5 класс подготовка к сочинению тургенев муму презентация

Слайд 1

Двенадцатое января. Подготовка к сочинению «Эпизод в рассказе «Муму», который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Слайд 2

Подготовка к анализу эпизода. Заполнение таблицы. Составление общей характеристики произведения. № План анализа эпизода Рабочие материалы к сочинению 1. Общая характеристика произведения (время создания, главные герои, художественная идея)

Слайд 3

К пункту 1. Когда И.С.Тургенев написал рассказ «Муму » ( Рассказ «Муму» И.С.Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвящённого Н.В.Гоголю . После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге.)

Слайд 4

— Какова художественная идея рассказа? (Осуждение крепостного права, вера в безграничные силы русского народа).

Слайд 5

2 Место эпизода в сюжете произведения — Определите место эпизода в сюжете произведения (Что происходит с героем, какой момент его жизни показан)

Слайд 6

— Охарактеризуйте место и время действия в эпизоде 3. Место и время действия. (События происходят ранней весной. Это время пробуждения природы, время обновления души человека ).

Слайд 7

4 Средства выразительности — Назовите слова, которыми автор описывает собачонку. -Как изображаются действия Герасима?

Слайд 8

Всю ночь он возился с ней ,укладывал её,обтирал и заснул наконец сам возле неё каким –то радостным и тихим сном.

Слайд 9

5. Функция эпизода (пояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определённого настроения у читателя). — Какова функция эпизода? (Функция эпизода состоит в прояснении мысли автора, раскрытии характера Герасима. Автор подчёркивает доброту героя, его умение сострадать слабому).

Слайд 10

Добрый, благодушный, гуманный, добросердечный, душевный, ласковый, милостивый, мягкосердечный, отзывчивый, простодушный, участливый, чуткий, внимательный, душевный, отзывчивый, чувствительный, заботливый.

Слайд 12

Выбор эпизода для анализа. Почему этот эпизод является важным для понимания художественной идеи произведения?

Слайд 13

Конструирование начала сочинения. Рассказ «Муму» И.С.Тургенев написал в 1852 г. (что происходило в жизни писателя и в стране?) В произведении автор выражает мысль о том, что… Наиболее важным для понимания художественной идеи рассказа является эпизод…

Слайд 14

Конструирование финала сочинения. В данном эпизоде проявляется… Этот фрагмент запомнился мне…

Слайд 15

Домашнее задание. Написать сочинение .

Подготовка к сочинению по произведению И.С. Тургенева  «Муму» Тема: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»   МБОУ Гимназия №2 Г.о. Краснознаменск Учитель русского языка и литературы Черная А.В.

Подготовка к сочинению по произведению И.С. Тургенева «Муму»

Тема: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

МБОУ Гимназия №2

Г.о. Краснознаменск

Учитель русского языка и литературы Черная А.В.

(Запишите в тетрадях) Число Сочинение Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

(Запишите в тетрадях)

Число

Сочинение

Образ Герасима в рассказе

И.С. Тургенева «Муму»

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»  О чем нужно рассказать в сочинении? Какой должна быть основная мысль работы? К какому типу речи будет относится сочинение? Какой будет структура работы? Предложите пункты плана сочинения.

Образ Герасима в рассказе

И.С. Тургенева «Муму»

  • О чем нужно рассказать в сочинении?
  • Какой должна быть основная мысль работы?
  • К какому типу речи будет относится сочинение?
  • Какой будет структура работы?
  • Предложите пункты плана сочинения.

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» План: Герасим – главный герой рассказа Как раскрывается образ героя в рассказе? внешность жизненные обстоятельства окружение (взаимодействие с другими героями рассказа) черты характера (через поступки) 3. Мое отношение к герою (перепишите план в тетрадь)

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

План:

  • Герасим – главный герой рассказа
  • Как раскрывается образ героя в рассказе?
  • внешность
  • жизненные обстоятельства
  • окружение (взаимодействие с другими героями рассказа)
  • черты характера (через поступки)

3. Мое отношение к герою

(перепишите план в тетрадь)

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» 1.Составим устный рассказ, опираясь на план сочинения. 2.Раскрыть пункты плана помогут вопросы к ним. 3.Старайтесь отвечать на вопросы кратко, но ёмко.

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

1.Составим устный рассказ, опираясь на план сочинения.

2.Раскрыть пункты плана помогут вопросы к ним.

3.Старайтесь отвечать на вопросы кратко, но ёмко.

1. Герасим – главный герой рассказа Кто такой Герасим? (Герасим-главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму») О чем говорится в рассказе? (В этом рассказе говорится о бесчеловечном отношении к крепостным крестьянам)

1. Герасим – главный герой рассказа

  • Кто такой Герасим?

(Герасим-главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»)

  • О чем говорится в рассказе?

(В этом рассказе говорится о бесчеловечном отношении к крепостным крестьянам)

2. Как раскрывается образ героя в  рассказе?  - внешность Как выглядит Герасим? (Герасим обладает богатырской внешностью. Он очень сильный, высокого роста, но глухонемой от рождения)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — внешность

  • Как выглядит Герасим?

(Герасим обладает богатырской внешностью. Он очень сильный, высокого роста, но глухонемой от рождения)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - жизненные обстоятельства Кто Герасим по социальному положению? (Герасим – крепостной крестьянин.) -Как к Герасиму относилась барыня? (Барыня выделяла Герасима среди других крепостных. Она приказала перевезти его из деревни в город, где он стал выполнять работу дворника и сторожа. Под его охраной барыне было спокойно).

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — жизненные обстоятельства

  • Кто Герасим по социальному положению?

(Герасим – крепостной крестьянин.)

-Как к Герасиму относилась барыня?

(Барыня выделяла Герасима среди других крепостных. Она приказала перевезти его из деревни в город, где он стал выполнять работу дворника и сторожа. Под его охраной барыне было спокойно).

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - окружение (взаимодействие с другими героями рассказа) Как относятся к Герасиму окружающие? (Дворня боится Герасима из-за его физической силы и серьезного характера.) -Почему Герасим одинок? (Немота Герасима стала причиной отдаления людей от него.)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — окружение (взаимодействие с другими героями рассказа)

  • Как относятся к Герасиму окружающие?

(Дворня боится Герасима из-за его физической силы и серьезного характера.)

-Почему Герасим одинок?

(Немота Герасима стала причиной отдаления людей от него.)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - черты характера (через поступки)   - Как Герасим относится к труду? (Герасим – трудолюбивый человек. Любую работу выполняет с охотой и старанием.) - Какая работа нравится герою?  Больше по душе ему работа на земле.

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

— Как Герасим относится к труду?

(Герасим – трудолюбивый человек. Любую работу выполняет с охотой и старанием.)

— Какая работа нравится герою?

Больше по душе ему работа на земле.

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - черты характера (через поступки)   Способен ли Герасим любить? Как ведет себя герой с любимой? (Герасим наделен умением любить, он привязывается к девушке-сироте Татьяне, берет ее под свою защиту , трогательно ухаживает за ней)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • Способен ли Герасим любить?
  • Как ведет себя герой с любимой?

(Герасим наделен умением любить, он привязывается к девушке-сироте Татьяне, берет ее под свою защиту , трогательно ухаживает за ней)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - черты характера (через поступки)   В каком поступке проявляется доброта героя? (Герасим проявляет доброту по отношению к щенку, когда спасает его из реки, а потом выхаживает)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • В каком поступке проявляется доброта героя?

(Герасим проявляет доброту по отношению к щенку, когда спасает его из реки, а потом выхаживает)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе?  - черты характера (через поступки)   В чем сила характера героя? (У Герасима сильный характер. Когда его вынудили утопить любимую собаку, он нашел в себе силы уйти от барыни без ее разрешения в деревню)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • В чем сила характера героя?

(У Герасима сильный характер. Когда его вынудили утопить любимую собаку, он нашел в себе силы уйти от барыни без ее разрешения в деревню)

3. Моё отношение к герою    Понравился ли тебе Герасим, герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Чем он запомнится тебе?

3. Моё отношение к герою

  • Понравился ли тебе Герасим, герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»?
  • Чем он запомнится тебе?

Напишите черновик сочинения, опираясь на пункты плана, записанные в тетради. Перечитайте написанное, доработайте, проверьте ошибки. Перепишите сочинение в тетрадь. Перечитайте переписанное, проверяя орфограммы и пунктограммы.  УДАЧИ!

  • Напишите черновик сочинения, опираясь на пункты плана, записанные в тетради.
  • Перечитайте написанное, доработайте, проверьте ошибки.
  • Перепишите сочинение в тетрадь.
  • Перечитайте переписанное, проверяя орфограммы и пунктограммы.

УДАЧИ!

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Образ Герасима Портрет работы И. Е. Репина. 1871 г.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Образ Герасима

Портрет работы

И. Е. Репина. 1871 г.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»   Цель урока: Дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева.

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?» Цель урока:

Дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева.

Структура сочинения Вступление Основная часть А) Пример 1 Пример 2 Б) Пример 1 Пример 2 В) Пример 1 Пример 2 3. Заключение Вступление А)Место героя в системе образов Б) Социальное положение В)Характер. Средства создания характера (портрет, поступки, интерьер, взаимоотношения с персонажами, оценка автора) Г) основные занятия 3. Заключение (Значение образа)

Структура сочинения

  • Вступление
  • Основная часть

А)

  • Пример 1
  • Пример 2

Б)

  • Пример 1
  • Пример 2

В)

  • Пример 1
  • Пример 2

3. Заключение

  • Вступление
  • А)Место героя в системе образов

Б) Социальное положение

В)Характер. Средства создания характера (портрет, поступки, интерьер,

взаимоотношения с персонажами, оценка автора)

Г) основные занятия

3. Заключение (Значение образа)

1. Вступление Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. Реальная история, но И.С.Тургенев изменил финал

1. Вступление

  • Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России?
  • Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву.
  • Реальная история, но И.С.Тургенев изменил финал

2. Основная часть Характеристика Герасима  «Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»

2. Основная часть

  • Характеристика Герасима

«Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»

2. Основная часть А) Место героя в системе образов  «Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим» Б) Социальное положение

2. Основная часть

А) Место героя в системе образов

«Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим»

Б) Социальное положение

2. Основная часть В) Портрет Необычайная сила Новые обязанности Герасима Какие сравнения использует автор при описании Герасима?

2. Основная часть

В) Портрет

Необычайная сила

Новые обязанности Герасима

Какие сравнения использует автор при описании Герасима?

Сравнения «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». «Пойманный зверь». – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

Сравнения

  • «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
  • Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
  • «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
  • «Пойманный зверь».
  • – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

Сравнения – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие). – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. «Степенный гусак». – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение.

Сравнения

  • – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
  • – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
  • – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
  • «Степенный гусак».
  • – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте?
  • Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение.

Вывод Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Вывод

  • Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

2. Основная часть Г) Интерьер Д) Взаимоотношения с другими персонажами

2. Основная часть

Г) Интерьер

Д) Взаимоотношения с другими персонажами

2. Основная часть Е) Поступки Случай в околотке Защитил Татьяну Отверг Татьяну Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

2. Основная часть

Е) Поступки

Случай в околотке

Защитил Татьяну

Отверг Татьяну

Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

2. Основная часть Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

2. Основная часть

Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

2. Основная часть Встреча с Муму. Изменился Герасим? Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

2. Основная часть

Встреча с Муму. Изменился Герасим?

Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

2. Основная часть Кто виновник , что счастье так быстро разрушилось? Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

2. Основная часть

Кто виновник , что счастье так быстро разрушилось?

Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

2. Основная часть Уход в родную деревню. Как этот поступок характеризует Герасима? Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.

2. Основная часть

Уход в родную деревню.

Как этот поступок характеризует Герасима?

Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.

3. Заключение. (Значение образа)   Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений

3. Заключение. (Значение образа)

  • Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?
  • Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений

3. Заключение. (Значение образа)   Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости

3. Заключение. (Значение образа)

  • Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости

Домашнее задание Написать сочинение по теме «Образ Герасима»

Домашнее задание

  • Написать сочинение по теме «Образ Герасима»

1.

Обучающее сочинение по
рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Литература, 5 класс

2.

Тема сочинения: «Герасим – самое
замечательное лицо…»
• План
1. Описание Герасима.
2. «Славный был
мужик…»
А) Отношение к работе.
Б) Взаимоотношения с
дворней и барыней.
В) Герасим и Татьяна.
Г) Герасим и Муму.
3. Герасим – идеал
русского крестьянина.

3.

1. Описание Герасима.
• Герасим — главный
герой рассказа (автор,
название)____. Это был
мужчина (какой?
опишите его – с. 189190)____.
• Двенадцати вершков
роста.
• Сложённый богатырём
• Глухонемой от рождения.
• Одарённый необычайной
силой.

4.

2. «Славный был мужик…»
• Его привезли в Москву и
А) Отношение к работе.
определили (кем?)____.
Работал он (как? с. 190191)____. Вообще
Герасим был
нрава(какого, с.191192)____.
• Работал за четверых.
• Дело спорилось в его руках.
• Усердно исполнял свои
обязанности.
• Был нрава строгого и
серьёзного, любил во всём
порядок.

5.

2. «Славный был мужик…»
Б) Взаимоотношения с дворней • Дворня (как относилась
к Герасиму?)____, он
и барыней.
(как относился к дворне,
к барыне?)____.
• Они его побаивались, он
считал их за своих.
• Он не любил, чтобы к нему
ходили.
• Права свои тоже знал.
• Она его жаловала как
верного и сильного
сторожа.
• Герасим её побаивался.

6.

2. «Славный был
мужик…»
В) Герасим и Татьяна.
• Глухонемой от рождения, этот
человек был способен на
проявление искренних чувств. В
первую очередь они проявились
по отношению к ____. Он
трогательно ухаживал за ней
(что делал?):____. Но Татьяну
по приказу барыни выдали
замуж за пьяницу-башмачника.
• Полюбилась она ему.
• Дарил пряничного петушка,
ленту.
• Когда видел Татьяну, смеялся,
улыбался, ласково мычал,
подметал пыль перед ней, не
давал проходу.
• Заступался за Татьяну.

7.

2. «Славный был мужик…»
Г) Герасим и Муму.
• После горького
разочарования в любви
Герасим привязался к
найденной им собачке.
Назвал её____. (Рассказать,
как Герасим ухаживал за
собачкой, как она
относилась к нему? с.
204)_____.
• Возился с ней.
• Ни одна мать так не ухаживает за
своим ребёнком.
• Она страстно привязалась к нему
и не отставала от него ни на шаг.
• Герасим сам её любил без
памяти.

8.

3. Герасим – идеал
русского крестьянина.
• Потеряв всех, кого любил,
Герасим единственный из всей
дворни выразил протест против
(чего?) ____барыни (что
сделал? с.221):_____. Таким
образом проявилась сила духа
и _____. В образе Герасима
воплотились лучшие черты
русского крестьянина: _____.
• Протест против самодурства, произвола, деспотизма, барского
гнёта, рабства.
• Ушёл к себе в деревню, на родину.
• Ушёл с несокрушимой отвагой , с отчаянной и радостной
решимостью.
• Сила духа , чувство собственного достоинства.
• Трудолюбие, богатырская сила, терпение, самоуважение, верность,
способность любить, заботиться.

9.

Герасим – «самое замечательное лицо…»
Герасим — главный герой рассказа (автор, название)____. Это
был мужчина (какой? опишите его – с. 189-190)____.
Его привезли в Москву и определили (кем?)____. Работал он
(как? с. 190-191)____. Вообще Герасим был нрава(какого, с.191192)____.
Дворня (как относилась к Герасиму?)____, он (как относился к
дворне, к барыне?)____.
Глухонемой от рождения, этот человек был способен на
проявление искренних чувств. В первую очередь они проявились по
отношению к
____. Он трогательно ухаживал за ней (что
делал?):____. Но Татьяну по приказу барыни выдали замуж за
пьяницу-башмачника.
После горького разочарования в любви Герасим привязался к
найденной им собачке. Назвал её____. (Рассказать, как Герасим
ухаживал за собачкой, как она относилась к нему? с. 204)_____.
Потеряв всех, кого любил, Герасим единственный из всей дворни
выразил протест против (чего?) ____барыни (что сделал?
с.221):_____. Таким образом проявилась сила духа и _____. В
образе Герасима воплотились лучшие черты русского крестьянина:
_____.

Слайд 1

Двенадцатое января. Подготовка к сочинению «Эпизод в рассказе «Муму», который произвёл на меня самое сильное впечатление».

Слайд 2

Подготовка к анализу эпизода. Заполнение таблицы. Составление общей характеристики произведения. № План анализа эпизода Рабочие материалы к сочинению 1. Общая характеристика произведения (время создания, главные герои, художественная идея)

Слайд 3

К пункту 1. Когда И.С.Тургенев написал рассказ «Муму » ( Рассказ «Муму» И.С.Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвящённого Н.В.Гоголю . После освобождения он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге.)

Слайд 4

— Какова художественная идея рассказа? (Осуждение крепостного права, вера в безграничные силы русского народа).

Слайд 5

2 Место эпизода в сюжете произведения — Определите место эпизода в сюжете произведения (Что происходит с героем, какой момент его жизни показан)

Слайд 6

— Охарактеризуйте место и время действия в эпизоде 3. Место и время действия. (События происходят ранней весной. Это время пробуждения природы, время обновления души человека ).

Слайд 7

4 Средства выразительности — Назовите слова, которыми автор описывает собачонку. -Как изображаются действия Герасима?

Слайд 8

Всю ночь он возился с ней ,укладывал её,обтирал и заснул наконец сам возле неё каким –то радостным и тихим сном.

Слайд 9

5. Функция эпизода (пояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определённого настроения у читателя). — Какова функция эпизода? (Функция эпизода состоит в прояснении мысли автора, раскрытии характера Герасима. Автор подчёркивает доброту героя, его умение сострадать слабому).

Слайд 10

Добрый, благодушный, гуманный, добросердечный, душевный, ласковый, милостивый, мягкосердечный, отзывчивый, простодушный, участливый, чуткий, внимательный, душевный, отзывчивый, чувствительный, заботливый.

Слайд 12

Выбор эпизода для анализа. Почему этот эпизод является важным для понимания художественной идеи произведения?

Слайд 13

Конструирование начала сочинения. Рассказ «Муму» И.С.Тургенев написал в 1852 г. (что происходило в жизни писателя и в стране?) В произведении автор выражает мысль о том, что… Наиболее важным для понимания художественной идеи рассказа является эпизод…

Слайд 14

Конструирование финала сочинения. В данном эпизоде проявляется… Этот фрагмент запомнился мне…

Слайд 15

Домашнее задание. Написать сочинение .

Подготовка к сочинению по произведению И.С. Тургенева «Муму» Тема: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» МБОУ Гимназия №2 Г.о. Краснознаменск Учитель русского языка и литературы Черная А.В.

Подготовка к сочинению по произведению И.С. Тургенева «Муму»

Тема: Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

МБОУ Гимназия №2

Г.о. Краснознаменск

Учитель русского языка и литературы Черная А.В.

(Запишите в тетрадях) Число Сочинение Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

(Запишите в тетрадях)

Число

Сочинение

Образ Герасима в рассказе

И.С. Тургенева «Муму»

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» О чем нужно рассказать в сочинении? Какой должна быть основная мысль работы? К какому типу речи будет относится сочинение? Какой будет структура работы? Предложите пункты плана сочинения.

Образ Герасима в рассказе

И.С. Тургенева «Муму»

  • О чем нужно рассказать в сочинении?
  • Какой должна быть основная мысль работы?
  • К какому типу речи будет относится сочинение?
  • Какой будет структура работы?
  • Предложите пункты плана сочинения.

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» План: Герасим – главный герой рассказа Как раскрывается образ героя в рассказе? внешность жизненные обстоятельства окружение (взаимодействие с другими героями рассказа) черты характера (через поступки) 3. Мое отношение к герою (перепишите план в тетрадь)

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

План:

  • Герасим – главный герой рассказа
  • Как раскрывается образ героя в рассказе?
  • внешность
  • жизненные обстоятельства
  • окружение (взаимодействие с другими героями рассказа)
  • черты характера (через поступки)

3. Мое отношение к герою

(перепишите план в тетрадь)

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму» 1.Составим устный рассказ, опираясь на план сочинения. 2.Раскрыть пункты плана помогут вопросы к ним. 3.Старайтесь отвечать на вопросы кратко, но ёмко.

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

1.Составим устный рассказ, опираясь на план сочинения.

2.Раскрыть пункты плана помогут вопросы к ним.

3.Старайтесь отвечать на вопросы кратко, но ёмко.

1. Герасим – главный герой рассказа Кто такой Герасим? (Герасим-главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму») О чем говорится в рассказе? (В этом рассказе говорится о бесчеловечном отношении к крепостным крестьянам)

1. Герасим – главный герой рассказа

  • Кто такой Герасим?

(Герасим-главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»)

  • О чем говорится в рассказе?

(В этом рассказе говорится о бесчеловечном отношении к крепостным крестьянам)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - внешность Как выглядит Герасим? (Герасим обладает богатырской внешностью. Он очень сильный, высокого роста, но глухонемой от рождения)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — внешность

  • Как выглядит Герасим?

(Герасим обладает богатырской внешностью. Он очень сильный, высокого роста, но глухонемой от рождения)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - жизненные обстоятельства Кто Герасим по социальному положению? (Герасим – крепостной крестьянин.) -Как к Герасиму относилась барыня? (Барыня выделяла Герасима среди других крепостных. Она приказала перевезти его из деревни в город, где он стал выполнять работу дворника и сторожа. Под его охраной барыне было спокойно).

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — жизненные обстоятельства

  • Кто Герасим по социальному положению?

(Герасим – крепостной крестьянин.)

-Как к Герасиму относилась барыня?

(Барыня выделяла Герасима среди других крепостных. Она приказала перевезти его из деревни в город, где он стал выполнять работу дворника и сторожа. Под его охраной барыне было спокойно).

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - окружение (взаимодействие с другими героями рассказа) Как относятся к Герасиму окружающие? (Дворня боится Герасима из-за его физической силы и серьезного характера.) -Почему Герасим одинок? (Немота Герасима стала причиной отдаления людей от него.)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — окружение (взаимодействие с другими героями рассказа)

  • Как относятся к Герасиму окружающие?

(Дворня боится Герасима из-за его физической силы и серьезного характера.)

-Почему Герасим одинок?

(Немота Герасима стала причиной отдаления людей от него.)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - черты характера (через поступки) - Как Герасим относится к труду? (Герасим – трудолюбивый человек. Любую работу выполняет с охотой и старанием.) - Какая работа нравится герою? Больше по душе ему работа на земле.

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

— Как Герасим относится к труду?

(Герасим – трудолюбивый человек. Любую работу выполняет с охотой и старанием.)

— Какая работа нравится герою?

Больше по душе ему работа на земле.

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - черты характера (через поступки) Способен ли Герасим любить? Как ведет себя герой с любимой? (Герасим наделен умением любить, он привязывается к девушке-сироте Татьяне, берет ее под свою защиту , трогательно ухаживает за ней)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • Способен ли Герасим любить?
  • Как ведет себя герой с любимой?

(Герасим наделен умением любить, он привязывается к девушке-сироте Татьяне, берет ее под свою защиту , трогательно ухаживает за ней)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - черты характера (через поступки) В каком поступке проявляется доброта героя? (Герасим проявляет доброту по отношению к щенку, когда спасает его из реки, а потом выхаживает)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • В каком поступке проявляется доброта героя?

(Герасим проявляет доброту по отношению к щенку, когда спасает его из реки, а потом выхаживает)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? - черты характера (через поступки) В чем сила характера героя? (У Герасима сильный характер. Когда его вынудили утопить любимую собаку, он нашел в себе силы уйти от барыни без ее разрешения в деревню)

2. Как раскрывается образ героя в рассказе? — черты характера (через поступки)

  • В чем сила характера героя?

(У Герасима сильный характер. Когда его вынудили утопить любимую собаку, он нашел в себе силы уйти от барыни без ее разрешения в деревню)

3. Моё отношение к герою Понравился ли тебе Герасим, герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Чем он запомнится тебе?

3. Моё отношение к герою

  • Понравился ли тебе Герасим, герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»?
  • Чем он запомнится тебе?

Напишите черновик сочинения, опираясь на пункты плана, записанные в тетради. Перечитайте написанное, доработайте, проверьте ошибки. Перепишите сочинение в тетрадь. Перечитайте переписанное, проверяя орфограммы и пунктограммы. УДАЧИ!

  • Напишите черновик сочинения, опираясь на пункты плана, записанные в тетради.
  • Перечитайте написанное, доработайте, проверьте ошибки.
  • Перепишите сочинение в тетрадь.
  • Перечитайте переписанное, проверяя орфограммы и пунктограммы.

УДАЧИ!

1

Подготовка к сочинению по произведению И.С.Тургенева «Муму». Цели урока: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании творческого труда; научить отбирать материал к сочинению; учить работать с данным к сочинению планом.

2

Эпиграф: А у нас стряслась беда: сочиненье снова… Из песни

3

План работы над сочинением. 1. Обдумать тему, выделить слово, в котором заключено зерно темы. 2. Определить идею сочинения. 3. Подобрать материалы. 4. Составление плана сочинения.

4

Структура плана сочинения. I.Вступление. Что дано. II.Основная часть. Что требуется доказать. 1.Доказательство и т.д. III.Заключение. Что и требовалось доказать.

5

Самое замечательное лицо из всей челяди – дворник Герасим. …Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. И.С.Тургенев

6

1. Из воспоминаний, положенных в основу рассказа И.С.Тургенева «Муму». Самое замечательное лицо из всей челяди – это Герасим. Барыня привезла его из деревни в Москву. Она приказала сшить ему кафтан на лето, на зиму тулуп, Купила ему сапоги, дала ему в руки метлу и лопату и определила дворником.

7

Жизнь Герасима в городе. Герасим – мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богаты- рём и глухонемой от рождения. Нрава он строгого и серьёзного. Автор сравнивает его с деревом, с гусаком и с пойманным зверем. Он работал за четверых – дело спорилось в его руках. В полчаса всё у него было готово. Ещё он колол дрова, таскал воду, вечерами караулил.

8

Каморка богатыря Герасима. Ему отвели над кухней каморку. Он устроил её себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, — истинно богатырскую кровать. Такими же крепкими сделал сундук, стол и стул на трёх ножках.

9

Небольшие происшествия с Герасимом. В городе Герасим полюбил прачку Татьяну, которая тоже служила у барыни. Но барыня выдала её замуж за Капитона, а потом отправили в деревню. Проводив Татьяну, Герасим шёл вдоль берега и нашёл маленькую собачку. Он назвал её Муму. Дворник заботился о ней и радовался тому, что у него есть свой четвероногий друг.

10

Приказ барыни. Однако барыня приказала Герасиму утопить Муму. С тяжёлым сердцем он исполнил её волю, но после этого ушёл обратно в деревню. Снова стал трудиться на полях, не за страх, а за совесть. Этот уход Герасима нужно считать его протестом.

11

Моё отношение к Герасиму. Я уважаю Герасима за верность в любви к Татьяне и к Муму, за его трудолюбие, так как он не боялся даже самой трудной работы. Дворник у барыни был действительно самым замечательным лицом из всей челяди.

1.

Обучающее сочинение по
рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Литература, 5 класс

2.

Тема сочинения: «Герасим – самое
замечательное лицо…»
• План
1. Описание Герасима.
2. «Славный был
мужик…»
А) Отношение к работе.
Б) Взаимоотношения с
дворней и барыней.
В) Герасим и Татьяна.
Г) Герасим и Муму.
3. Герасим – идеал
русского крестьянина.

3.

1. Описание Герасима.
• Герасим — главный
герой рассказа (автор,
название)____. Это был
мужчина (какой?
опишите его – с. 189190)____.
• Двенадцати вершков
роста.
• Сложённый богатырём
• Глухонемой от рождения.
• Одарённый необычайной
силой.

4.

2. «Славный был мужик…»
• Его привезли в Москву и
А) Отношение к работе.
определили (кем?)____.
Работал он (как? с. 190191)____. Вообще
Герасим был
нрава(какого, с.191192)____.
• Работал за четверых.
• Дело спорилось в его руках.
• Усердно исполнял свои
обязанности.
• Был нрава строгого и
серьёзного, любил во всём
порядок.

2. «Славный был мужик…»
Б) Взаимоотношения с дворней • Дворня (как относилась
к Герасиму?)____, он
и барыней.
(как относился к дворне,
к барыне?)____.
• Они его побаивались, он
считал их за своих.
• Он не любил, чтобы к нему
ходили.
• Права свои тоже знал.
• Она его жаловала как
верного и сильного
сторожа.
• Герасим её побаивался.

6.

2. «Славный был
мужик…»
В) Герасим и Татьяна.
• Глухонемой от рождения, этот
человек был способен на
проявление искренних чувств. В
первую очередь они проявились
по отношению к ____. Он
трогательно ухаживал за ней
(что делал?):____. Но Татьяну
по приказу барыни выдали
замуж за пьяницу-башмачника.
• Полюбилась она ему.
• Дарил пряничного петушка,
ленту.
• Когда видел Татьяну, смеялся,
улыбался, ласково мычал,
подметал пыль перед ней, не
давал проходу.
• Заступался за Татьяну.

7.

2. «Славный был мужик…»
Г) Герасим и Муму.
• После горького
разочарования в любви
Герасим привязался к
найденной им собачке.
Назвал её____. (Рассказать,
как Герасим ухаживал за
собачкой, как она
относилась к нему? с.
204)_____.
• Возился с ней.
• Ни одна мать так не ухаживает за
своим ребёнком.
• Она страстно привязалась к нему
и не отставала от него ни на шаг.
• Герасим сам её любил без
памяти.

8.

3. Герасим – идеал
русского крестьянина.
• Потеряв всех, кого любил,
Герасим единственный из всей
дворни выразил протест против
(чего?) ____барыни (что
сделал? с.221):_____. Таким
образом проявилась сила духа
и _____. В образе Герасима
воплотились лучшие черты
русского крестьянина: _____.
• Протест против самодурства, произвола, деспотизма, барского
гнёта, рабства.
• Ушёл к себе в деревню, на родину.
• Ушёл с несокрушимой отвагой , с отчаянной и радостной
решимостью.
• Сила духа , чувство собственного достоинства.
• Трудолюбие, богатырская сила, терпение, самоуважение, верность,
способность любить, заботиться.

9.

Герасим – «самое замечательное лицо…»
Герасим — главный герой рассказа (автор, название)____. Это
был мужчина (какой? опишите его – с. 189-190)____.
Его привезли в Москву и определили (кем?)____. Работал он
(как? с. 190-191)____. Вообще Герасим был нрава(какого, с.191192)____.
Дворня (как относилась к Герасиму?)____, он (как относился к
дворне, к барыне?)____.
Глухонемой от рождения, этот человек был способен на
проявление искренних чувств. В первую очередь они проявились по
отношению к
____. Он трогательно ухаживал за ней (что
делал?):____. Но Татьяну по приказу барыни выдали замуж за
пьяницу-башмачника.
После горького разочарования в любви Герасим привязался к
найденной им собачке. Назвал её____. (Рассказать, как Герасим
ухаживал за собачкой, как она относилась к нему? с. 204)_____.
Потеряв всех, кого любил, Герасим единственный из всей дворни
выразил протест против (чего?) ____барыни (что сделал?
с.221):_____. Таким образом проявилась сила духа и _____. В
образе Герасима воплотились лучшие черты русского крестьянина:
_____.

Презентация на тему «Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева»

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)


  • 243 загрузки

  • 3.7 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 11 слайдов. Средняя оценка: 3.7 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 5-7 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева

    Слайд 1

    Подготовка к сочинению попроизведению И.С.Тургенева«Муму».

    Цели урока: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании творческого труда; научить отбирать материал к сочинению; учить работать с данным к сочинению планом.

  • Слайд 2

    Эпиграф:

    А у нас стряслась беда: сочиненье снова…
    Из песни

  • Слайд 3

    План работы над сочинением.

    1.Обдумать тему, выделить слово, в котором заключено зерно темы.
    2.Определить идею сочинения.
    3.Подобрать материалы.
    4.Составление плана сочинения.

  • Слайд 4

    Структура плана сочинения.

    I.Вступление. Что дано.
    II.Основная часть. Что требуется доказать.
    1.Доказательство.
    2.
    3.
    4. и т.д.
    III.Заключение. Что и требовалось доказать.

  • Слайд 5

    Самое замечательное лицо извсей челяди – дворник Герасим.

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.
    И.С.Тургенев

  • Слайд 6

    1.Из воспоминаний, положенных в основу рассказа И.С.Тургенева «Муму».

    Самое замечательное лицо из всей челяди – это Герасим.
    Барыня привезла его из деревни в Москву. Она приказала сшить ему кафтан на лето, на зиму тулуп,
    Купила ему сапоги, дала ему в руки метлу и лопату и определила дворником.

  • Слайд 7

    Жизнь Герасима в городе.

    Герасим – мужчина двенадцати
    вершков роста, сложенный богаты-
    рём
    и глухонемой от рождения. Нрава он
    строгого и серьёзного. Автор сравни-
    вает его с деревом, с гусаком и с
    пойманным зверем.
    Он работал за четверых – дело
    спорилось в его руках. В полчаса
    всё у него было готово. Ещё он колол
    дрова, таскал воду, вечерами кара-
    улил.

  • Слайд 8

    Каморка богатыря Герасима.

    Ему отвели над кухней каморку. Он устроил её себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, — истинно богатырскую кровать. Такими же крепкими сделал сундук, стол и стул на трёх ножках.

  • Слайд 9

    Небольшие происшествия с Герасимом.

    В городе Герасим полюбил прачку Татьяну,
    которая тоже служила у барыни. Но барыня
    выдала её замуж за Капитона, а потом отпра-
    вили в деревню. Проводив Татьяну, Герасим
    шёл вдоль берега и нашёл маленькую собачку.
    Он назвал её Муму. Дворник заботился о ней
    и радовался тому, что у него есть свой четверо-
    ногий друг.

  • Слайд 10

    Приказ барыни.

    Однако барыня приказала
    Герасиму утопить Муму. С
    тяжёлым сердцем он исполнил
    её волю, но после этого ушёл
    обратно в деревню. Снова стал
    трудиться на полях, не за страх,
    а за совесть. Этот уход Герасима нужно считать его
    протестом.

  • Слайд 11

    Моё отношение к Герасиму.

    Я уважаю Герасима за верность в любви к Татьяне и
    к Муму, за его трудолюбие, так как он не боялся
    даже самой трудной работы. Дворник у барыни был
    действительно самым замечательным лицом из всей
    челяди.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Презентация: Сочинение по портретам Пушкина

Презентация: «Муму» - история создания

Презентация: "Муму" И.С. Тургенев

Презентация: "МуМу" И.С. Тургенев

Презентация: Сочинение по лирике Тютчева и Фета Подготовка

Презентация: Сочинение на литературную тему

Презентация: Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации

Презентация: Сочинение по картине «Мальчишки» Ф.П. Решетникова

Презентация: Подготовка к сочинению ЕГЭ

Презентация: Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Презентация: Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 1Подготовка к сочинению по «Муму» И.С.Тургенева

Подготовка к сочинению по «Муму» И.С.Тургенева


Слайд 2 Темы сочинения:
Жизнь Герасима в городе.
 Капризы барыни.
Муму в рассказе И.С.Тургенева.
Изображение жизни крепостных.

 Темы сочинения:Жизнь Герасима в городе. Капризы барыни.Муму в рассказе И.С.Тургенева.Изображение жизни крепостных.


Слайд 3В каком году написан рассказ?             
Кто главные герои рассказа?              
Назовите породу Муму.  

В каком году написан рассказ?             Кто главные герои рассказа?              Назовите породу Муму.  


Слайд 4Рассмотрим композицию сочинения (строение, план).
Обычно сочинение состоит из 3 частей:
1. Вступление.

(Указывается год написания произведения, его тема, идея (цель), герои). Например: И.С.Тургенев в 1852 году написал рассказ «Муму», в котором выступил против крепостного права.
2. Основная часть. ( Идёт раскрытие выбранной темы, указывается авторская позиция, приводятся цитаты).
3. Заключение. Ваше впечатление от рассказа. (Чему учит рассказ? О чём заставляет задуматься?)

Рассмотрим композицию сочинения (строение, план).Обычно сочинение состоит из 3 частей:1. Вступление. (Указывается год написания произведения, его тема,


Слайд 5Образцы сочинений
Жизнь Герасима в городе.
Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму».
Герасим

– глухонемой дворник, человек строгого и  серьёзного нрава. Он  настоящий русский богатырь огромного роста и необыкновенной физической силы. Герасим был человеком деревенским, принадлежавшим барыне – помещице. По её приказу Герасима привозят в город, и он попадает в дом помещицы, где все крепостные  люди подхалимы и завистники. Герасим влюбляется в прачку Татьяну. Когда он видит её, машет руками, мычит, улыбается. Но барыня отдаёт Татьяну замуж за башмачника, и, конечно, Герасиму приходится смириться. Наверное, потеряв всякую веру в людей, Герасим привязывается к спасённому им щенку.
Непонятно, почему Герасим выполняет приказ барыни утопить Муму и возвращается в деревню. Но он протестовал против своего бесправного положения. Очень жаль Муму,  но ещё жальче Герасима.

Образцы сочиненийЖизнь Герасима в городе.Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму». Герасим – глухонемой дворник, человек строгого


Слайд 6Размышление над рассказом «Муму» И.С.Тургенева.
В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму»

описывается история, произошедшая с дворником Герасимом и его собачкой Муму, крепостной Татьяной и их барыней в Москве в стародавние времена.
С одной стороны, рассказ очень интересный и захватывающий, а с другой  –  грустный рассказ с множеством вопросов: почему? Мне было не понятно, почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму, почему барыня лишила Герасима последнего смысла жизни? У меня было ещё много вопросов, пока  не прочитала рассказ внимательней. Я нашла ответы на все вопросы! Герасим утопил Муму, чтобы бедняга не мучилась, ведь он не мог прятать Муму вечно, деревня-то барская. Барыня просто не знала, что для Герасима Муму была смыслом жизни. Я думаю, если бы барыня знала об этом, она бы так не поступила  с Герасимом.
Меня история в рассказе «Муму» поразила. Было очень жаль Муму и Герасима. Я плакала, читая главу, где Герасим утопил Муму.

Размышление над рассказом «Муму» И.С.Тургенева. В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» описывается история, произошедшая с дворником Герасимом


Подготовка к сочинению на тему:   «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“»  Урок развития речи

Подготовка к сочинению на тему:   «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Урок развития речи

Цели урока:

Цели урока:

  • дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  • показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  • познакомить с планом, по которому строится работа над сочинением.

ГЕРАСИМ   «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

ГЕРАСИМ

  «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений: 1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». 2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». 3. «Пойманный зверь».

При описании Герасима И.С.Тургенев использует много сравнений:

1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».

2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

3. «Пойманный зверь».

Сравнение Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим

Сравнение

Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим

Как выглядит Герасим?

Как выглядит Герасим?

Качества характера, которые проявляет Герасим:   СИЛА ТРУДОЛЮБИЕ АККУРАТНОСТЬ НАДЕЖНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ СОСТРАДАНИЕ ВЕЛИКОДУШИЕ ЧУТКОСТЬ

Качества характера, которые проявляет Герасим:

  СИЛА

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ СЛОВО

ЧЕСТНОСТЬ В ПОСТУПКАХ

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ВЕЛИКОДУШИЕ

ЧУТКОСТЬ

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение) Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы» . Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы (сильное преувеличение)

Про кровать писатель говорит: «Сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы» .

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

- Какое положение занимал Герасим среди челяди? - Как относился он к дворне?   «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)

— Какое положение занимал Герасим среди челяди? — Как относился он к дворне?

  «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих» (стр. 191)

Вывод   Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства .

Вывод

  Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства .

ПЛАН:   1. Кто такой Герасим?       2. Как он выглядит?       3. Какие поступки совершает?       4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?       5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?   6. Какое впечатление на меня произвел Герасим — главный герой рассказа «Муму».

ПЛАН:

  1. Кто такой Герасим?       2. Как он выглядит?       3. Какие поступки совершает?       4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?       5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?   6. Какое впечатление на меня произвел Герасим — главный герой рассказа «Муму».

Домашнее задание Написать сочинение по плану на тему: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Домашнее задание

Написать сочинение по плану на тему:

«Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“» 

Описание презентации Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. по слайдам

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» Портрет работы И. Е.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» Портрет работы И. Е. Репина. 1871 г. Образ Герасима

Цель: Дать полную характеристику главного героя Герасима,  попытаться понять его поступки, разобраться вЦель: Дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева.

Образ Герасима     в рассказе      И.Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму»

II. Вступление Какова историческая основа данного произведения?  Чем характеризуется это время в России?II. Вступление Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. Прототип Герасима.

II.  Основная часть Характеристика Герасима.  II. Основная часть Характеристика Герасима.

1 ) Место героя в системе образов,  социальное положение. Главным действующим лицом 1 ) Место героя в системе образов, социальное положение. Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим.

2. Характер. Средства создания характера: а) Портрет: Необычайная сила. Какие сравнения использует автор при2. Характер. Средства создания характера: а) Портрет: Необычайная сила. Какие сравнения использует автор при описании Герасима?

Сравнения  «…он вырос,  как дерево растет на плодородной земле…» ;  «…скучалСравнения «…он вырос, как дерево растет на плодородной земле…» ; «…скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть!» ; «степенный гусак» ; «пойманный зверь» .

  Какой Герасим? сильный; трудолюбивый; ответственный; страдающий.  В чём же источник его Какой Герасим? сильный; трудолюбивый; ответственный; страдающий. В чём же источник его страданий? В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие. Черты личности

б) Интерьер Мебель под стать богатырю:  основательная, крепкая.  б) Интерьер Мебель под стать богатырю: основательная, крепкая.

 в) Взаимоотношения с другими персонажами.  в) Взаимоотношения с другими персонажами.

 Герасим и Татьяна  Герасим и Татьяна

    Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми.  Это Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт. Он понимает, что зависит от барыни, что ничего не решает.

д) Встреча с Муму.  Изменился ли Герасим? Кто виновник, что счастье так быстрод) Встреча с Муму. Изменился ли Герасим? Кто виновник, что счастье так быстро разрушилось? Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

  Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли,  и Герасим  «очень доволен Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой» . Но…Но…

Уход в родную деревню Как этот поступок характеризует Герасима? Герасим своим уходом в деревнюУход в родную деревню Как этот поступок характеризует Герасима? Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием в чужих руках. 3. 3. Протест Герасима

Вывод Сильный,  ловкий,  умелый,  находчивый,  трудолюбивый,  богатырь, выполняющий свойВывод Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьёзный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

3. Заключение (значение образа) Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?  Автор концовкой3. Заключение (значение образа) Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнётом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

3. Заключение (значение образа) Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата3. Заключение (значение образа) Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т. е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости.

Структура сочинения I.  Вступление. II.  Основная часть. 1)Место героя в системе образов.Структура сочинения I. Вступление. II. Основная часть. 1)Место героя в системе образов. Социальное положение. 2)Характер. Средства создания характера: а) портрет; б) интерьер; в) взаимоотношения с персонажами; г) встреча с Муму; 3) Протест Герасима. III. Заключение. Значение образа.

Домашнее задание Написать сочинение по теме  «Образ Герасима в рассказе  И. С.Домашнее задание Написать сочинение по теме «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму» .

Презентация на тему «Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева»

  • Скачать презентацию (1.54 Мб)


  • 243 загрузки

  • 3.7 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 11 слайдов. Средняя оценка: 3.7 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 5-7 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    11

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подготовка к сочинению по произведению «Муму» И.С.Тургенева

    Слайд 1

    Подготовка к сочинению попроизведению И.С.Тургенева«Муму».

    Цели урока: убедить учащихся в необходимости творческого труда; развивать потребность в формировании творческого труда; научить отбирать материал к сочинению; учить работать с данным к сочинению планом.

  • Слайд 2

    Эпиграф:

    А у нас стряслась беда: сочиненье снова…
    Из песни

  • Слайд 3

    План работы над сочинением.

    1.Обдумать тему, выделить слово, в котором заключено зерно темы.
    2.Определить идею сочинения.
    3.Подобрать материалы.
    4.Составление плана сочинения.

  • Слайд 4

    Структура плана сочинения.

    I.Вступление. Что дано.
    II.Основная часть. Что требуется доказать.
    1.Доказательство.
    2.
    3.
    4. и т.д.
    III.Заключение. Что и требовалось доказать.

  • Слайд 5

    Самое замечательное лицо извсей челяди – дворник Герасим.

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.
    И.С.Тургенев

  • Слайд 6

    1.Из воспоминаний, положенных в основу рассказа И.С.Тургенева «Муму».

    Самое замечательное лицо из всей челяди – это Герасим.
    Барыня привезла его из деревни в Москву. Она приказала сшить ему кафтан на лето, на зиму тулуп,
    Купила ему сапоги, дала ему в руки метлу и лопату и определила дворником.

  • Слайд 7

    Жизнь Герасима в городе.

    Герасим – мужчина двенадцати
    вершков роста, сложенный богаты-
    рём
    и глухонемой от рождения. Нрава он
    строгого и серьёзного. Автор сравни-
    вает его с деревом, с гусаком и с
    пойманным зверем.
    Он работал за четверых – дело
    спорилось в его руках. В полчаса
    всё у него было готово. Ещё он колол
    дрова, таскал воду, вечерами кара-
    улил.

  • Слайд 8

    Каморка богатыря Герасима.

    Ему отвели над кухней каморку. Он устроил её себе сам, по своему вкусу. Соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, — истинно богатырскую кровать. Такими же крепкими сделал сундук, стол и стул на трёх ножках.

  • Слайд 9

    Небольшие происшествия с Герасимом.

    В городе Герасим полюбил прачку Татьяну,
    которая тоже служила у барыни. Но барыня
    выдала её замуж за Капитона, а потом отпра-
    вили в деревню. Проводив Татьяну, Герасим
    шёл вдоль берега и нашёл маленькую собачку.
    Он назвал её Муму. Дворник заботился о ней
    и радовался тому, что у него есть свой четверо-
    ногий друг.

  • Слайд 10

    Приказ барыни.

    Однако барыня приказала
    Герасиму утопить Муму. С
    тяжёлым сердцем он исполнил
    её волю, но после этого ушёл
    обратно в деревню. Снова стал
    трудиться на полях, не за страх,
    а за совесть. Этот уход Герасима нужно считать его
    протестом.

  • Слайд 11

    Моё отношение к Герасиму.

    Я уважаю Герасима за верность в любви к Татьяне и
    к Муму, за его трудолюбие, так как он не боялся
    даже самой трудной работы. Дворник у барыни был
    действительно самым замечательным лицом из всей
    челяди.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Презентация: Сочинение по портретам Пушкина

Презентация: «Муму» - история создания

Презентация: "Муму" И.С. Тургенев

Презентация: "МуМу" И.С. Тургенев

Презентация: Сочинение по лирике Тютчева и Фета Подготовка

Презентация: Сочинение на литературную тему

Презентация: Сочинение - рассуждение на итоговой аттестации

Презентация: Сочинение по картине «Мальчишки» Ф.П. Решетникова

Презентация: Подготовка к сочинению ЕГЭ

Презентация: Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Презентация: Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *