Гипотеза теорема закон

Научное знание
представляет собой чрезвычайно сложное
и разнородное образование. Оно включает
в себя находящиеся в многообразных
отношениях друг с другом уровни (главными
из которых являются уровни эмпирического
и теоретического знания) и формы. В
качестве основных форм научного знания
обычно указывают проблемы,
гипотезы,
теории,
факты, законы, принципы, идеи, аксиомы,
теоремы, эмпирические обобщения,
концепции,
частнонаучную
и общенаучную картины мира
.

Кратко охарактеризуем
некоторые из этих форм научного знания.

Научная проблема

Итак, научная
проблема
(от
греческого – преграда, трудность,
задача) представляет собой вопрос или
совокупность вопросов, совокупность
исследовательских задач, которые
формулирует субъект научно-исследовательской
деятельности относительно изучаемого
им предмета. При этом в зависимости от
ранга проблемы для её решения либо
необходимо творческое применение уже
имеющихся в данной науке теорий
(концепций) и методов, либо требуется
разработка новых теоретических
(концептуальных) конструкций и новых
методов научного познания.

Действительная
научная проблема, в отличие от
псевдопроблемы,
должна быть теоретически и (или)
практически значимой.

Огромное количество
научных проблем возникает после того,
как сформируется новая научная теория
и её начинают применять для описания и
объяснения всё новых процессов и систем
соответствующей предметной области.

Ситуация,
когда существует необходимость
теоретического объяснения фактов,
называется научной проблемой
.

Гипотеза как
форма научного знания

Существенную роль
в решении научных проблем играет такая
форма научного знания, как гипотеза
(от греч. Hipothesis
– основание, предположение). Гипотеза
– это предположение, с помощью которого
субъект познания стремиться либо
разрешить противоречия, породившие
научную проблему, либо объяснить явления,
не объяснимые на основе уже имеющихся
теоретических конструкций. Гипотеза
определяет дальнейший ход исследовательской
деятельности: направление теоретических
изысканий, а также характер наблюдений
и экспериментов. Гипотеза, по сути своей,
является формой предположительного,
вероятного знания. Развиваясь, гипотеза
либо через различные формы подтверждения
превращается в достоверное знание (в
частности, в научную теорию), либо
теоретически и (или) эмпирически
опровергается. И в том, и в другом случае
она прекращает своё существование в
качестве гипотезы. Впрочем, век некоторых
гипотез достаточно долог.

Идея.

Первым
шагом на пути решения проблемы является
идея как
некоторая в общем, абстрактном виде
догадка о сущности происходящих явлений
.
В этом смысле она – отражение сущности.
В логическом плане идея является исходным
понятием для систематизации знания и
характеризует процесс построения
теории. Идея – основополагающее понятие
для всех других, составляющих вместе с
ней теорию.

Идея
отличается от эмпирических понятий
тем, что эмпирические понятия носят
абстрактный характер и остаются таковыми,
потому что они отражают только явления.
Исходя из них, нельзя понять предмет во
всей сложности его отношений. Логический
механизм формирования идеи состоит из
сравнения, абстрагирования, обобщения
как моментов категориального синтеза
.
Категориальный синтез есть средство
выведения из эмпирического знания идеи.

Научные факты

Важнейшая роль в
составе научного знания принадлежит
фактам. Факт (от латинского factum
– сделанное, совершившееся) даже в
обыденном словоупотреблении понимается
двойственно. С одной стороны, факт –
это сами реальные, действительные
события, происшествия, явления. Так
понимаемые факты противостоят фантазиям,
вымыслам, иллюзиям, предположениям. С
другой стороны, факт
– это особая форма знания, фиксирующая,
действительные, реальные происшествия,
события, явления. Для нас сейчас важное
понимание факта именно как специфической
формы знания. Конкретнее, нас интересуют
научные факты, то есть зафиксированные
в языке науки знание о действительных
событиях, связях, свойствах изучаемых
соответствующей наукой систем.

Законы науки

Среди основных
признаков, отличающих научное знание
от ненаучного, мы указали на то
обстоятельство, что научное знание,
научная теория, как правило, формируют
законы.
Закон
чаще всего понимается в философии именно
как устойчивая, существенная связь
между системами, между различными
свойствами, сторонами и т. п. изучаемой
системы. В качестве примера законов,
понимаемых здесь как форма научного
знания, можно указать закон всемирного
тяготения, установленный И. Ньютоном,

В любом случае
законы науки фиксируют некоторое
единообразие систем (или процессов)
определённого типа, они фиксируют
повторяющиеся, воспроизводящиеся
стороны их бытия, устойчивые их
процессуальности. Поэтому формулировка
законов является одним из оснований
научного прогнозирования.

Идея

ИДЕЯ
(греч. idea), форма постижения в мысли
явлений объективной реальности,
включающая в себя сознание цели и
проекции дальнейшего познания и прак-тич.
преобразования мира. Понятие И. было
выдвинуто ещё в античности. Демокрит
называл И., неделимыми умопостигаемыми
формами, атомы; для Платона И.- это
идеальные сущности, лишённые телесности
и являющиеся подлинно объективной
реальностью, находящейся вне конкретных
вещей и явлений; они составляют особый
идеальный мир.

В науке И. выполняют
различную роль. Они не только подытоживают
опыт предшествующего развития знания
в той или иной области, но служат основой,
синтезирующей знание в некую целостную
систему, выполняют роль активных
эвристич. принципов объяснения явлений,
поисков новых путей решения проблемы.
В зависимости от своего содержания И.,
отражающие обществ, быт, различно влияют
на ход социальной жизни людей. Реакц.
И., искажающие действительность и
служащие уходящим с историч. арены
классам, выступают тормозом обществ,
прогресса. И., верно и глубоко отражающие
процессы действительности, выражающие
интересы передовых обществ, классов,
ускоряют социальный процесс, организуют,
мобилизуют эти классы на свержение
отжившего и установление нового,
прогрессивного.

Аксиома

Аксиома – предложение,
не требующее доказательства, характеризуется
интуитивной ясностью, понятностью, она
формулируется из предшествующего опыта
познания. На основе аксиом формулируются
и доказываются теоремы. Чтобы осуществить
метод аксиоматизации, нужно чтобы были
сформулированы аксиомы.

Теорема

Теорема –
предположение, требующее доказательства.

Эмпирическое
обобщение

Этот термин взят
из трудов Вернадского, для науки
характерен постоянный эмпирический
опытный фундамент опоры на эксперимент,
Наука стремиться обобщать, осмысливать
опыт. Очень важное место занимает
первоначальное обобщение – эмпирическое
обобщение
.
На фундаменте эмпирических обобщений
формулируются пробные теории, а в
последствии зрелые теории.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Что такое гипотеза, теория, теорема и аксиома простыми словами?

Анонимный вопрос

3 августа 2021  · 840

Физика, космос, планеты, астрономия, космонавтика. Автор одноименного Дзен канала dzen.ru/…  · 3 авг 2021

Гипотеза — недоказанное умозаключение, предположение, догадка, которую можно и нужно доказать.

Теория в науке — учение, как правило обоснованное, доказанное и общепризнанное, объясняющее некоторую совокупность явлений и их закономерностей.

Теория в бытовом смысле — набор нескольких недоказанных гипотез, объясняющих некоторую совокупность явлений. Как говорил капитан Ларин, занимаясь поиском преступников: «Это всё теория. Надо что-то делать».

Теорема — математическое утверждение, которое можно и нужно доказать.

Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без доказательства, как правило ввиду очевидности этого положения.

918

Комментировать ответ…Комментировать…

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

Назовите метод познания.

Это метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. При этом методе познания широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме.

******************************************************************

2. Назовите школу экономической мысли.

Эта концепция была основным направлением экономической мысли, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства.

******************************************************************

3. Назовите метод познания.

Это метод познания, состоящий в выделении главного в объекте исследования и отвлечении от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

*****************************************************************

Определите направление экономической мысли.

Представители данной экономической школы считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт. При этом все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество.

****************************************************************

5. Назовите данную функцию экономической теории.

В основе этой функции экономической теории лежит разработка принципов и методов для экономической практики, на её основе формируются экономическая стратегия, тактика и экономическая политика государства.

******************************************************************

6. Назовите экономическую школу.

Данная школа представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства.

7. Назовите данный принцип.

Согласно данному принципу ещё в 14 веке было предложено усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения фактов и взаимосвязей, «сбривать».

******************************************************************

Определите тип экономической системы.

Данный тип экономической системы характеризуется частной собственностью на ресурсы, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, однако их деятельность регулируется принципом «невидимой руки». ******************************************************************

Определите модель смешанной экономики.

Этому типу смешанной экономики присущ высокий уровень социальных гарантий, базирующийся на широком перераспределении доходов в пользу наименее обеспеченных слоёв населения.

******************************************************************

10. Определите тип организации экономической деятельности общества, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителей.

******************************************************************

Назовите вид хозяйственной системы.

Это хозяйственная система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю).

******************************************************************

12. Какая форма хозяйственного порядка – рынок или иерархия – характерна для перечисленных ниже пунктов:

а) производство комбайнов в рамках структуры «Ростсельмаш»;

б) распределение домашних обязанностей;

в) производство кофе в масштабах национальной экономики Бразилии;

г) функционирование кафедры экономической теории РГЭУ «РИНХ».

******************************************************************

13. Полный пучок прав собственности, состоящий из 11 элементов, носит название…

******************************************************************

Назовите одно из ключевых понятий собственности.

Закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами.

******************************************************************

Назовите понятие.

Данное понятие непосредственно связано с разгосударствлением собственности и заключается в передаче её в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

******************************************************************

Назовите данную теорему.

Данная теорема гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при чёткой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.

******************************************************************

17. В каких из перечисленных случаев возможно достичь договоренности без вмешательства государства, а в каких – вмешательство государства необходимо:

а) обсуждение проблемы наркомании;

б) приватизация земли в гаражных кооперативах;

в) реконструкция памятников;

г) строительство многоэтажек по соседству с исторической частью города

******************************************************************

Определите форму стоимости.

Эта форма стоимости соответствовала этапу первобытного общества, когда обмен, только еще зарождаясь, происходил от случая к случаю. Такого рода обмен можно выразить формулой: Х товара А=Y товара Б. В данном случае товару А, находящемуся в относительной форме стоимости, противостоит товар Б – в эквивалентной форме.

******************************************************************

Назовите данный закон.

Этот закон гласит: товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. ******************************************************************

Чье имущество обладает большей ликвидностью?

У Вас имеется 1 млн. руб.
наличными, а у Вашего соседа – шикарное авто, оцениваемое в 3 млн. руб.

******************************************************************

Назовите данную теорию.

Согласно этой теории величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества, то есть чем больше денег, тем меньше их стоимость. Данная теория впервые была сформулирована Джоном Локком, а далее развита и усовершенствована Маршаллом и Фишером. MV=PQ.

******************************************************************

22. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие – неэкономическими:

а) космос;

б) дождь;

в) космический лифт;

г) черноморское побережье;

д) закрытые пляжи черноморских курортов;

е) натуральные камни-обереги

******************************************************************

23.При строительстве домовладения на дачном участке должны быть соблюдены нормы границ с соседними участками. Какое экономическое правило используется в этом случае?

******************************************************************

24. Определите понятие, введённое А. Пигу, сущность которого заключается в неспособности самого по себе рыночного механизма нейтрализовать экономические следствия существования экстерналий.

******************************************************************

Назовите вид трансакционных издержек.

а) сбор информации о конкурентах;

б) представительские расходы на приём делегаций;

в) электронная система охраны в государственных учреждениях

******************************************************************

Назовите данный закон.

Данный закон гласит: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

******************************************************************

27. Назовите эффект, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Приведите пример.

******************************************************************

28. Определите эффект, являющийся исключением из закона спроса, когда некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» .

******************************************************************

29. Определите эффект, являющийся исключением из закона спроса, когда спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары, прежде всего, из-за престижных соображений.

******************************************************************

Определите вид экономического эффекта.

Данный эффект указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, а может и приобрести какие-либо альтернативные товары.

******************************************************************

Определите вид экономического эффекта.

Данный эффект выражается в том, что потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

******************************************************************

Какой эффект здесь преобладает?

Почему в хорошо обеспеченных семьях женщины достаточно часто работают неполный рабочий день или вообще не работают при том, что количество детей в семье и объем домашней работы не превышает аналогичные характеристики для семей с меньшим достатком? ******************************************************************

33. Определите, какие функциональные связи существуют между:

а) ценой товара и величиной спроса на него;

б) Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;

в) Вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;

г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.

******************************************************************

34. Назовите вид стоимости, представленный в данном случае: замещение дорого жилья на дешёвое.

******************************************************************

Назовите название данного парадокса в рамках курса экономической теории и поясните его.

Почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого?

******************************************************************

Назовите понятие.

Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используются понятие, определяемое как добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара.

******************************************************************

37. Для окраски веранды необходимо 3 упаковки краски, а в наличии только две. Можно ли утверждать, что 3-я упаковка, без которой веранда останется неокрашенной, обладает предельной полезностью?

******************************************************************

Назовите данный закон.

Этот закон гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

******************************************************************

Назовите данный закон.

Этот закон гласит: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величины.

******************************************************************

40. Назовите понятие, изученное по теме «теория потребительского поведения». Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребностей (на данной кривой безразличия).

******************************************************************

Друзья, на этом канале было уже достаточно много публикаций, связанных с научными открытиями. И, как показала практика, многие комментаторы совсем не понимают разницы между научной теорией, теоремой и гипотезой.

Ориентируясь, видимо, на школьную математику, и пользуясь созвучностью слов «теория» и «теорема», многие из таких комментаторов ставят между этими словами знак «равно». Ведь если теорема в математике требует доказательства, то значит и теория в науке требует доказательства. Следовательно, научная теория – это бездоказательные суждения. А раз так, то теория эволюции, теория относительности и множество других теорий – бред (именно так в соответствии с правилами хорошего тона принято писать в комментариях на Дзене).

А что же на самом деле? А на самом деле в науке между понятиями «гипотеза» и «теория» есть большая разница, и математическая теорема к ним никакого отношения не имеет.

Чем научная теория отличается от теоремы и гипотезы?

При наблюдении какого-либо нового, ранее не изученного явления, сперва учеными выдвигаются различные гипотезы. Гипотеза – это не просто какие-то объяснения, пришедшие в голову первыми. Любая гипотеза должна удовлетворять условиям научного метода. К ним относится:

  • Отсутствие противоречий с ранее установленными фактами;
  • Принципиальная проверяемость при помощи экспериментов;
  • Не содержит противоречий;
  • Объясняет все происходящие процессы в явлении.

Любое новое явление, как правило, можно объяснить с разных позиций, поэтому и гипотез насчитывается несколько. Это самый первый этап изучения явления.

Чем научная теория отличается от теоремы и гипотезы?

На следующем этапе явление изучается со всех сторон: собираются все данные, ставятся эксперименты, полученные результаты систематизируются. В итоге отсекаются те гипотезы, которые оказались ошибочными или не полностью способны объяснить изучаемое явление. А ту гипотезу, которая наиболее полно описывает явление и может объяснить все происходящие процессы в подробностях больших, чем другие гипотезы, называют научной теорией.

Таким образом, теория «вырастает» из гипотезы, имеющей хорошее обоснование фактами.

Чем научная теория отличается от теоремы и гипотезы?

Но это еще не всё. Следующая задача науки – опровергнуть эту теорию. Ученые продолжают собирать новые данные и с помощью них пытаются столкнуть теорию с пьедестала и низвергнуть ее опять в многочисленные ряды гипотез. В этом и есть смысл науки – постоянно сомневаться, опровергать, и в результате – уточнять. Со стороны может показать, что ученые сами ничего не знают: сначала чего-то напридумывают, потом сами же опровергают, потом еще что-нибудь придумывают…

На самом деле это и является типичной исследовательской работой, движением вперед. И с каждым маленьким шагом теория все ближе и ближе приближается к реальности, все точнее и точнее может описывать явление.

Поэтому, если мы берем в качестве примера теорию эволюции, то это вовсе не гипотеза, которую необходимо доказать, а уже доказанное многими тысячами фактов научное положение. До теории эволюции существовало несколько гипотез, но в процессе многолетних исследований все они оказались неспособны дать ответы на многочисленные вопросы ученых, вследствие чего стали несостоятельны. А теория эволюции в научных кругах не вызывает никаких сомнений, продолжая совершенствоваться вместе с новыми открытиями.

Чем научная теория отличается от теоремы и гипотезы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *