Rustest ru темы итогового сочинения по регионам

Реальные темы итогового сочинения по направлениям в 11 классах для регионов. 7 декабря 2022 года.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

106. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208. Понимать человека или управлять им?
309. Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501. Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

МОСКВА, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ и др.

102. Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210. Что такое взаимопонимание?
310. Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409. В чём ценность исторического опыта?
512. Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605. Что делает человека подлинно счастливым?

МСК+1

109. Можно ли прожить без мечты?
202. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308. Какова судьба гордого человека в обществе?
403. В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503. Почему время называют лучшим лекарем?
604. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

МСК+2

107. Нужно ли стремиться понять себя?
201. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306. Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406. Память о каких людях не меркнет с годами?
506. Почему нельзя «убивать время»?
606. Какое произведение искусства можно назвать великим?

МСК+3

111. Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206. Зачем человек бросает вызов судьбе?
313. Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410. Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509. Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610. Почему литературу часто называют «человековедением»?

МСК+4

108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

МСК+5

113. Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302. Чем месть отличается от справедливого наказания?
402. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513. От чего предостерегают человечество антиутопии?
608. В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

МСК+6

105. Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204. Как бороться со злом?
304. Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401. Что значит любить Родину?
510. Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611. Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

МСК+7

104. Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205. Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303. В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508. Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

МСК+8

110. Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502. Может ли природа помочь человеку понять себя?
613. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

МСК+9

КАМЧАТСКИЙ КРАЙ, ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

112. Что может привести человека в отчаяние?
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407. Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607. Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке регистрации и бланке записи укажите номер выбранной темы итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы итогового сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём – от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём Вашего собственного текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), а также художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения особое внимание уделяется соблюдению требований объёма и самостоятельности написания сочинения, его соответствию выбранной теме, умениям аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Примечание: В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

11 ЗОНА (МСК+9). Камчатский край и Чукотский автономный округ 

112.Что может привести человека в отчаяние?
203.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407.Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505.Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607.Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

10 ЗОНА (МСК+8). Республика Саха(Якутия), Сахалинская область, Магаданская область и др.

Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы (районы); Магаданская область; Сахалинская область

110.Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311.«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411.Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502.Может ли природа помочь человеку понять себя?
613.Чтение литературного произведения – труд или отдых?

9 ЗОНА (МСК+7). Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область.

Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы); Приморский край, Хабаровский край; Еврейская автономная область

104.Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205.Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508.Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612.Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

8 ЗОНА (МСК+6). Республика Саха (Якутия), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

Республика Саха (Якутия) (г. Якутск, Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский улусы (районы); Амурская область; Забайкальский край

105.Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204.Как бороться со злом?
304.Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401.Что значит любить Родину?
510.Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611.Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

7 ЗОНА (МСК+5). Республика Бурятия, Иркутская область 

113.Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302.Чем месть отличается от справедливого наказания?
402.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513.От чего предостерегают человечество антиутопии?
608.В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

6 ЗОНА (МСК+4). Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область.

Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область.
108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

5 ЗОНА (МСК+3). Омская область

11.Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206.Зачем человек бросает вызов судьбе?
313.Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410.Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509.Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610.Почему литературу часто называют «человековедением»?

4 ЗОНА (МСК+2). Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская, Челябинская обл; Пермский край; республика Башкортостан; Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий АО

107.Нужно ли стремиться понять себя?
201.Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306.Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406.Память о каких людях не меркнет с годами?
506.Почему нельзя «убивать время»?
606.Какое произведение искусства можно назвать великим?

3 ЗОНА (МСК+1). Астраханская, Самарская, Саратовская, Ульяновская обл.; Удмуртская Республика.

109.Можно ли прожить без мечты?
202.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308.Какова судьба гордого человека в обществе?
403.В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503.Почему время называют лучшим лекарем?
604.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

2 ЗОНА (МСК). Москва, Санкт-Петербург.

г. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь
Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская обл.
Краснодарский, Ставропольский край
Республика Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Карелия, Коми, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия — Алания, Татарстан (Татарстан), Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Ненецкий автономный округ

102.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210.Что такое взаимопонимание?
310.Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409.В чём ценность исторического опыта?
512.Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605.Что делает человека подлинно счастливым?

1 ЗОНА (МСК-1). Калининградская область

106.Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208.Понимать человека или управлять им?
309.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501.Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

Источник

Темы итогового сочинения 2021 по регионам и Аргументы. Официальные темы итогового сочинения 15 апреля 2021 года

http://topic.rustest.ru/

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве) — 
Калининградская область

105.Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
212.Что мешает доверию между людьми?
307.Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
401.Почему люди обманывают себя?
502.Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

212. Что мешает доверию между людьми?

1) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрыт образ современного писателю молодого человека Григория Печорина. В своем персонаже автор рисует портрет целого поколения. Одно из главных качеств Печорина – неумение доверять окружающим. Он не верит, что его можно по-настоящему любить. Он не реагирует на теплое отношение Максима Максимыча, потому что думает, что это человек ограниченный, не способный понять его высоких устремлений. Дружба для него тоже не привлекательна. Он считает, что в дружбе «один всегда раб другого». Такое вселенское недоверие рождается в герое от недоверия самому себе. И душа его постепенно угасает.

307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?

1) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Не менее интересный пример мы встречаем в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой осуждает устаревшие порядки фамусовского общества и доказывает собеседникам свою позицию, горячась и подыскивая язвительные выражения. Чацкий желает помочь людям исправиться и осознать свою неправоту, поэтому с готовностью открывает им глаза на недостатки и пороки московского барства: пристрастие ко всему иностранному, невежество, кумовство, алчность, лицемерие, чинопочитание. Он жаждет изменить мир и судьбу Родины. Для этого Александр просвещает своих соотечественников, но все его усилия напрасны: никто не внемлет его разоблачениям и поучениям. Чацкому не удалось исправить нравы и поведение своего окружения, как бы он ни старался. Зато он смог изменить к лучшему самого себя: получил зарубежное образование и развил в себе нравственные принципы, не позволяющие ему подстроиться под аморальные правила высшего света. Если каждый герой занялся бы собой, а не всем миром, вскоре московское барство преобразилось бы и превратилось в самое просвещенное и передовое общество.

502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

1) Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F».
Большинство юношей и девушек нового времени, которые родились без серебряной ложки во рту, хотят не славы, а финансового успеха. Это подтверждает пример из популярной книги «S.N.U.F.F». Молодые герои, живущие в Уркаганате, отсталой и бедной стране, мечтают не о признании, а о своем месте в богатом краю — Бизантиуме. Там люди живут обеспеченно и ни в чем себе не отказывают. Поэтому Грым и Хлоя, рискуя жизнью, стремились попасть туда и задержаться там под любыми предлогами. Героиня стала работать в эскорте, а герой стал местной знаменитостью, рассказывая о быте и нравах орков. Грым и Хлоя не претендовали на славу, хоть и получили ее: им было достаточно богатства и личного комфорта.


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время — 
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ.

ТЕМЫ:
101.Какого человека можно по праву назвать героем?
207.Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
308.Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
412.Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
511.Какие черты моего поколения я считаю положительными?

101. Какого человека можно по праву назвать героем?

1) М.А. Шолохов «Судьба человека»
Герой – это не человек без страха, это тот, кто может преодолеть страх и идти в бой ради своих целей и убеждений. Такой герой описан в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» в образе Андрея Соколова. Это вполне обычный человек, который жил как все. Но когда грянул гром, он стал настоящим героем: вез снаряды под обстрелом, потому что нельзя иначе, ведь свои в опасности; перенес плен и концлагерь, никого не предав; вынес смерть близких, возродившись ради судьбы подобранного им сироты Ваньки. Героизм Андрея в том, что он поставил спасение страны главной задачей своей жизни и ради этого боролся до конца.
2) Проявление героизма возможно не только на поле боя, иногда не меньше его требуется в обычной жизни. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», совершил настоящий подвиг любви, возложив жизнь на ее алтарь. Лишь раз увидев Веру, он жил только ею. Когда муж и брат любимой запретили Желткову даже писать ей, он не смог жить и покончил с собой. Но даже смерть он принял со словами к Вере: «Да светится имя твое». Он совершил этот поступок ради того, чтобы возлюбленная обрела покой. Это – настоящий подвиг ради любви.

207.Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?

1) А.П. Платонов «Юшка»
Один человек может одержать нравственную победу над сотнями, если на его стороне правда. Это доказывает пример из рассказа А. Платонова «Юшка». Главный герой был добрым человеком, сильно отличающимся от своего жестокого и невежественного окружения. Ефим умел ценить красоту и природу, он всегда прощал обиды и не держал зла, хотя в своем городке играл роль мальчика для битья. Даже дети бросали в него камни и обзывались. Почему? А потому, что герой никогда не давал сдачи и охотно сносил все оскорбления, ведь видел в них неумелую и слепую любовь народа. Тайно ото всех Ефим тратил все накопленные деньги на содержание сироты. Никто не знал об этом, поэтому окружающие часто говорили безответному Юшке о его ненужности в мире. Они не понимали, зачем живет этот жалкий, бедный и одинокий человек? Он не же не менялся в угоду обществу и продолжал гнуть свою линию. Однажды один агрессивный прохожий, получив от Ефима неожиданный ответ («А чего я тебе, чем я вам мешаю!»), сильно толкнул его. Несчастный герой умер. Но его концепция жизни, его видение мира одержали верх над окружением. В город приехала сиротка, которая стала врачом благодаря доброте Юшки. Она помогла всем тем, кто когда-то недоумевал, зачем жил на свете ее благодетель. Люди оказались неправы, а Ефим смог защитить свое право жить так, как он считал нужным, выдержав противостояние с обществом.
2) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» описал героя, который смог противостоять окружению и защищать свое право на самобытность мысли. Получив образование за рубежом и вернувшись в родные края, Чацкий обнаружил, что Москва все та же, но его мнение о ней сильно изменилось. Он вдруг увидел все несовершенство фамусовского общества и многочисленные проблемы России. Александр наивно полагал, что другие просто не замечают этого, и начал открыто выражать свою позицию, осуждая пороки системы и размышляя о путях исправления недостатков. При всем уме герой ошибся: все знали или догадывались о том, что их окружает, но были удовлетворены положением дел, так как искусно подменяли реальность лицемерием и ложью. Иные и вовсе ни о чем не думали, потому что не умели этого делать. А потому разоблачения Чацкого вызвали лишь агрессию, непонимание и насмешки. Фамусовское общество защищало свои ценности, а Александр — свои. Конечно, Чацкому было нелегко, но он не уступил ни в одном пункте. Он уехал, но не проиграл. Александр остался таким же умным, сохранил индивидуальность и выиграл спор, ведь его цитаты до сих пор являются крылатыми фразами, до сих пор вдохновляют нас бороться с конформизмом и серостью.

308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

1) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Не менее интересный пример мы встречаем в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный
герой осуждает устаревшие порядки фамусовского общества и доказывает собеседникам свою
позицию, горячась и подыскивая язвительные выражения. Чацкий желает помочь людям
исправиться и осознать свою неправоту, поэтому с готовностью открывает им глаза на недостатки
и пороки московского барства: пристрастие ко всему иностранному, невежество, кумовство,
алчность, лицемерие, чинопочитание. Он жаждет изменить мир и судьбу Родины. Для этого
Александр просвещает своих соотечественников, но все его усилия напрасны: никто не внемлет
его разоблачениям и поучениям. Чацкому не удалось исправить нравы и поведение своего
окружения, как бы он ни старался. Зато он смог изменить к лучшему самого себя: получил
зарубежное образование и развил в себе нравственные принципы, не позволяющие ему
подстроиться под аморальные правила высшего света. Если каждый герой занялся бы собой, а не
всем миром, вскоре московское барство преобразилось бы и превратилось в самое
просвещенное и передовое общество.

412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов не давал брату жениться на
крестьянке. Он утверждал, что дворянину не подобает вступать в неравный брак и тем самым
портить себе репутацию. Реакции общества он боялся больше всего, но вот о счастье брата не
заботился ни сколько. Свою ошибку он осознал, когда увидел, как Базаров целует Фенечку. Герой
захотел защитить ее честь, а потом задумался: ведь он сам препятствует тому, чтобы эта женщина
стала жить по-честному. Он проанализировал свою ошибку и понял, что просто завидует брату.
Поэтому Павел Петрович перестал противиться законному союзу и уехал, дабы своей завистью не
тревожить покой молодых. В результате, в доме Кирсановых воцарилось счастье.
2) И.А. Гончаров «Обломов»
И.А. Гончаров в романе «Обломов» поделился с читателями историей о герое, который смог
вовремя выйти из абьюзивных отношений. Илья Ильич был ленивым и пассивным домоседом,
который не покидал дивана и не вылезал из засаленного халата. Он не стремился к достижениям,
типичным для его среды и эпохи. Ему были безразличны карьера, успех в обществе, слава,
богатство. Он хотел лишь тихо и спокойно жить в гармонии с собой. Но друг настоял на том, чтобы
он вышел в свет и познакомился с прекрасной девушкой — Ольгой Ильинской. Он влюбился в нее
и стал меняться под чутким руководством избранницы. Ольга же полюбила того воображаемого
Обломова, которым должен был стать существующий. Она направила все свои силы на то, чтобы
вынудить Илью Ильича измениться. Однако самому Обломову эти метаморфозы были чужды, и
он надломился на пути к чужому идеалу. Он проанализировал их отношения с Ольгой и понял, что
никогда не сможет соответствовать всем ее требованиям, не изменив себе. Тогда он принял
единственно правильное решение — не стал обманывать девушку и разорвал помолвку.
Самоанализ и разбор ошибок помог герою свернуть с ложного пути и найти счастье с той
женщиной, которая могла принять его таким, какой он есть.

511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?

1) Е.В. Мурашова «Класс коррекции»
О сущности нынешнего поколения рассуждает и Е.В. Мурашова в повести «Класс коррекции». Не
понаслышке знающие, что такое жизнь в неблагополучных семьях, многие ученики
коррекционного 7 «Е» класса мечтают о любви, семье, дружбе. Именно эти ценности являются
главными в жизни «ешек». На это указывает и помещение в повествование параллельного мира, в
котором ученики класса коррекции обретают то, к чему стремятся в реальной жизни. Например,
Витька и Пашка Зорин в параллельном мире чувствуют себя любимыми. Теплота, любовь, забота,
доброта, искренность – вот то, что ценят ученики коррекционного класса, олицетворяющие
современное поколение.


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве) — 
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

102.Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
210.Может ли отдельная личность изменить общество?
309.Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
405.Что значит быть совестливым человеком?
503.Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

210. Может ли отдельная личность изменить общество?

1) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» описал попытку одного человека изменить общество. Александр Чацкий получил качественное образование за рубежом, поэтому сразу же заметил недостатки соотечественников, отставших от него по развитию. Он вернулся и обнаружил, что за годы его обучения ничего не изменилось в жизни московского дворянства, как будто оно застыло в формалине и давно не двигается вперед. Консерватизм, праздность и довольство не давали помещикам осознать всю несправедливость крепостничества, всю деградацию дворянского сословия, всю ничтожность чинов и званий, распределяемых по блату. Александр принялся объяснять и доказывать свою правоту. Не жалея времени и сил, он спорил и был гораздо убедительнее оппонентов, мечтающих сжечь все книги и «прислужиться» к знатной особе. Однако все его попытки изменить фамусовское общество, погрязшее в лицемерии и невежестве, были тщетными: он уехал, а гости Павла Афанасьевича продолжили вести тот образ жизни, который впоследствии разорил дворянское сословие и отобрал у него привилегированный статус.
2) М. Горький «На дне»
Не менее безуспешными были действия Луки, героя пьесы М. Горького «На дне». Добрый старец пришел в ночлежку — место, где оказались все «отбросы общества». Шулеры, проститутки, бродяги, алкоголики были грубыми и побитыми жизнью людьми, не расположенными к душеспасительным беседам. Однако доброта и отзывчивость старика покорили их. Многие обитатели социального «дна» открылись ему. Лука дал им надежду от избавление от недугов и исправление ошибок. Анне он обещал рай, где Бог даст ей покой и радость за все пережитые мучения. Ваську Пепла он убедил в том, что у него есть будущее в далекой Сибири, где все можно начать с чистого листа. Актеру старец посоветовал бросить пить и направить в бесплатную больницу для тех, кто зависим от алкоголя. С Настей он беседовал о любви и чудесных поклонниках. Однако после ухода Луки никто из героев, вдохновленных им, не смог измениться к лучшему. Их судьба сложилась так, как должна была сложиться: вор отправился в тюрьму, больная Анна умерла в муках, Настя продолжила занятия проституцией, Актер свел счеты с жизнью. Лука не смог изменить общество, хотя очень старался.

309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?

1) Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Н.А. Некрасов проанализировал последствия отмены крепостного права в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Люди из самых разных сословий, которым довелось застать эпоху перемен, страдали от необходимости менять всю свою жизнь. Многим из них не удавалось приспособиться к новым реалиям, которые требовали навыков, умений, знаний, отсутствующих у большинства. «Порвалась цепь великая, Порвалась — раскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор. Даже привилегированные члены общества, богатые и могущественные, испытывали большие трудности. Например, помещик Оболт-Оболдуев, пожилой и немощный человек, признается, что не получил соответствующего образования и не может обеспечить себя в условиях, когда крестьяне освободились. Все его хозяйство держалось на подневольной силе, и теперь он просто не знает, что делать. Ему уже поздно начинать с нуля, а значит, его древний род обречен на постепенное обнищание. Он вряд ли оставит своим детям достаточное наследство. Крестьяне же тоже оказались совсем не готовы к свободе: они не приспособлены к самостоятельности, не знают грамоты и судопроизводства, поэтому по-прежнему зависимы от других в силу своего невежества. В эпоху перемен все герои столкнулись с испытаниями и лишениями, ведь коренной перелом жизни никогда не проходит легко.
2) М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Негативные последствия вызвала одна лишь реформа, а чего же стоит целая революция? О страданиях народа во время событий 1917 года и последующих лет Гражданской войны писал М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Идеологические противоречия разделили хутора и семьи на «белых» и «красных». Вражда поселилась в каждом доме и многим стоила жизни. Даже у Мелеховых были разногласия: Григорий был ближе к большевикам, а Петр и Пантелей защищали идеалы былых времен — веру, царя и отечество. Видя упорное сопротивление семьи и ощущая реакционную природу казачества, Григорий колебался и метался, уходя то к «красным», то к «белым», но нигде не находя правды. Его брата убил лучший друг, его соратники по обе стороны баррикад жестоко расправлялись с соседями, родственниками, товарищами. Например, Мишка Кошевой убил деда Гришаку, а Митька Коршунов зарезал его мать, братьев и сестер. Эпоха перемен исковеркала судьбу всех этих людей. Так, из большого семейства Мелеховых уцелели только Дуняша и сын Григория, а сам Григорий сдался властям и наверняка получил высшую меру.


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве) — 
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

112.Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
201.Как найти своё место в обществе?
304.Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
413.Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
506.Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?

112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?

1) «Судьба человека» М.А. Шолохов.
Ещё одно литературное произведение, в котором читатель находит отражение страшных событий войны, – это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». В нём описана судьба главного героя – Андрея Соколова – во время и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он работал шофёром, у него была прекрасная семья – жена, трое детей. Но война забрала всё самое дорогое у Андрея – его близкие люди погибли. Сам же Соколов попал в плен к фашистам. Однако там он проявил себя как настоящий герой: не стал унижаться перед врагом, не стал пить и поднимать тост за «победу немецкого оружия». Более того, несмотря на страшные события войны, герой сумел сохранить в себе настоящего человека и способность искренне любить. После войны он усыновил мальчика-сироту. Так он избавил от одиночества и себя, и маленького человека, оставшегося без родителей. Стоит обратить внимание на то, что рассказ М.А. Шолохова основан на реальной истории. Таким образом, писатель напоминает, сколько бед было пройдено в прошлом, и показывает пример того, как ведут себя и поступают настоящие Люди, достойные и благородные личности. Такие истории и судьбы замечательных и добрых людей – это драгоценный опыт, который у грядущих поколений есть возможность черпать из прошлого. Именно поэтому важно помнить свои корни: они мотивируют нас поступать правильно и демонстрируют нравственные ориентиры.
2) «Бородино» М.Ю. Лермонтов.
Примеры того, как важно помнить своё прошлое, можно найти не только в прозе, но и в лирических произведениях. Например, Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.

201. Как найти своё место в обществе?

1) Л.Н. Толстой «Война и мир»
Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил героев, которые хотели идти своей дорогой и смогли ее найти. Так, Пьер Безухов на пути к счастью прошел через многие испытания и заблуждения. Он начал познавать себя с темных сторон: много кутил, сорил деньгами, женился не по любви, подстраивался под чужие мнения и требования к себе. Все эти поступки не давали ему внутреннего удовлетворения. Он разочаровывался в праздности и роскоши дворянства, но никак не мог победить соблазны. Пытаясь открыть в себе что-то хорошее, Пьер вступил в ряды масонов, чтобы помогать обществу. Герой объездил все свои владения и попробовал облегчить участь крепостных крестьян. Труд во благо других преобразил Безухова, и он понял, что его предназначение кроется в меценатстве и деятельной любви к людям. Связь с народом и страной ему дали почувствовать месяцы, проведенные в плену во время войны 1812 года. Пьер осознал духовную близость к Родине и пришел к внутренней гармонии с собой и окружением. Личное счастье он обрел в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, свой путь в жизни герой нашел в результате самопознания и работы над собой.
2) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Не менее вдохновляющий пример можно найти в книге Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой прошел через ошибки, страдания и глубокий духовный кризис, чтобы обрести внутреннюю гармонию и свое предназначение. Сначала бедный студент, гордый и тщеславный юноша из дворянской среды, увлекся теориями о сверхчеловеке. Согласно одной из них, одни люди могли властвовать над другими, потому что были в силах пролить чужую кровь. Чтобы стать одним из вершителей судеб, Раскольников убил старуху-процентщицу, а потом и ее сестру, ведь она стала невольной свидетельницей преступления. Однако эта кривая дорожка завела героя в тупик: урок совести едва не лишил его рассудка. В поисках выхода Родион обратился к Соне Мармеладовой и впервые рассказал о своем грехе. Она убедила его раскаяться и искать свою дорогу в нравственном очищении. Раскольников признался во всем и попал на каторгу, а там стал изучать Библию. Вера в Бога помогла ему вновь выйти на правильную тропу. Он нашел свой путь в искуплении и христианской любви к ближним. Родион шел к нему, познавая себя, поднимаясь и падая, чувствуя и анализируя мир вокруг. Упорный внутренний труд позволил ему обрести гармонию внутри себя и новое направление в жизни.

304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

1) Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
О том, как изменился человек благодаря техническому прогрессу, рассуждает и Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту». Автор показывает, что полная механизация, хоть и делает жизнь людей более комфортной, приносит огромное количество негативных результатов: машины по-настоящему зомбируют людей, которые в свою очередь теряют индивидуальность, так как существуют, не имея права выражать свое отношение к явлениям окружающей действительности. Р. Брэдбери показывает, что поддерживающие технический прогресс не знают, что такое любовные, семейные и дружеские ценности, что такое справедливость, честь и достоинство.

413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?

1) И.А. Гончарова «Обломов»
Ещё одно произведение, в котором писатель затрагивает данную тему, это роман И. А. Гончарова «Обломов». Здесь судьба главного героя показывает какой может стать жизнь, если человек не задаёт себе вопросы о смысле жизни. Илья Ильич Обломов живет тихой и спокойной жизнью, он не собирается в ней что-то менять, ведь его устраивает такая размеренность. Он не хочет спрашивать у себя: «А для чего я живу?». Все свои дела в его любимой Обломовке, он оставляет на потом, целей никаких, конечно же, у него нет, во всем зависит от Андрея Штольца. И так он доводит свою жизнь до полной деградации, выбрав спокойное лежанье на диване. Такая бессмысленная жизнь и приводит его к смерти. Писатель показал, как можно всё-таки важны такие вопросы, цели и действия. Без них жизнь пройдет быстро и без какого-либо смысла, что уж там говорить о достижениях.


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве) — 
Омская область

107.Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
202.Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
306.Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
411.Чем опасна завышенная самооценка?
508.Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?

107. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.

1) «Бородино» М.Ю. Лермонтов. (Отечественная война 1812 года)
Михаил Юрьевич Лермонтов в своём стихотворении «Бородино» запечатлел страшные картины Отечественной войны 1812 года. Кроме того, поэт рисует образы настоящих людей, которые любят свою родину и готовы защищать её до последнего. Вспомним некоторые строки: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы!». М.Ю. Лермонтов желает увековечить подвиг предков и напомнить молодому поколению, как важно и даже необходимо быть достойными людьми. Таким образом, память о прошлом, о былых подвигах и ужасах войны поможет новым людям стать более ответственными и храбрыми, перенять у предков лучшие черты, а также не допустить подобных войн вновь.
2) Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие». (Великая Отечественная война)
Тема войны поднимается и в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». В центре повествования находятся судьбы пятерых девушек, которым было суждено пойти на войну. С помощью такого сюжета автору удалось показать всю жестокость и беспощадность войны: в ней приходится участвовать даже молодым девушкам, которые даже не успели познать жизнь. Несмотря на молодость и неопытность, героиням удается внести определенный вклад в общее дело по борьбе с противником. Действия девушек можно назвать по-настоящему героическими поступками. Лиза Бричкина погибает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь добраться до подмоги. Соня Гурвич принимает смерть, когда пытается вернуть командиру Васкову кисет. Галя Четвертак умирает из-за боязни войны и смерти. Храбрая и смелая Женя Комелькова погибает тогда, когда пытается увести немцев от своего отряда. Рита Осянина во время борьбы с противниками получает ранение, после чего выстреливает себе в висок, не желая, чтобы она была обузой для Васкова. Все девушки отдали собственные жизни в борьбе за свою Отчизну. Б.Л. Васильев показывает жестокость войны и в то же время храбрость молодых девушек. Автор поднял важную проблему: война равнодушна к тому, кому погибать от ее руки: зрелые мужчины, молодые девушки, старики и старухи – у всех одинаковый шанс на жизнь и на смерть. Простые русские девушки погибают от рук фашистов, их жизнь обрывается раз и навсегда.

202. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

1) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется становлению личности центрального персонажа Петра Гринева. В ходе повествования показано, как из гоняющего голубей недоросля, мечтающего служить в Петербурге, чтобы вести привычный для представителей дворянства разгульный образ жизни, Петр Гринев превращается в человека чести и достоинства, готовым пожертвовать своей жизнью ради защиты Родины. Несмотря на кардинальные отличия между Гриневым до службы в Белогорской крепости и Гриневым во время службы в Белогорской крепости, он всегда был самим собой. Нельзя сказать о том, что Петр Гринев снимает с себя маску ленивого бездельника, он действительно был таким. Однако Петр Гринев меняется, в то же время оставаясь самим собой. Когда в стране началось крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, Петр Гринев не поступает так же, как Швабрин, который пользуется сложившейся ситуацией ради сохранения жизни и ради собственной выгоды. Петр Гринев хочет оставаться самим собой, даже если для этого ему придется пожертвовать своей жизнью. Уже показывая значительные изменения во внутреннем мире Петра Гринева и его образе жизни, А.С. Пушкин намекает читателю на то, что Петра Гринева с его сильным характером ждет в жизни еще больший успех.


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве) — 
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

104.Только ли добрые дела не подлежат забвению?
206.Что труднее: подчиняться или подчинять?
303.Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
409.Чему мешают и чему помогают сомнения?
510.Кого можно считать героем нашего времени?

409. Чему мешают и чему помогают сомнения?

1) А. П. Чехов, «Крыжовник»
В рассказе «Крыжовник» А. П. Чехова, сомневающийся человек это Иван Иванович. Он испытывал «чувство, близкое к отчаянию» от того, что именно сад и крыжовник его брат выбрал в качестве смысла жизни и человеческого счастья, и был категорически с этим не согласен. Он видел смысл в том, чтобы «делать добро». А Николай Иванович был доволен своей судьбой и самим собой, несмотря на то, что со стороны производил не очень приятное впечатление.

2) А. П. Чехов, «О любви»
В рассказе «О Любви» Чехова мы встречаемся с другим понятием сомнения. Главный герой, Алёхин, был человеком, который любил, но сомневался в ответном чувстве. Он боялся, что вряд ли сможет многое дать Анне Алексеевне. И эта трусость и неуверенность привели к расставанию с ней навсегда. И лишь только потом он понял, как мелко было то, что помешало им любить, осознал, что когда любишь, «то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного…».

510. Кого можно считать героем нашего времени?

1) А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
В романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия» главными героями являются представители молодежи, большинству их которых даже не было 18-ти лет, поэтому неудивительно, что для современного молодого поколения образы членов «Молодой гвардии» вызывают огромный интерес, несмотря на то что в центре повествования находятся не современные дни, а времена Великой Отечественной войны. Автор показывает, что детство совсем юных парней и девушек закончилось, когда немцы оккупировали их город Краснодон. Ребята могли поступить как некоторые взрослые, которые перешли на вражескую сторону, чтобы сохранить свою жизнь, могли ничего не делать, тихо отсиживаясь дома и ожидая, когда Красная Армия вернет себе Краснодон, чтобы впоследствии жить нормальной жизнью, однако они поступают совершенно иначе: рискуя собственными жизнями, представители молодежи вступают в подпольную борьбу с немцами. Ребятам, которым было от 14-ти до 20-ти, приходилось принимать действительно серьезные решения, от которых зависела не только их жизнь, но и жизнь родных и близких, всех жителей Краснодона и даже целой Родины. А.А. Фадеев показывает, что еще совсем юные ребята, у которых впереди была целая жизнь, думали не о собственном благе, а о благе Отечества и всего советского народа. Это и то, что представители молодежной организации «Молодая гвардия» выдержали все испытания и остались верными себе и Родине, смело отдав свои жизни, ценится представителями современной молодежи. Большинство членов «Молодой гвардии» являются для молодежи настоящими героями.

2) Е.В. Мурашова «Класс коррекции»
То, кто является героем для молодежи, можно увидеть также при помощи повести Е.В. Мурашовой «Класс коррекции». Когда одну из учениц коррекционного 7 «Е» класса Стешу похищают старшеклассники, к ней на помощь приходят все ее одноклассники, включая и Юру Мальков, который передвигался на инвалидной коляске. Он участвует в операции по спасению Стеши, несмотря на то что врачи запрещают ему передвигаться из-за того, что болезнь дала осложнения на сердце. Смелость и героизм Юры Малькова помогают найти и спасти Стешу, однако из-за нарушения врачебных запретов Юра умирает. Несмотря на то что все остальные «ешки» также участвовали в спасении Стеши, настоящим героем они считают именно Юру Малькова, который пожертвовал собственной жизнью ради спасения другого человека.


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве) — 
Республика Бурятия, Иркутская область

106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
204. В чём польза и опасность компромисса?
302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

204. В чём польза и опасность компромисса?

1) Н.В. Гоголь «Мертвые души»
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» представлен известный пример бескомпромиссности и ее губительных последствий. Степан Плюшкин был отцом троих детей и по-своему смотрел на их перспективы в жизни. По его мнению, статус родителя давал ему право решать судьбу дочерей и сына, не спрашивая их одобрения. Лично ему, например, не нравились военные, потому что они в то время тратили слишком много денег и постоянно кутили, а зарабатывали при этом мало. Плюшкин всегда был бережливым, а с возрастом эта его черта превратилась в скупердяйство. И он, конечно, запретил дочери выходить замуж за военного. И она была вынуждена бежать из родительского дома, где ее ожидали одни упрёки и запреты. Вторая дочь Плюшкина умерла от болезни. А сын его хотел стать офицером. И родитель вновь не дал благословения, вновь поставил свои желания выше всех остальных. Даже когда сын попросил денег на форму, а потом и на карточный долг, отец не смягчился. Он проклял наследника и… оказался в одиночестве. Оба ребенка отвернулись от него, а он с тех пор деградировал еще сильнее. Неумение идти на уступку разрушило семью, а это значит, что компромиссу в отношениях отводится решающая роль: нет его — нет и связи между людьми.

2) А.И. Куприн «Куст сирени»
Уступки помогают сохранить мир и благоденствие в семье — в этом мы можем убедиться, прочитав рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Вера поддерживает своего мужа Николая даже в самых тяжелых обстоятельствах, проявляя находчивость и великодушие. Так, она заложила свои драгоценности, чтобы купить куст сирени и оплатить его срочную посадку в месте, в котором муж нарисовал на плане куст, маскирующий кляксу. Это нужно было сделать для того, чтобы профессор изменил свою оценку и принял чертеж, сделанный Николаем. Ему и так было сложно освоить программу высших офицерских курсов, а эти планы были его ахиллесовой пятой. Молодая семья во многом ограничивала себя, чтобы карьера Николая сложилась удачно, и этот новый подвиг Веры лишний раз подтверждает ее готовность уступать и идти навстречу избраннику. Любая другая женщина просто «пилила» бы своего супруга и обвиняла его в неудачах. И тогда брак неминуемо распался бы, ведь недостаток поддержки сказался бы на результатах Николая, и он никогда не добился бы желаемого. А Вера смогла спасти свой брак и направить супруга к новым достижениям, ведь она смогла пойти на компромисс и пожертвовать своими интересами ради общего блага.

407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?

1) И.А. Гончаров «Обломов»
Попытка разобраться в себе спасает человека и в личной жизни. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» поделился с читателями историей о герое, который смог вовремя выйти из абьюзивных отношений. Илья Ильич был ленивым и пассивным домоседом, который не покидал дивана и не вылезал из засаленного халата. Он не стремился к достижениям, типичным для его среды и эпохи. Ему были безразличны карьера, успех в обществе, слава, богатство. Он хотел лишь тихо и спокойно жить в гармонии с собой. Но друг настоял на том, чтобы он вышел в свет и познакомился с прекрасной девушкой — Ольгой Ильинской. Он влюбился в нее и стал меняться под чутким руководством избранницы. Ольга же полюбила того воображаемого Обломова, которым должен был стать существующий. Она направила все свои силы на то, чтобы вынудить Илью Ильича измениться. Однако самому Обломову эти метаморфозы были чужды, и он надломился на пути к чужому идеалу. Он проанализировал их отношения с Ольгой и понял, что никогда не сможет соответствовать всем ее требованиям, не изменив себе. Тогда он принял единственно правильное решение — не стал обманывать девушку и разорвал помолвку. Самоанализ и разбор ошибок помог герою свернуть с ложного пути и найти счастье с той женщиной, которая могла принять его таким, какой он есть.

2) Л. Н. Толстой «Война и мир»
Герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов находится в постоянном развитии, в постоянном духовном поиске. В начале романа он совершает множество ошибок. Он связывается с компанией Анатоля Курагина, попадает в разные неприличные истории. Потом позволяет женить себя на его сестре, бездушной Элен. Герой совершает нелепые, саморазрушительные действия. Пьер размышляет над причинами своих поступков, он думает о жизни. Это приводит его в масонскую ложу. Автор наделяет его многими своими чертами. В частности, Пьер постоянно стремится к самосовершенствованию. Большую роль в его жизни и развитии сыграла встреча с простым человеком из народа Платоном Каратаевым. Платон делится с Пьером своей простой жизненной мудростью. Он научил героя подчиняться спокойному течению жизни, молиться, по-новому смотреть на мир. Перед лицом смерти к Пьеру пришло осознание его духовной и физической свободы. Он увидел цель своей жизни в семье и единстве с народом. Это подарило герою душевное спокойствие и гармонию. Пьер вызывает симпатии своим умением противостоять жизненным ударам. Он анализирует свои ошибки и продолжает движение вперед, не теряя из виду главную цель. Безухов достигает духовного совершенства и обретает счастье, жизненную гармонию.

3) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Ярким примером персонажа, анализирующего свои поступки, является герой романа М. Ю. Лермонтова Григорий Александрович Печорин. Его дневник показывает нам человека, который пытается разобраться в себе и причинах своих поступков. Герой привык быть честным с собой, что не каждому удается. Ему не чуждо ничто человеческое. Зависть, эгоизм, доброта, жалость, любовь и ненависть соединяются в этом персонаже в какую-то странную смесь. Печорин – это клубок противоречий. Изучая себя, он анализирует и поступки других людей. Его способности к самоанализу не приносят ему пользы. Он успел изучить себя и других, и это только делает его несчастным. Он не радуется жизни, все вызывает у него скуку. Совершая ошибки, он сожалеет, но вряд ли поступил бы по-другому, если бы была такая возможность. Печорин не получает духовного развития. Свое знание человеческой психологии он использует для своего развлечения, которое нередко приносит несчастья другим людям. Он разбил сердце княжне Мери, убил на дуэли Грушницкого. Он слишком занят собой, чтобы думать о других. По мнению Лермонтова, так выглядели лучшие люди его времени. Они не нашли применения своим способностям, хотя были умными и талантливыми.


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве) — 
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

113.Этот день изменил судьбу России…
203.Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
311.Почему многие люди боятся перемен в жизни?
406.Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
507.Можно ли судить о поколении по его кумирам?

203. Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?

1) А.Н. Островский, «Гроза».
Конфликт возникает из-за расхождения во взглядах и мнениях. Это доказывает пример из пьесы Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за человека из другой социальной среды — купца. Если в ее девическом окружении девушки обладали определенными свободами, то в купеческой семье невестка сразу стала мишенью для упреков и притеснений. Кабаниха тиранила всех, кто от нее зависел, но если родные дети привыкли к этому, то Катерине такое отношение показалось оскорбительным и несправедливым. Поэтому в доме царила еле сдерживаемая вражда: внешне благочестивая свекровь пыталась всячески поддеть и обидеть невестку, а Катерине приходилось сохранять видимость почтительности. Это противостояние двух сильных женщин завершилось трагедией: Катерина бросилась в Волгу. В чем же причины этого семейного раздора? Марфа Игнатьевна жила по «Домострою» и хотела быть единоличной хозяйкой в доме. Вольное поведение невестки, не привыкшей подчиняться ханжеской морали, ее раздражало. А Катерина привыкла к свободе и деликатному отношению, ей было не по душе находиться под давлением лицемерия, ссор и придирок. Столкновение мировоззренческих парадигм стало главным источником вражды в семье Кабановых.

2) М. Горький, «Старуха Изергиль»
М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» изобразил человека, который противостоял обществу только потому, что ставил себя выше него без каких-либо оснований. Ларра воспитывался вдали от людей, ведь был ребенком женщины, похищенной орлом. Из-за этого он унаследовал все повадки орла, но от человека в нем было совсем не много. Ларра, как и его родитель, охотно нарушал права окружающих ради своих нужд. Один лишь каприз позволил ему убить девушку, которая отказалась пойти с ним. После убийства Ларра не чувствовал даже угрызений совести, так как любил и ценил только себя. Конечно же, люди захотели защититься от такого агрессора и приняли решение изгнать героя. Конфликт Ларры и его племени — это аллегория отношений преступника и общества. Когда человек нарушает общие правила, он получает отпор от окружения. Причина этого противостояния заключается в том, что личность попирает права и свободы других ради себя.

311. Почему многие люди боятся перемен в жизни?

1) А.П. Чехов, «Вишневый сад».
Раневская. Нежелание, боязнь перемен
Действие в пьесе происходит в имении Раневской, которое назначено к продаже за долги. В России она не была пять лет, проведя эти годы в Париже. Обстоятельства, заставившие ее покинуть родину, были драматическими (в реке утонул ее сын, Гриша) Первые минуты пребывания Раневской в родном доме омрачены известием о продаже имения, назначена дата торгов. Свыкнуться с этой вестью Раневской еще предстоит, но весь драматизм положения она ощутила. С продажей усадьбы для нее рушится мир.

Выхода из создавшегося положения она не видит. Предложение Лопахина об отдаче земли в аренду под дачи она отвергает: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Раневская и мыслями и душой находится за пределами усадьбы, которую будут продавать, в ее репликах заключено неосознанное желание отбросить от себя решение вопроса, нежелание принимать перемены. Наступает день, когда откладывать нельзя, но Раневская медлит. Трагичен финал жизни Раневской: она уезжает в Париж, где будет жить за счет денег, отправленных бабушкой, которых надолго не хватит. В финале пьесы Раневскую ожидает разочарование и жизненный крах.

2) А.С. Грибоедов, «Горе от ума».
Причина вполне ясна: они не хотят принимать связанную с ними ответственность. Так и герои пьесы «Горе от ума» не желают слушать нравоучения Чацкого и менять свой устаревший уклад жизни. Многие из них понимают, что обвинения приехавшего из-за границы соотечественника справедливы, но не принимают необходимость изменений к лучшему. Почему? Потому что им самим придется потерять нечестное нажитые привилегии и потрудиться, чтобы получить новые. Отмена того же крепостного права разорила бы их, ведь сами они работать не умели и не хотели, и все за них делали крестьяне. Повальное невежество тоже невозможно заменить на высокий уровень образования без труда и лишений. Придется отказаться от многих часов праздности и заставить себя учиться. Не менее сложно развивать отечественную культуру, отказавшись от заимствований с иностранных источников. Герои пьесы, может, и рады бы измениться, но не хотят брать на себя ответственность за перемены, ведь она влечет за собой титанические усилия, без которых нет прогресса.


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве) — 
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Магаданская обл., Еврейская автономная область

103.В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
205.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
313.Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
408.Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
509.Каково отношение современного человека к природе?

103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?

1) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Так А. С. Пушкин представляет в своем романе «Евгений Онегин» двух главных героев. Татьяна и Евгений представители одной страны, одного времени и одного класса. Но насколько разнится их отношение к жизни? Татьяна воспитана на рассказах своей нянюшки, с детства впитывает особенности и колорит русских обычаев. В любой ситуации просматривается цельность ее натуры, богатый внутренний мир и развитые нравственные принципы. Евгений же воспитывался в среде, где все пресмыкались перед западной культурой. Обучение и воспитание в таких семьях осуществляется гувернерами иностранного происхождения. Результат: Евгений потерял русские корни, но и полноценным иностранцем он не становится. Критики называют его «лишним человеком». Этот пример ярко демонстрирует как обычаи и традиции становятся основой формирования не только национальной ментальности, но и гражданской идентичности.

205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?

1) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Ответственным и смелым человеком был Тарас Бульба, герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Полковник стал для казаков полноценным лидером, ведь командовал товарищами и воплощал в себе все лучшие черты народа. Он гордо нес знамя казачества и свято чтил его интересы. Тараса все уважали за его ратные подвиги, преданность делу и силу воли. Он имел непогрешимый авторитет в своей среде, поэтому даже смог сменить кошевого, когда ему понадобилось это сделать. Бульба бесстрашно вел бойцов в атаку и никто не усомнился в его праве отдавать приказы, когда казаки понесли значительные потери и стали мстить полякам короткими набегами на их населенные пункты. Тарас возглавил мятеж против поляков и боролся с ними до последнего вздоха. Даже во время казни он направлял своих товарищей к спасению. Его целеустремленность, смелость, авторитетность, умение управлять людьми — все эти качества говорят о том, что перед нами настоящий лидер.

313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?

1) И.А. Гончаров «Обломов»
И.А. Гончаров в романе «Обломов» изобразил героя, который жил в эпоху, когда родовые привелегии начали терять силу и значение в Российской империи. Власть и деньги стали ускользать из рук праздных дворян, которые хотели жить лишь за счет доходов с усадеб. Эти люди были не очень практичными, поэтому их капиталы медленно, но верно переходили к прижимистой и рациональной буржуазии, состоящей преимущественно из купцов. Новые условия требовали больше достижений, больше работы, больше знаний, и далеко не все помещики были готовы к вызовам изменившегося времени. Вот и Илья Ильич, потомок древнего рода дворян, не соответствовал стандартам новой эпохи. Он был слишком слаб и ленив, чтобы подниматься по карьерной лестнице, и вовсе оставил службу. Жизнь в обществе, требующая определенных усилий и затрат, тоже была брошена и забыта. Чтобы ничего не делать, Илья Ильич перестал выходить из дома и довольствовался малым, но и это малое доставалось все труднее: дела в деревне шли все хуже и хуже, денег было меньше и меньше. Разобраться в тонкостях новых подходов к хозяйству герой тоже не сумел. Обломов не приспособился к своей эпохе, потому что повторял все в точности за своими родителями и думал, что проживет так же беспечно, как и они. Но времена изменились, и теперь барин испытывал материальные сложности. Значит, даже представителям благополучных сословий жилось нелегко, если они заставали период масштабных изменений и не хотели соответствовать новым требованиям к своему классу.

509. Каково отношение современного человека к природе?

1) В романе Ч. Айтматова «Плаха» описывается локальная экологическая катастрофа, возникшая по вине людей: чтобы закрыть план по добыче мяса, охотники истребили всех сайгаков, которые были естественной пищей для волков и других хищников. Люди не подумали о пищевой цепочке, ведь их интересовала только прибыль. Волки, оставшись без еды, были вынуждены скитаться и искать новые источники пищи. Этим воспользовались браконьеры, чтобы добыть шкуры зверей, и обычные люди, чтобы обезопасить свои пастбища от их набегов. В итоге одна из волчиц, доведенная до отчаяния, украла ребенка у людей и убила его. Таковы последствия потребительского отношения к природе: она будет не только оскудевать и умирать, но и мстить за свою боль.


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве) — 
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область

111.Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
208.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
310.Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
402.Трудно ли всегда оставаться самим собой?
505.Что для Вас является жизненным успехом?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве) — 
Камчатский край, Чукотский автономный округ

108.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
213.Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
301.Что должно оставаться неизменным в любое время?
410.Помогает ли разговор с собой понять других людей?
512.С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?

Все реальные темы итогового сочинения 7 декабря 2022 года по часовым поясам и регионам. Темы итогового сочинения официально становятся известны за 15 минут до начала экзамена (в 9:45). 

112.Что может привести человека в отчаяние?
203.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
312.Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
407.Какие события в истории нашей страны вызывают у Вас гордость?
505.Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
607.Какое произведение искусства помогло Вам лучше понять себя?

110.Прав ли герой М. Горького, утверждавший: «Человек – это звучит гордо!»
207.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
311.«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
411.Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
502.Может ли природа помочь человеку понять себя?
613.Чтение литературного произведения – труд или отдых?

104.Какие средства не могут быть оправданы никакой целью?
205.Что легче – отомстить обидчику или простить его?
303.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
408.Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
508.Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
612.Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?

105.Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
204.Как бороться со злом?
304.Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
401.Что значит любить Родину?
510.Почему в искусстве так часто изображают море и горы?
611.Как Вы понимаете выражение «творческая смелость художника»?

113.Изменить себя и изменить себе – в чём различие?
213.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
302.Чем месть отличается от справедливого наказания?
402.Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
513.От чего предостерегают человечество антиутопии?
608.В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?

Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область.
108.Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
209.Что значит жить для людей?
305.Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
412.Что должно оставаться неизменным в любую эпоху?
507.Зачем человеку заглядывать в будущее?
602.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!

11.Честь и совесть: как связаны эти понятия?
206.Зачем человек бросает вызов судьбе?
313.Согласны ли Вы с утверждением: «как бы сильно ни менялся мир, люди остаются прежними»?
410.Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
509.Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
610.Почему литературу часто называют «человековедением»?

107.Нужно ли стремиться понять себя?
201.Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
306.Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
406.Память о каких людях не меркнет с годами?
506.Почему нельзя «убивать время»?
606.Какое произведение искусства можно назвать великим?

109.Можно ли прожить без мечты?
202.Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
308.Какова судьба гордого человека в обществе?
403.В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
503.Почему время называют лучшим лекарем?
604.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

102.Какую жизненную цель можно назвать благородной?
210.Что такое взаимопонимание?
310.Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
409.В чём ценность исторического опыта?
512.Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
605.Что делает человека подлинно счастливым?

106.Способен ли робкий человек совершить смелый поступок?
208.Понимать человека или управлять им?
309.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
405.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
501.Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
601.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.

Источник

Каждый год российские одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным этапом на пути к окончанию школы. В этом году 7 декабря 2022 г. проводится официальный экзамен. Темы итоговых сочинений можете найти ниже.

Время МСК-1 (UTC+2)

Калининградская область — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК +0 (UTC+3)

г. Москва — посмотреть официальные и предварительные темы
г. Санкт-Петербург — посмотреть официальные и предварительные темы
г. Севастополь — посмотреть официальные и предварительные темы
Архангельская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Белгородская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Брянская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Владимирская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Волгоградская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Вологодская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Воронежская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ивановская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Калужская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Кировская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Костромская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Курская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ленинградская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Липецкая областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Московская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Мурманская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Нижегородская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Новгородская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Орловская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Пензенская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Псковская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ростовская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Рязанская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Смоленская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тамбовская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тверская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Тульская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Ярославская областьпосмотреть официальные и предварительные темы
Краснодарский крайпосмотреть официальные и предварительные темы
Ставропольский крайпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Адыгея (Адыгея)посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Дагестан — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Ингушетияпосмотреть официальные и предварительные темы
Кабардино-Балкарская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Калмыкияпосмотреть официальные и предварительные темы
Карачаево-Черкесская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Карелияпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Комипосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Крымпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Марий Элпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Мордовияпосмотреть официальные и предварительные темы
Республика Северная Осетия — Алания — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Татарстан (Татарстан)посмотреть официальные и предварительные темы
Чеченская Республикапосмотреть официальные и предварительные темы
Чувашская Республика — Чувашия — посмотреть официальные и предварительные темы
Ненецкий автономный округпосмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+1 (UTC+4)

Астраханская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Самарская область посмотреть официальные и предварительные темы
Саратовская область посмотреть официальные и предварительные темы
Ульяновская область посмотреть официальные и предварительные темы
Удмуртская Республика — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+2 (UTC+5)

Курганская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Оренбургская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Свердловская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Тюменская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Челябинская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Пермский край — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Башкортостан — посмотреть официальные и предварительные темы
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — посмотреть официальные и предварительные темы
Ямало-Ненецкий автономный округ — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+3 (UTC+6)

Омская область — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+4 (UTC+7)

Кемеровская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Новосибирская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Томская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Алтайский край — посмотреть официальные и предварительные темы
Красноярский край — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Алтай — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Тыва — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Хакасия — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+5 (UTC+8)

Иркутская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Республика Бурятия — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+6 (UTC+9)

Республика Саха (Якутия) (г. Якутск, Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский улусы (районы) посмотреть официальные и предварительные темы
Амурская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Забайкальский край — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+7 (UTC+10)

Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский улусы (районы) — посмотреть официальные и предварительные темы
Приморский край, — посмотреть официальные и предварительные темы
Хабаровский край — посмотреть официальные и предварительные темы
Еврейская автономная область — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+8 (UTC+11)

Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский улусы (районы) посмотреть официальные и предварительные темы
Магаданская область — посмотреть официальные и предварительные темы
Сахалинская область — посмотреть официальные и предварительные темы

Время МСК+9 (UTC+12)

Камчатский край — посмотреть официальные и предварительные темы
Чукотский автономный округ — посмотреть официальные и предварительные темы

С 2020/21 учебного года комплекты тем итогового сочинения будут размещаться на официальном Интернет-ресурсе topic.rustest.ru

13 апреля Рособрнадзор опубликовал письмо № 10-101 «Об изменении официального Интернет-ресурса при опубликовании тем итогового сочинения» в котором говорится, что по старому адресу комплекты тем итогового сочинения на портале ege.edu.ru размещаться не будут «ввиду того, что указанный портал более не доступен».

Новый портал — topic.rustest.ru

На портале указано, что «Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения.
Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.
Для просмотра тем сочинений выберите Ваш регион. Для регионов, выделенных красным цветом, темы сочинений уже доступны.»

В этом году для Москвы были выбраны темы:

  • 101. Какого человека можно по праву назвать героем?
  • 207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
  • 308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
  • 412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • 511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *