулятивная составляющая «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Отведение профессиональным этическим проблемам цифровизации (26 %) второго места из четырех связано со взятым Россией курсом на триединство государства, бизнеса и науки, гармоничное функционирование которых целиком зависит от кадрового вопроса. Наличие общественных этических проблем, на которые указывают 24 % опрошенных, активно тормозит овладение цифровыми навыками россиян и снижает уровень цифровизации в России. Отведение личностным этическим проблемам последнего места (12 %) связано со сложностью сложившейся политической ситуации в России и необходимость разрешения в первую очередь глобальных вопросов, волнующих российскую общественность.

Очевидная повышенная тревожность россиян среднего возраста в сравнении с молодежью на 10-35% объясняется резкими изменениями в жизни общества, выпавшими на долю старшего поколения. Не столь высокая, как у преподавателей, степень тревожности студентов, как правило, заключается не в недостаточной мере сознательности и ответственности молодежи, а в осознании ею факта, что только нормальный уровень тревожности позволяет мобилизовать силы и двигаться вперед.

Чрезмерная актуальность гражданской этической проблемы тотального контроля среди обеих возрастных групп российского населения объясняется тем, что уровень развития дигитализации в России достиг черты, когда происходит нарушение главного права, гарантируемого Конституцией РФ, — права на личную жизнь. Информация о человеке отслеживается на основе собранных ранее данных с помощью видеокамер, датчиков, GPS навигаторов, определителей, социальных сетей. Молодежь и старшее поколение осознают, что опасность таится в опережении цифровыми технологиями законодательных изменений в стране.

Повсеместная цифровизация — мегатренд, коснувшийся всех сфер социальной жизни 21 -го века. Лишь на первый взгляд, кажется, что у каждой страны своя мораль и свое видение процесса цифровизации. На самом деле очевиден факт, что чем более развита страна, тем глубже цифровизация и тем выше риски при интеграции информационных систем с общественностью. Стремительная эволюция цифрового пространства в России требует изменения отношения к этическим проблемам в условиях глобализации и цифровизации. Стало очевидным, что этические проблемы в России невозможно решить только посредством законов существующей юриспруденции. Как отмечал акад. А.Д. Урсул в далеком 1996 году: «предполагается новый виток идеи государственности не только в России, но и в мире в целом, формирование новой модели государства, уже не просто правового и социального, но и «социоприродного», и «экологического», и «устойчивого»» [11]. Современное цифровое общество требует новых политико-правовых и этических идеалов. В которых на первое место выходит Человек, как созидатель интеллектуального капитала, без которого невозможно динамичное развитие человеческой цивилизации.

Общественное принятие цифровизации в России возможно при наличии двух составляющих: признания существования рисков, осуществления заслуживающей доверия граждан социальной политики, сопровождающей цифровое преобразование. Необходима стратегия противодействия технологизации и тотальному потреблению, которая должна быть построена на сознательности и ответственности за будущее своей нации и человечества в целом.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р «Об утверждении Программа «Цифровая экономика Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: garant.ru>products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 12.06.2021)

2. Афанасенко И.Д. Цифровая экономика и социально-этические ценности / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.- 2018. № 5(113). — с. 7-11.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

4. К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я.Н. Засурского — М. : РОССПЭН, 2010. — 335 с

5. Кретов С.И. Приведёт ли цифровизация экономическую систему России к процветанию? / С.И. Кретов // Ломоносовские чтения-2019.- М., 2019. №. 3. — с. 115-117.

6. Бабаева А.В. Информационное общество и проблемы прикладной информатики: история и современность / А.В. Бабаева, А.А. Борисова, Р.А. Черенков. — Воронеж: ВГУИТ, 2019.- 60 с.

7. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А.А. Чернов -М.: «Дашков и К», 2003. — 232 с.

8. Матыс О. Российская экономика за год пострадала от кибератак на 2,5 триллиона рублей / О. Матыс // Комсомольская правда, 21.01.2020.

9. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл. [Электронный ресурс]. URL: http:/ refdb.ru/look/1177845.html (дата обращения: 12.06.2021)

10. Урсул А.Д. Перспективы эволюции государства в модели устойчивого развития / А.Д. Урсул. [Электронный ресурс]. URL: http: ecsocman.hse.ru (дата обращения: 12.06.2021)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijjskojj Federacii ot 28 ijulja 2017 № 1632-r «Ob utverzhdenii Programma «Cifrovaja ehkonomika Rossijjskojj Federacii [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632-r of July 28, 2017 «On approval of the Program» Digital Economy of the Russian Federation]. [Electronic resource]. URL: garant.ru»products/ipo/prime/doc/71634878/ (accessed: 12.06.2021) [in Russian]

2. Afanasenko I. D. Cifrovaja ehkonomika i social’no-ehticheskie cennosti [Digital economy and socio-ethical values] / I. D. Afanasenko, V. V. Borisova // Izvestija Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta [Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics].- 2018. № 5(113). — pp. 7-11 [in Russian]

3. Castels M. Informacionnaja ehpokha: ehkonomika, obshhestvo i kul’tura [The Information Age: economy, society and culture] / M. Castels. — M.: HSE, 2000. — 608 p. [in Russian]

4. K mobil’nomu obshhestvu: utopii i real’nost’ [Towards a mobile society: utopias and reality] / edited by Ya. N. Zasursky-Moscow: ROSSPEN, 2010. — 335 p [in Russian]

5. Kretov S. I. Privedjot li cifrovizacija ehkonomicheskuju sistemu Rossii k procvetaniju? [Will digitalization lead the Russian economic system to prosperity?] / S. I. Kretov / Lomonosovskie chtenija [Lomonosov Readings]-2019. — M., 2019. No. 3. — pp. 115-117 [in Russian]

6. Babaeva A.V. Informacionnoe obshhestvo i problemy prikladnojj informatiki: istorija i sovremennost’ [Information society and problems of applied informatics: history and modernity] / A.V. Babaeva, A. A. Borisova, R. A. Cherenkov. -Voronezh: VSUIT, 2019. — 60 p. [in Russian]

7. Chernov A. A. Stanovlenie global’nogo informacionnogo obshhestva: problemy i perspektivy [Formation of the global information society: problems and prospects] / A. A. Chernov-M.: «Dashkov i K», 2003. — 232 p. [in Russian]

8. Matys O. Rossijjskaja ehkonomika za god postradala ot kiberatak na 2,5 trilliona rublejj [The Russian economy suffered 2.5 trillion rubles from cyber attacks over the year] / O. Matys // Komsomolskaya Pravda, 21.01.2020 [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bell D. Cocial’nye ramki informacionnogo obshhestva [The social framework of the information society]. [Electronic resource] / D. Bell. URL: http:/ refdb.ru/look/1177845.html (accessed: 12.06.2021) [in Russian]

10. Ursul A.D. Perspektivy ehvoljucii gosudarstva v modeli ustojjchivogo razvitija [Prospects for the evolution of the state in the model of sustainable development]. [Electronic resource] / A. D. Ursul. URL: http: ecsocman.hse.ru (accessed: 12.06.2021) [in Russian]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *