27 задание егэ по русскому примеры сочинений клише

Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.

План сочинения

Содержание части сочинения

Клише

1-й абзац

Вступление + формулировка проблемы

Вопрос, над которым размышляет автор
+

→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?)
Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?).
→ Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)
→ Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).

2-3 абзац

Комментарий

Два примера — иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания

Примеры – иллюстрации:

→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? … )

проблемы исходного текста

Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру

→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …

Пояснение к примерам:

→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

4 абзац

Связь между примерами

(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!

→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько

5 абзац

Позиция автора

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…

6 абзац

Собственная позиция

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)

Мое отношение к позиции автора:

→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)

7 абзац

Заключение

Вывод — обобщение
моего рассуждения

→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать…
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…

Примеры сочинений ЕГЭ 2019-2021 по русскому языку [обновлено 2023]

28.12.2018

Обновлено: 10.10.2022

Всем известно, что в 2019 году глобально изменились требования к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В прямом смысле глобально. Но все изменения полностью актуальны и для 2020 года, и для 2021 года.

  • Но для 2021-2022 года мы сделали СВЕЖУЮ подборку готовых примеров

Если вы еще не в курсе, то стоит почитать эти материалы:

  • Изменения в ЕГЭ 2019-2021 по русскому — актуально 2021
  • План и структура сочинения
  • Новое комментирование проблемы с 2019-2021 года! — актуально 2021

Поэтому все прежние материалы и наработки стали практически бессмысленными и бесполезными 🙁

Но не стоит отчаиваться! Мы подготовили для вас СВЕЖИЕ и АКТУАЛЬНЫЕ примеры сочинений, которые написаны уже по новым критериям 2019 года и даже ПРОВЕРЕНЫ экспертами. Каждый пример сочинения содержит экспертную оценку, комментарии и баллы, которые сочинение имеет шансы получить на реальном ЕГЭ.

Листайте ниже — там будет PDF документ с 50 примерами сочинений на 21-23 балла в формате 2019-2021 годов! Хотя зачем листать? 🙂 Вот ссылка. Смотрим, изучаем, учимся, комментарии оставляем ниже!

Видеоразбор с примером по тексту Распутина, Про детство

ТЕКСТ по Солоухину

 (1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Сочинение №1 на 23 балла

В предложенном для анализа тексте В.А. Солоухин поднимает проблему родительского самопожертвования.

Рассуждая над проблемой, автор приводит два взаимодополняющих примера.

Так, например, самка выхухоли пытается спасти своих детенышей, утопающих в крошечной ямке с дождевой водой. Солоухин подчеркивает, что, несмотря на близкое присутствие человека, пугливая выхухоль не оставляет своих детенышей, а, рискуя своей жизнью, старается спасти их.

Далее автор примеряет ситуацию на себя и рассуждает о родительском героизме во время войны. Писатель говорит о том, что если случится такое страшное событие как война, то и он будет из последних сил стараться спасти своих детей. Это говорит о том, что любой родитель будет готов пожертвовать своей жизнью, если почувствует, что детенышам грозит опасность.

Авторская позиция такова: родительское самопожертвование- удивительное явление, присущее всем живым существам.

С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, и в реальной жизни можно встретить примеры родительского самопожертвования. Мне не раз удавалось видеть, как кошка самозабвенно защищает своих котят от целой своры собак. В отечественной истории тоже достаточно историй о том, как самозабвенно и героически родители жертвовали собой, чтобы сохранить жизнь своему ребенку.

Можно сделать вывод о том, что родительское самопожертвование удивительное, ни с чем не сравнимое, явление.

Сочинение №2 на 22 балла

Как проявляется любовь матери к своим детям? Над этим вопросом нам предлагает задуматься В. А. Солоухин.

Размышляя над проблемой, автор повествует о паводке. Из-за сильных, непрекращающихся дождей разлилась река. Для человека это было воистину прекрасное и завораживающее зрелище, для небольших зверьков — настоящая катастрофа. Детеныши выхухоли пытались выбраться из лужи, образованной коровьим копытцем. Мать, уносимая сильным течением, спешила помочь детенышам, хоть и сама была в бедственном положении.
В. А. Солоухин пишет, что, встретившись глазами с рассказчиком, выхухоль приблизилась к человеку на два метра, хотя это очень пугливое животное. «Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!» Она не могла оставить детенышей в беде, и так проявилась ее родительская любовь.

Автор, на примере животных, дает нам понять, что материнские чувства проявляются в готовности отдать жизнь за собственных детей.
Я полностью согласна с позицией автора, только родитель, не задумываясь ни на минуту, способен на самопожертвование ради защиты своего потомства, в этом и проявляется его любовь. Этому есть множество доказательств в истории и литературе. Например, во времена блокады Ленинграда, когда был жуткий голод, женщины отдавали часть своей порции детям, не ели, прятали и выносили хлеб с заводов, хотя это и каралось, но ни одна из них не могла дать умереть ребенку голодной смертью.

Таким образом, любовь матери проявляется в готовности защищать детей, жертвовать собой для сохранения их жизни.

Сочинение №3 на 22 балла

В чем проявляются материнские чувства? Над этим вопросом размышляет В. А. Солоухин.

Чтобы привлечь внимание к данной проблеме, автор обращает внимание на один случай, когда рассказчик в дождливый день обнаружил детёнышей выхухоли, попавших в опасность из-за паводка. Оглянувшись, он заметил мать, которая, увидев человека, испуганно отплыла в сторону, но «какая-то невидимая связь … держала ее, как на нитке», именно поэтому она вернулась. Так писатель показывает отвагу животного, которое, будучи «пугливым зверьком», ради своих детей способно пойти на любые риски. «Это был героизм, это было самопожертвование матери», – отмечает герой. Действительно, иногда материнские чувства перекрывают любые другие, в том числе и страх.

При этом рассказчик также пытается сопоставить животных и людей и задается вопросом, как действовал бы человек в схожей «по разгулу и ужасу» ситуации – войне. Отвечая на него, герой повествования представил, что мы бы делали то же самое: тащили бы детей в разные места. Так автор связывает родительские чувства у нас и у зверей, показывая, что они состоят в одном и том же и имеют за собой лишь одну очевидную цель.

Итогом данных размышлений становится такая позиция В. А. Солоухина: материнские чувства проявляются в готовности пожертвовать собой ради помощи своим детям.

С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что материнские чувства – это прежде всего способность пойти на огромные риски во благо своих детей.

В подтверждение своей позиции приведу пример из истории. Вспомним случай, произошедший во время одного из бунтов конца 17 века. Тогда разъярённые стрельцы подошли к дворцу, где находились Наталья Нарышкина, Петр Алексеевич и Иван Алексеевич, полагая, что Ивана убили. Наталья, опасаясь за жизнь своего сына, Петра, пошла на огромный риск, выйдя к толпе солдат и показав Ивана. Нарышкиной в этот момент руководили только родительские чувства, что позволило ей совершить столь отважный поступок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: действительно, материнские чувства часто проявляются в самопожертвовании, героизме и отваге.

Сочинение №4 на 23 балла

Насколько сильна родительская любовь? Этот вопрос предлагает осмыслить читателю В.А. Солоухин.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает случай из своей жизни. Во время прогулки Солоухин стал свидетелем того, как выхухоль пыталась спасти своих детёнышей, попавших в яму из-за сильного паводка, и даже «держалась на воде

метрах в двух» от автора, что «невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька». Родительский инстинкт присущ всем живым существам, мать-выхухоль не волновало ничего, кроме спасения своих детей, ради которых она готова была пожертвовать собой. Далее Солоухин пытается представить, что подобное ужасное бедствие могло произойти с его семьёй, когда «пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование» и понял, что название такому бедствию – война. Автор поступил бы также, как и выхухоль во время паводка – жертвовал собой и ни за что бы ни оставил своих детей на произвол судьбы.

Позиция автора ясна. Солоухин считает, что родительская любовь невероятно сильна, так как ради своего ребёнка родитель готов пойти на всё, в том числе и на самопожертвование.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, родительская любовь всеобъемлюща. Так, сын героини поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Федот скормил чужую овцу голодной волчице, за что должен был получить страшное наказание – удары розгами, но мать, понимая, что её родительское сердце этого не вынесет, легла под розги сама.

Таким образом, любовь родителей к своим детям безусловна и самоотверженна.

Сочинение №5 на 22 балла

 В чем же проявляется родительская любовь? Именно над этим вопросом предлагает задуматься своим читателям В.А. Солоухин.

Автор повествует нам о детёнышах выхухоли, которые попали в беду во время паводка. Их мать, услышав зов своих детей, поспешила на помощь, даже не боясь находившегося рядом человека. Этим самоотверженным поступком писатель показал

истинную любовь животного к своим малышам. Даже человек, представлявший опасность для небольшого зверька, не помешал выхухоли плыть к детям, чтобы спасти их. Именно так Солоухин представлял настоящие материнские чувства.

Чтобы доказать нам, что люди тоже трепетно относятся к своим детям, автор рассуждал над тем, при каких обстоятельствах мы будем « так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование». Он вспомнил событие, которое никогда не исчезнет из памяти, и это война. Миллионы матерей старались укрыть своих детей, отдать им последний кусочек хлеба, чтобы они выжили.

Позиция автора такова: родительская любовь проявляется в защите своих детей в случае опасности, готовности отдать свою жизнь за жизнь ребенка.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Любящие родители всегда будут стараться помочь своим детям. На примере произведения Ю. Яковлева «Сердце земли» я смогу обосновать свою позицию. В этом тексте мать отправляла сыну письма, когда он воевал. Именно эти письма служили ему неиссякаемым запасом сил, для того чтобы продолжать жить и бороться за свою родину. Свое последнее письмо женщина написала при смерти, и она знала, что оно особенно важно для её сына. Так, оставив последние силы, мать дала своему ребенку надежду.

Таким образом, любовь родителя проявляется в полной готовности поддержать своё дитя в трудной ситуации, вызволить из опасности.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

БОНУС — пример сочинения по Солоухину — ПРО РОДИНУ

  • 2.69
    (12 голосов)

  • 16725

10.01.2023 (Обновлено 10.01.2023)

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.

Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку 2023 года состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. На выполнение работы автору отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Первая часть имеет формат теста и содержит 26 заданий. Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Вторая часть экзаменационной работы содержит всего одно задание — сочинение на заданную тему. Это задание с развернутым ответом проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Задание №27 — самое объемное, именно оно сильно пугает 11-классников.

В этой статье мы подробно расскажем, как должно выглядеть сочинение ЕГЭ в 2023 году, как подготовиться к экзамену и написать сочинение на заветные 24 балла. Итак, обо всем по порядку.

Умения и навыки, необходимые для успешного выполнения задания

Для успешного выполнения задания №27 (сочинение) экзаменуемый должен продемонстрировать следующие коммуникативные навыки:

  • умение анализировать содержание и проблематику представленного текста;
  • способность комментировать поднятую в исходном тексте проблему;
  • умение определять позицию автора текста по затронутой проблематике, выражать собственное мнение;
  • способность последовательно и логично излагать мысли в письменной форме;
  • умение использовать в письменной речи разнообразные грамматические формы и демонстрировать лексическое богатство русского языка;
  • умение письменно оформлять высказывания в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми).

Пример задания №27 из демонстрационного варианта ФИПИ 2023 года

  • «Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
  • Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
  • Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)
    по проблеме исходного текста.
  • Объём сочинения — не менее 150 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.»

Сочинение должно соответствовать определенной структуре (каждый пункт плана — отдельный абзац):
1. Вступительная часть.
2. Постановка проблемы.
3. Комментарий.
4. Отношение автора.
5. Ваша позиция.
6. Заключение.

Разберем каждый раздел более подробно:

Вступление. Ваша задача во вступительной части — подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Трех-четырех предложений будет достаточно, чтобы дать понять экзаменатору, что вы приступаете к выполнению работы, понимая содержание текста. Начать вступление можно с развернутого обобщения, сообщив, например, о масштабах и актуальности проблемы, что она давно обсуждается и т.п. Вступление придает целостность работе, поэтому постарайтесь сконцентрировать в нем суть предстоящей работы.

Постановка проблемы. Во втором абзаце необходимо сообщить о прочтении текста, четко и конкретно сформулировать затронутую в тексте проблему, назвать автора. Важно понимать, что проблема — это фундамент, вокруг которого будет строиться сочинение. Приступая к этому пункту, рекомендуем набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают после прочтения текста. Из нескольких проблем следует заранее выбрать ту, к которой в тексте можно найти аргументы.

Сформулировать проблему можно разными способами. Например, при помощи вопросительного предложения (Какими должны быть отношения между представителями разных поколений? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте). Можно задействовать конструкцию «Проблема + существительное в родительном падеже». Можно использовать заранее подготовленные речевые клише («В предложенном тексте автор размышляет…», «В произведении поднимается проблема…», «Поиском ответа на этот вопрос занимается автор…» и т.п.).

Комментарий. Это самая объемная часть сочинения. В рамках третьего абзаца нужно дать два комментария, опираясь на исходный текст, дать объяснения и использовать связки между ними. Ваша задача — показать, что проблема действительно является первостепенной в тексте, подтвердив это двумя примерами. В качестве комментария можно использовать короткие цитаты, пересказ истории, размышления автора и т.п. Приведенные примеры должны иметь логическую связь (можно их сравнить или противопоставить).

Для оформления смысловой связи можно использовать готовые клише («Автор обращает внимание читателя на…», «Автор раскрывает проблему на примере…», «В поисках ответа на поставленные вопросы автор произведения…» и т.п.).

Отношение автора. Здесь нужно подвести текст к следующей части сочинения — выражение собственного мнения. Отношение автора — это его ответ на сформулированные вами вопросы, его видение проблемы. В этой части стоит изложить мысль, которая соотносится с общепринятой позицией, но не нужно вдаваться в спорные утверждения. Для выражения отношения автора также можно использовать клише, например:
Автор приводит читателя к выводу, что…
Автору удалось убедить читателя в том, что…
Позиция автора такова: он считает…
Авторская позиция состоит в том, что…

Ваша собственная позиция. В этой части пришло время обозначить вашу собственную позицию относительно рассматриваемой проблемы. Обратите внимание: мнение автора текста и ваша позиция не обязательно должны совпадать, но агрессивно протестовать и настаивать на своей точке зрения не нужно, поскольку жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Обоснование своей позиции должно быть кратким, чтобы экзаменатор убедился в вашей способности компактно излагать свои мысли. Для выражения собственной позиции можно использовать готовые клише, например:
Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что…
Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
Трудно не согласиться с автором…
Я согласен с мнением автора, но…

Заключение. В этой части постройте заключение в обратной последовательности вступительной части, начав кратко и закончив развернуто. Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Простой пересказ текста вступления не подойдет, проведите параллель с ним, поделитесь впечатлением. В заключении должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод. Сделать это помогут клише:
После прочтения этого произведения становится понятно…
Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод…
Этот текст заставил меня еще раз убедиться…
Прочитав произведение, осознаешь…

Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2023

При выполнении задания важно не только грамотно и логично изложить текст, но и продемонстрировать способность выявлять проблему, высказывать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы получить наивысший балл, нужно разбираться в критериях оценивания сочинения.

Письменное задание с развернутым ответом оценивается по 12 критериям:

1. Формулировка проблем исходного текста. Проблема — ядро, вокруг которого создается сочинение ЕГЭ по русскому языку. Это вопрос, который поднимает автор, на который пытается найти ответ. В тексте публицистического характера проблема часто называется прямо, поэтому ее не нужно долго искать. В художественном же тексте часто необходимо провести полный анализ текста, чтобы уловить идею автора.

2. Комментарий к проблеме исходного текста. Это ваш анализ исходного текста, посредством которого вы показываете свою способность следить за логикой текста, выделять важные моменты и использовать их для формулировки позиции автора и собственного мнения.

3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста. Этот критерий оценивает ваше умение адекватно воспринять отношение автора к рассказанному. Оно может быть позитивным, негативным, двояким и т.п. Тут же нужно обозначить предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос.

4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. Это не только согласие или несогласие с мнением автора, но и аргументация своей позиции. В сочинении можно привести практический любой аргумент (исторический факт, случай из личного опыта и т.д.).

5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Сочинение должно быть последовательным, связным, логичным. Для этого необходимо уметь составлять план, использовать средства связи между предложениями и структурными элементами сочинения. Текст сочинения должен быть разбит на абзацы, каждое предложение должно быть связано с предыдущим.

6. Точность и выразительность речи. По этим подразумевается умение четко донести смысл высказывания. Большое количество повторов, грамматические и речевые ошибки портят текст и затрудняют понимание смысла. Точность сочинения по русскому языку заключена в использовании средств выразительности, интересных синтаксических конструкций, стилистических приемов.

7. Соблюдение орфографических норм.

8. Соблюдение пунктуационных норм.

9. Соблюдение грамматических норм.

10. Соблюдение речевых норм.

11. Соблюдение этических норм.

12. Соблюдение фактологической точности.

Пример сочинения на максимальный балл

Сочинение по тексту А.П.Чехова:

“Какое влияние оказывает на человека тяжёлый труд? Наверное, именно по этой причине многим людям не хватает времени на саморазвитие и самообразование. Какую роль могут играть духовные ценности для того, кто думает лишь об удовлетворении физиологических потребностей? Многим приходится заниматься изнурительной работой ради куска хлеба. А.П. Чехов поднимает проблему влияния непосильного труда на человека.

Герой размышляет о том, что главная причина несчастной жизни некоторых людей заключается в необходимости много трудиться. Именно поэтому открытие медицинских пунктов, школ или библиотек не поможет обществу. Какой в этом смысл, если человек не находит времени и средств для лечения или чтения книг? Картина, которую создает рассказчик, выглядит трагической: «…миллиарды людей живут хуже животных – только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх». Вот почему им некогда подумать о душе, и они не виноваты в этом, потому что не знают другой, лучшей жизни.

Люди, которым приходится постоянно заниматься тяжёлым трудом, живут на автомате, выполняя одни и те же действия изо дня в день. Такая пустая, бессодержательная жизнь не дает никакой пищи для размышлений, не подталкивает человека задаваться закономерными вопросами о смысле существования и собственном предназначении. Герой А.П. Чехова уверен в том, что «мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности». Корень зла гораздо глубже, и чтобы люди становились грамотными и духовно развитыми, нужно освободить их от ежедневного непосильного труда.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Автор подчёркивает, что смыслом существования многих людей становится обыкновенное желание выжить, поэтому их пониманию недоступно ни образование, ни искусство.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: от непосильного труда люди болеют, рано старятся и умирают. Кроме того, это мешает приобщиться к духовной деятельности.

Нельзя не согласиться с точкой зрения А.П. Чехова. Действительно, изнурительная работа разрушает личность. Вспомним, например, роман Д. Лондона «Мартин Иден», герой которого мечтал стать писателем. Для того чтобы заработать на жизнь, ему пришлось устроиться в прачечную. Это отнимало у него практически всё время и силы, поэтому после работы Мартин уже не мог заниматься литературным творчеством, так как чувствовал сильную усталость. Этот пример доказывает, что непосильный труд требует от человека больших жертв.

В заключение хочется сказать, что малые дела не решают важных социальных проблем, а только усугубляют зло, царящее в обществе. Чтобы материальные ценности не вытесняли духовные, надо помочь конкретным людям, вынужденным жить в тяжелых условиях. Для этого, по мнению чеховского героя, необходимо избавить их от непосильного труда.”

(1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
         (
6) Но дело не в этом. (7) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (9) Это искусство, огромное искусство.
         (
10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (12) Да, именно красиво.
          (
13) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (14) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
            (
15) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (17) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)

(1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3) Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.
         (6) Но дело не в этом. (7) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8) Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (9) Это искусство, огромное искусство.
         (10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (12) Да, именно красиво.
          (13) Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло», — это досадно и для него и для окружающих. (14) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.
            (15) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (17) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)

Пример сочинения с указанием частей

План сочинения

Пример

Проблема текста

Д. Лихачёв, автор предложенного текста, ставит проблему отношения к совершённым ошибкам.

Комментарий:

  • пример №1; пояснение

Размышляя о вопросе правильного подхода к исправлению своих ошибок, автор сравнивает ситуации из жизни с танцами на льду. Автор с восхищением отмечает, что во время танца, падая, спортсмены вставали и продолжали танец, как будто падения не было. Этот пример помогает показать читателям, как нужно действовать в жизни. Важно выходить из ошибок «красиво», говорит автор.

  • смысловая связь

Однако автор замечает, что в жизни всё сложнее, чем на льду, и старается дать советы, применимые к реальности.

  • пример №2;
    пояснение  

Используя сравнение с теми же танцами, он говорит о том, как важно окружающим реагировать на ошибки другого человека: поддержать, не торопить и не побуждать к незамедлительному исправлению. Тем самым автор хочет облегчить участь ошибшегося и заметивших эту ошибку людей.

  • анализ смысловой связи

Сопоставляя танцы на льду и реальную жизнь, автор помогает читателю сформулировать ответ на один из важных философских и нравственных вопросов: как стоит относиться к своим ошибкам?

Позиция автора

Позиция Д. Лихачёва ясна: признать свою ошибку непросто, но важно научиться как можно скорее продолжить работать и жить после обнаружения ошибки и не отчаиваться, потому что ошибки — это часть нашей жизни и опыта.

Выражение собственного мнения

Я разделяю мнение публициста, потому что обезопасить себя от всех ошибок в жизни невозможно, но человек может упростить и улучшить свою жизнь, научившись правильно и быстро исправлять собственные промахи.

Обоснование своей точки зрения

Эта точка зрения подтверждается литературными примерами. Например, в одной из глав книги «История моего современника» В. Г. Короленко описывает ситуацию, когда один из ребят в классе, Заруцкий, решил проверить нового учителя Игнатовича, поставив его в неудобное положение. Такой поступок совершенно не оценили одноклассники Заруцкого, осуждая его на перемене и называя поступок свинством. И парень спустя два дня, осознав свою неправоту, извинился перед учителем на глазах у всего класса, разрешив раз и навсегда нехороший, гнусный конфликт. Эта история ещё раз доказывает, что признавать свою ошибку, иметь смелость исправить её и после жить, не зацикливаясь на неудаче, — чрезвычайно важный навык для человека.

Вывод

Таким образом, Д. Лихачёв преподаёт нам необходимый урок жизни. Автор учит быть мудрыми и сильными на простых примерах, отчего серьёзные и сложные вещи понимаются легче и остаются в сердце навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *