Как написать эссе по истории если ничего не знаешь

Написать эссе по истории на самом деле очень просто. Вот несколько маленьких хитростей:

1. Скажите НЕТ датам.

Не стоит злоупотреблять в эссе датами. Почему? Да потому что в требованиях ничего о датах не написано, зато за ошибку могут снять 2 балла. Поэтому прежде чем писать год-месяц-деть-час-минуту события, которые вы так скурпулёзно учили, подумайте – а уверены ли вы в его правильности? Конечно, такие значимые даты, как например, Куликовской битвы (1380) или там Крещения Руси (988) указывать всё-таки следует, но за их правильность вы должны отвечать головой.

2. Вы – не Пушкин. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО КРАСИВО.

Оставьте красоту для сочинений по литературе. Там должно быть и начало, и кульминация, и раскрытие темы. В эссе по истории вам за красоту баллов НЕ ПРИБАВЯТ. Поэтому пишем четко, информативно, ничего страшного, если текст будет казаться топорным, если в нём будут тавтологии. Главное, чтобы в сочинении были соблюдены все требования, за которые ставят баллы. А вашу «красоту» эксперт не оценит – у него этих эссе за день будет столько, сколько вы за весь период подготовки не напишете.

3. Вы – не Толстой. Не надо писать, ЧТОБ БЫЛО МНОГО.

Подумайте об эксперте: по-вашему, ему хочется ваш опус читать? Нет, не хочется. Поэтому пишем строго только то, что указано в требованиях: 2 персоналия, 2 события, 2 следствия и оценка периода. К каждому персоналию по возможности можно прибавить по одному событию и одному следствию – на всякий случай, если вдруг основные события, указанные вами, покажутся недостаточно важными. Но не больше. Пожалейте эксперта.

4. Будьте как Суворов, имейте стратегию, составляйте СХЕМУ.

Перед тем, как писать сочинение, составьте небольшой план с персоналиями, событиями и следствиями, которому вы будете следовать при написании. Это необходимо для четкости и логичности текста. О том, как составлять план к эссе по истории, можете прочитать здесь.

5. Умерьте свою гордость, выучите несколько МНЕНИЙ ИСТОРИКОВ.

«Основываясь на исторических фактах и мнениях историков» это про оценку периода и его роли в дальнейшей истории России. Ваше мнение, бесспорно, очень важно, но для экспертов тот же Карамзин будет авторитетнее. Поэтому по каждому периоду желательно прочитать оценки пары историков и знать их хотя бы примерно. Потому что фраза «По мнению Ключевского, этот период…» звучит круче, чем «я считаю, что…». Это факт.

Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете, позвонив по телефонам +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Олимпиады — хороший шанс ещё в школе углубить свои знания по предмету, а также заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Мы писали о том, в каких соревнованиях школьники могут принять участие, а сегодня подробно расскажем, как писать историческое эссе на олимпиаде, чтобы получить максимум баллов за это задание.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Лайфхаки для успешной учёбы и поступления вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали для подписчиков скидки и выгодные предложения.

Что такое историческое эссе и как его писать на олимпиаде

Основная цель написания исторического эссе на олимпиаде — сформулировать отношение ученика к важной исторической проблеме, доказать свою позицию по противоречивому вопросу и при этом использовать убедительные аргументы.

Как писать эссе по истории на олимпиаде, чтобы получить высокий балл? Проследите, чтобы в тексте вашего сочинения были:

  • личностный характер восприятия конкретной темы;
  • внутреннее смысловое единство и логическое изложение;
  • чёткая структура.

Темы для эссе по истории на олимпиаде

Темы эссе на олимпиаде по истории обычно представлены в виде высказываний исторических или современных общественных деятелей, политиков, учёных и т. д. Эти цитаты относятся к разным историческим эпохам и обычно носят полемический характер.

Приведём несколько тем-примеров для олимпиадного эссе по истории:

  1. «Политические успехи народов, вошедших в состав Древнерусского государства… стали возможны только при известных условиях внутреннего их развития. Было бы наивным думать, что объединение восточного славянства и неславянских народов под властью Киева есть результат какого-либо внешнего вмешательства» (Б. Д. Греков).
  2. «Во всех действиях Святослава мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного возвышении Руси и упрочении её международного положения. Серия походов Святослава была мудро задумана и блестяще осуществлена» (Б. А. Рыбаков).
  3. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав» (Н. И. Павленко).
  4. «Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое» (В.О. Ключевский).
  5. «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в.» (Родерик Мак-Грю, американский историк).
  6. «Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствования Александра I. Но по мере того, как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия» (А. П. Бажова).
  7. «Война, вероятно, отодвинула взрыв буржуазно-демократической революции, но приблизила революцию социалистическую» (П.В. Волобуев)
  8. «Начиная войну, руководство Германии исходило из того, что советское многонациональное государство распадется на враждующие национальные группировки. Однако этот расчет не оправдался» (О. А. Ржешевский).
  9. «Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не столько благодаря Сталину, сколько, несмотря на него, вопреки его тяжким ошибкам и преступлениям, так дорого обошедшимся нашему народу» (Г. Я. Рудой).
  10. «Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад» (Б. Н. Ельцин).

Отметим, что темы эссе можно условно разделить на четыре группы: о людях; о событиях; о процессах и закономерностях; темы на сопоставление (людей, событий, процессов и т.д.).

План эссе по истории на олимпиаде

Мы предложим вам структуру эссе для Всероссийской олимпиады школьников по истории. Обратите внимание, что на региональных олимпиадах на разных этапах к этой работе могут быть представлены другие требования.

Введение

За вступление к эссе можно получить до 10 баллов:

  • обоснование выбора темы (до 5 баллов);
  • формулировка проблем и постановка задач (до 5 баллов).

Таким образом, школьник должен сформулировать оригинальное разноплановое объяснение выбора темы (мало просто написать, что она ему интересна, нужно объяснить чем), сформулировать проблемы и предложить задачи, которые он будет решать в дальнейшем тексте.

В идеале ученик должен сформулировать 4 проблемы и, соответственно, поставить перед собой 4 задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Эссе по истории для олимпиады

Обратите внимание: примеры эссе по истории для олимпиады в 11-ом классе будут отличаться от образцов исторических сочинений для ЕГЭ

Основная часть

За основной раздел работы учащийся может получить до 35 баллов. В этой части автору необходимо последовательно раскрыть и доказать собственную позицию по тем проблемам, которые он обозначил во вступлении. При этом если в эссе по литературе или обществознанию допустимо использовать аргументы из произведений искусства или личного опыта, в работе по истории доказательствами могут быть только конкретные исторические факты или цитаты авторитетных учёных.

Задача школьника при подготовке этого раздела — аргументированно продемонстрировать своё согласие или несогласие (полное либо частичное) с автором высказывания, которое он выбрал в качестве темы.

При оценке этой части жюри использует такие критерии:

  1. Правильность использования исторических терминов и фактов.
  2. Убедительность авторской точки зрения (логичность и последовательность изложения аргументов).
  3. Знание различных мнений по выделенной проблеме.
  4. Творческий характер подачи информации.

Не забудьте, что после обоснования решения каждой выделенной проблемы нужно написать краткий вывод.

Выводы

За последний раздел можно получить до 5 баллов. В заключении должны быть представлены конкретные выводы, к которым ученик пришёл после рассмотрения всех выделенных проблем и, конечно, они не должны противоречить тому, что он изложил в основной части.

Старайтесь не писать заключение слишком обобщённо: за это могут снизить баллы.

Как написать эссе по истории для олимпиады

Дадим несколько советов, которые помогут справиться с эссе по истории на олимпиаде:

  1. Заранее подберите несколько периодов, в которых вы будете лучше всего ориентироваться, чтобы на олимпиаде выбрать высказывание, посвящённое одному из них. Изучайте соответствующую литературу и ключевые цитаты историков, которые изучали выбранную вами эпоху. Мнения историков для эссе по истории на олимпиаде могут стать важным аргументом, который докажет ваше мнение.
  2. Тренируйтесь писать эссе по разным цитатам, а потом вместе разбирайте их с учителем. Он укажет на допущенные ошибки, это поможет избежать их во время самой олимпиады.
  3. Внимательно прочитайте предложенные в качестве темы высказывания и выберите то, которое соответствует знакомому вам периоду и не содержит незнакомых понятий. Не додумывайте за автора и не искажайте смысл цитаты.
  4. Правильно организуйте время (обычно на эссе даётся 1,5 часа). Потратьте несколько минут на то, чтобы продумать структуру эссе, сразу выделите 4 проблемы и подберите соответствующие аргументы. Если понимаете, что не можете справиться с раскрытием темы, лучше выбрать другое высказывание, а не тратить время впустую.
  5. Не старайтесь написать слишком много. Один из ключевых признаков эссе — небольшой объём. Стандартным считается эссе на 2-3 страницы рукописного теста на листах формата А4.

Клише для исторического эссе на олимпиаде

В историческом эссе принято использовать следующие фразы и обороты:

  • «выбор данной темы продиктован следующими соображениями»;
  • «исходя из формулировки темы, мне предстоит ответить на следующие вопросы»;
  • «я должен буду определить следующие позиции»;
  • «рассмотрим несколько точек зрения по данной проблеме»;
  • «проиллюстрируем это приложение следующим фактом»;
  • «в исторической науке существует несколько подходов к данной проблеме»
  • «мне кажется, в данной ситуации уместно воспользоваться таким историческим термином»;
  • «вот почему я согласен с мнением»;
  • «именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания»;
  • «резюмируя сказанное, следует отметить».

Примеры исторического эссе для олимпиады

Приведём пример эссе по истории для олимпиады в 9-ом классе.

Примеры эссе по истории для олимпиад в других классах будут отличаться только периодами, которые будут затронуты в тематических высказываниях: структура и принципы аргументации останутся теми же.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь у вас есть образцы эссе по истории для олимпиады, и вы сможете хорошо справиться с этим заданием. А справиться с подобной работой в школе или вузе поможет учебный сервис: оставляйте заявку на эссе по истории и будьте уверены в качественном результате.

Эссе по истории: как написать на отлично


Дата: январь 15, 2022 03:10


Просмотров: 399

Эссе по истории: как написать на отлично

Собираетесь сдавать историю, но не знаете, как правильно писать эссе? Не знакомы с его особенностями и ключевыми моментами написания? Тогда воспользуйтесь советами наших экспертов, чтобы получить за творческую работу максимум баллов.

Отличительные особенности эссе по истории

Эссе как вид работы (по любой дисциплине) учит характеризовать явления, рассуждать в отношении сложных или спорных тем, проявлять критическое мышление. Применительно к истории эссе учит давать всестороннюю оценку происходившим событиям или исторической личности на основе имеющихся фактов и собственных рассуждений.

Написание эссе по истории можно назвать сочинением на историческую тему, которое помогает понять глубину знаний учащегося, его навыки в систематизации и анализе исторического материала, умение свободно передавать свои мысли.

История — очень интересная, но в то же время и сложная наука. Она предоставляет факты, а ученые объясняют их, строят логические связи, высказывают предположения о том, как именно происходили события и какими они могли бы быть в том или ином случае.

Как выбрать тему и период

От правильного выбора того, о чем вы будете писать, зависит итоговая оценка.

Чаще всего эссе по истории делится на два типа:

  • анализ отдельного исторического периода;
  • сочинение на тему цитаты исторической личности (персонаж может быть как положительным, так и отрицательным).

Первый тип может встретиться студенту на профильном экзамене и школьнику — на ЕГЭ. Здесь нужно взвешенно оценить все предложенные варианты, выбрать самый оптимальный для себя, основываясь на собственных знаниях по той или иной теме (историческому периоду), максимально подробно проанализировать его.

Имейте в виду, что тема может быть связана как с отечественной историей, так и с мировой.

После того как тема и период выбраны, надо определить его специфику, охарактеризовать и подобрать факты.

Пример задания:

Второй тип эссе подходит всем, включая студентов, для которых история — не профильный предмет. Фишка в том, чтобы раскрыть смысл высказывания через личность автора цитаты и собственные мысли по этому вопросу.

Структура эссе по истории (из чего состоит)

Вот примерная структура для второго типа эссе на тему цитаты:

  • Введение. Здесь необходимо сформулировать социальную проблему, содержащуюся в высказывании. Показать актуальность проблемы как для отдельного человека, так и для общества в целом. Далее следует озвучить позицию автора цитаты и позицию учащегося.
  • Основная часть. Здесь следует раскрыть заявленную проблему тремя приемами: используя теоретический материал; используя практические примеры из истории или современной социальной реальности; используя собственный опыт участия в социальной деятельности.
  • Заключение. Здесь надо вернуться к заявленной проблеме и подвести итоги, подать ее в результирующем ключе.

Как подобрать исторические факты

Важно не путать между собой исторические и научно-исторические факты.

Исторические факты, как правило, являются объективными. Они всеми признаны и зафиксированы по отношению к определенной территории и времени.

Научно-исторические — являются мнениями историков по поводу какого-либо события, заключенными на основе реального источника.

Важно так подобрать фактический материал для эссе, чтобы туда вошли основные, ключевые исторические события, характеризующие в полной мере выбранный временной период.

Как правильно оценить событие

Грамотное историческое эссе — это сочинение, дающее объективную, разностороннюю и развернутую оценку произошедшим событиям. Это означает, что должно быть приведено не менее двух точек зрения и различных версий описываемого явления.

Высокий балл гарантирован в том случае, если проверяющие видят глубокое раскрытие поднятого вопроса и грамотную аргументацию высказанных суждений.

Как описывать историческую личность

Недостаточно просто перечислить все достижения того или иного исторического деятеля. Для экзаменатора важно увидеть, что учащийся понимает роль этого персонажа для данного исторического периода и способен оценить значение его деяний.

Немаловажную роль в раскрытии личности играет облик персонажа, противоречивость его натуры, описание интеллектуальных способностей, поступков.

Экзаменаторы высоко ценят работы, в которых дается нравственная характеристика исторической личности, логично встроенная в структуру повествования.

Причинно-следственные связи

Необходимо уметь устанавливать причину и следствие между различными историческими событиями. Важно понять, почему указанное событие произошло в данный момент времени, что стало его причиной, и правильно изложить это в сочинении.

Для такой серьезной умственной работы необходима соответствующая тренировка — навык сопоставлять события, хронологически следующие одно за другим и находить в этом логическую закономерность. Также важно в целом иметь представление о всем, что касается выбранной исторической эпохи.

Вот типичные ошибки, которых следует при этом избегать:

  • приводить факты без установления причинно-следственной связи;
  • описывать факт вместо объяснения приведшей к нему причины;
  • неправильная классификация причин на первостепенные и второстепенные.

Какие требования к эссе по истории предъявляются в ЕГЭ

В последних изменениях, касающихся ЕГЭ по истории, указана необходимость:

  • Описывать конкретные действия, совершенные исторической личностью.
  • указать не менее двух событий, связанных с выбранным периодом.
  • Выбрать два исторических персонажа и рассказать об их заслугах.
  • Найти не менее двух причинно-следственных связей между явлениями или событиями.
  • Дать оценку этим событиям: как они повлияли на дальнейшее развитие государства и общества.
  • Грамотно и корректно использовать исторические термины и понятия.

Как составить правильный план эссе по истории

Рекомендации специалистов по грамотному составлению плана:

  • кратко описать рассматриваемый период, выделить основные моменты;
  • дать описание первому значимому факту, раскрыть причины, по которым он произошел;
  • то же самое сделать в отношении второго значимого факта;
  • если имеются дополнительные факты, аналогичным образом раскрыть их.
  • дать оценку историческому периоду.

Помните о необходимости указывать причины и следствия каждого действия или события. Ограничений по количеству приводимых фактов нет. Их должно быть столько, чтобы полностью раскрыть тему.

Как оценивают работу

Экзаменаторы используют следующие критерии для оценки работ:

  • количество упоминаемых личностей, степень раскрытия их исторической роли;
  • количество указанных событий в выбранном временном периоде;
  • количество установленных причинно-следственных связей между событиями;
  • какова степень оценки исторического периода;
  • наличие фактических ошибок в сочинении;
  • корректность формы, в которой изложен материал;
  • наличие научной терминологии в тексте, ее уместность.

Как оформить эссе

Требования к оформлению эссе по истории точно такие же, как для остальных гуманитарных дисциплин.

Если это не часть ЕГЭ, а работа, заданная на дом, то:

  • рекомендуется использовать в качестве шрифта Arial или Times New Roman;
  • выравнивать текст по ширине;
  • отступ между абзацами должен быть 1,25;
  • разрешается использовать как полуторный, так и одинарный интервал между строками;
  • рекомендуемые поля — 2 см с каждой стороны;
  • список использованной литературы обязателен для указания в конце работы.

Титульный лист необязателен (данные учащегося можно прописать вверху страницы), содержание тоже не указывается.

Рекомендуемый объем эссе по истории — от 300 до 500 слов, так как меньший объем не позволит полностью раскрыть тему.

Можете взять себе на вооружение готовый шаблон исторического эссе.


Download Article


Download Article

Writing a history essay requires you to include a lot of details and historical information within a given number of words or required pages. It’s important to provide all the needed information, but also to present it in a cohesive, intelligent way. Know how to write a history essay that demonstrates your writing skills and your understanding of the material.

  1. Image titled Write a History Essay Step 1

    1

    Evaluate the essay question. The first thing to do if you have a history essay to write, is to really spend some time evaluating the question you are being asked. No matter how well-written, well-argued, or well-evidenced your essay is, if you don’t answer the answer the question you have been asked, you cannot expect to receive a top mark. Think about the specific key words and phrasing used in the question, and if you are uncertain of any of the terms, look them up and define them.[1]

    • The key words will often need to be defined at the start of your essay, and will serve as its boundaries.[2]
    • For example, if the question was «To what extent was the First World War a Total War?», the key terms are «First World War», and «Total War».
    • Do this before you begin conducting your research to ensure that your reading is closely focussed to the question and you don’t waste time.
  2. Image titled Write a History Essay Step 2

    2

    Consider what the question is asking you. With a history essay there are a number of different types of question you might be asked, which will require different responses from you. You need to get this clear in the early stages so you can prepare your essay in the best way. Look at your set essay question and ask yourself whether you are being asked to explain, interpret, evaluate, or argue. You might be asked to do any number or all of these different things in the essay, so think about how you can do the following:

    • Explain: provide an explanation of why something happened or didn’t happen.
    • Interpret: analyse information within a larger framework to contextualise it.
    • Evaluate: present and support a value-judgement.
    • Argue: take a clear position on a debate and justify it.[3]

    Advertisement

  3. Image titled Write a History Essay Step 3

    3

    Try to summarise your key argument. Once you have done some research you will be beginning to formulate your argument, or thesis statement, in your head. It’s essential to have a strong argument which you will then build your essay around. So before you start to plan and draft your essay, try to summarise your key argument in one or two sentences.

    • Your thesis statement should clearly address the essay prompt and provide supporting arguments. These supporting arguments will become body paragraphs in your essay, where you’ll elaborate and provide concrete evidence.[4]
    • Your argument may change or become more nuanced as your write your essay, but having a clear thesis statement which you can refer back to is very helpful.
    • For example, your summary could be something like «The First World War was a ‘total war’ because civilian populations were mobilized both in the battlefield and on the home front».
  4. Image titled Write a History Essay Step 4

    4

    Make an essay plan. Once you have evaluated the question, you need to draw up an essay plan. This is a great opportunity to organise your notes and start developing the structure which you will use for your essay. When drawing up the plan you can assess the quality and depth of the evidence you have gathered and consider whether your thesis statement is adequately supported.

    • Pick out some key quotes that make your argument precisely and persuasively.[5]
    • When writing your plan, you should already be thinking about how your essay will flow, and how each point will connect together.
  5. Advertisement

  1. Image titled Write a History Essay Step 5

    1

    Distinguish between primary and secondary sources. A history essay will require a strong argument that is backed up by solid evidence. The two main types of evidence you can draw on are known as primary and secondary sources. Depending on the essay you are writing, you might be expected to include both of these. If you are uncertain about what is expected be sure to ask your teacher well in advance of the essay due date.[6]

    • Primary source material refers to any texts, films, pictures, or any other kind of evidence that was produced in the historical period, or by someone who participated in the events of the period, that you are writing about.
    • Secondary material is the work by historians or other writers analysing events in the past. The body of historical work on a period or event is known as the historiography.
    • It is not unusual to write a literature review or historiographical essay which does not directly draw on primary material.
    • Typically a research essay would need significant primary material.
  2. Image titled Write a History Essay Step 6

    2

    Find your sources. It can be difficult to get going with your research. There may be an enormous number of texts which makes it hard to know where to start, or maybe you are really struggling to find relevant material. In either case, there are some tried and tested ways to find reliable source material for your essay.[7]

    • Start with the core texts in your reading list or course bibliography. Your teacher will have carefully selected these so you should start there.
    • Look in footnotes and bibliographies. When you are reading be sure to pay attention to the footnotes and bibliographies which can guide you to further sources a give you a clear picture of the important texts.
    • Use the library. If you have access to a library at your school or college, be sure to make the most of it. Search online catalogues and speak to librarians.
    • Access online journal databases. If you are in college it is likely that you will have access to academic journals online. These are an excellent and easy to navigate resources.
    • Use online sources with discretion. Try using free scholarly databases, like Google Scholar, which offer quality academic sources, but avoid using the non-trustworthy websites that come up when you simply search your topic online.
    • Avoid using crowd-sourced sites like Wikipedia as sources. However, you can look at the sources cited on a Wikipedia page and use them instead, if they seem credible.
  3. Image titled Write a History Essay Step 7

    3

    Evaluate your secondary sources. It’s very important that you critically evaluate your sources. For a strong academic essay you should be using and engaging with scholarly material that is of a demonstrable quality. It’s very easy to find information on the internet, or in popular histories, but you should be using academic texts by historians. If you are early on in your studies you might not be sure how to identify scholarly sources, so when you find a text ask yourself the following questions:

    • Who is the author? Is it written by an academic with a position at a University? Search for the author online.
    • Who is the publisher? Is the book published by an established academic press? Look in the cover to check the publisher, if it is published by a University Press that is a good sign.
    • If it’s an article, where is published? If you are using an article check that it has been published in an academic journal.[8]
    • If the article is online, what is the URL? Government sources with .gov addresses are good sources, as are .edu sites.
  4. Image titled Write a History Essay Step 8

    4

    Read critically. Once you found some good sources, you need to take good notes and read the texts critically. Try not to let your mind drift along as you read a book or article, instead keep asking questions about what you are reading. Think about what exactly the author is saying, and how well the argument is supported by the evidence.

    • Ask yourself why the author is making this argument. Evaluate the text by placing it into a broader intellectual context. Is it part of a certain tradition in historiography? Is it a response to a particular idea?
    • Consider where there are weaknesses and limitations to the argument. Always keep a critical mindset and try to identify areas where you think the argument is overly stretched or the evidence doesn’t match the author’s claims.[9]
  5. Image titled Write a History Essay Step 9

    5

    Take thorough notes. When you are taking notes you should be wary of writing incomplete notes or misquoting a text. It’s better to write down more in your notes than you think you will need than not have enough and find yourself frantically looking back through a book.

    • Label all your notes with the page numbers and precise bibliographic information on the source.
    • If you have a quote but can’t remember where you found it, imagine trying to skip back through everything you have read to find that one line.
    • If you use something and don’t reference it fully you risk plagiarism.[10]
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a History Essay Step 10

    1

    Start with a strong first sentence. When you begin writing up your essay, a strong introduction can set the scene, create interest in the reader, and provide an outline of what is to come in your essay. Try to begin with one or two sentences which announce the topic of your essay and indicate what you will be writing about. The first sentence or two can give a broader view of a problem which you will then focus in on in the rest of the introduction.

    • For example you could start by saying «In the First World War new technologies and the mass mobilization of populations meant that the war was not fought solely by standing armies».
    • This first sentences introduces the topic of your essay in a broad way which you can start focus to in on more.
  2. Image titled Write a History Essay Step 11

    2

    Outline what you are going to argue. In your introduction you should give a clear outline of how you are going to answer the question, and what your argument is. You should give a brief overview of your main points and the type of evidence that you will use to support them. Try to explicitly answer the question in one sentence, and then expand on how you are going to argue your case.[11]

    • This will lead to an outline of the structure of your essay and your argument.
    • Here you will explain the particular approach you have taken to the essay.
    • For example, if you are using case studies you should explain this and give a brief overview of which case studies you will be using and why.
  3. Image titled Write a History Essay Step 12

    3

    Provide some brief context for your work. Depending on the type of essay you are writing, it will be necessary to provide a brief overview of the main historiographical debates for your topic. It is important to demonstrate that you have a good understanding of what other historians have written about your topic, and be able to situate your own argument within this broader context.

  4. Advertisement

  1. Image titled Write a History Essay Step 13

    1

    Have a clear structure. When you come to write the body of the essay it is important that you have a clear structure to your argument and to your prose. If your essay drifts, loses focus, or becomes a narrative of events then you will find your grade dropping. Your introduction can help guide you if you have given a clear indication of the structure of your essay.[12]

  2. Image titled Write a History Essay Step 14

    2

    Develop your argument. The body of the essay is where your argument is really made and where you will be using evidence directly. Think carefully about how you construct your paragraphs, and think of each paragraph as one micro-sized version of the essay structure. In other words, aim to have a topic sentence introducing each paragraph, followed by the main portion of the paragraph where you explain yourself and draw on the relevant evidence.[13]

    • Try to include a sentence that concludes each paragraph and links it to the next paragraph.
    • When you are organising your essay think of each paragraph as addressing one element of the essay question.
    • Keeping a close focus like this will also help you avoid drifting away from the topic of the essay and will encourage you to write in precise and concise prose.
    • Don’t forget to write in the past tense when referring to something that has already happened.
  3. Image titled Write a History Essay Step 15

    3

    Use source material as evidence to back up your thesis. Your evidence will be the heart of your history essay. Introduce your different pieces of evidence by directly quoting them, or by summarising them. Then, analyze them in a way that ties back to and supports your thesis statement.[14]

    • Don’t drop a quote from a primary source into your prose without introducing it and discussing it, and try to avoid long quotations. Use only the quotes that best illustrate your point.
    • If you are referring to a secondary source, you can usually summarise in your own words rather than quoting directly.
    • Be sure to fully cite anything you refer to, including if you do not quote it directly.
  4. Image titled Write a History Essay Step 16

    4

    Make your essay flow. The fluency of your text is an important element in the writing a good history essay that can often be overlooked. Think carefully about how you transition from one paragraph to the next and try to link your points together, building your argument as you go. It is easy to end up with an essay that reads as a more or less disconnected series of points, rather than a fully developed and connected argument.

    • Think about the first and last sentence in every paragraph and how they connect to the previous and next paragraph.
    • Try to avoid beginning paragraphs with simple phrases that make your essay appear more like a list. For example, limit your use of words like: «Additionally», «Moreover», «Furthermore».
    • Give an indication of where your essay is going and how you are building on what you have already said.[15]
  5. Image titled Write a History Essay Step 17

    5

    Conclude succinctly. A good conclusion should precisely and succinctly summarise your argument and key points. You need to make sure your conclusion reflects the content of your essay, and refers back to the outline you provided in the introduction. If you read your conclusion and it doesn’t directly answer the essay question you need to think again.

    • Briefly outline the implications of your argument and it’s significance in relation to the historiography, but avoid grand sweeping statements.[16]
    • A conclusion also provides the opportunity to point to areas beyond the scope of your essay where the research could be developed in the future.
  6. Advertisement

  1. Image titled Write a History Essay Step 18

    1

    Proofread your essay. Once you have written up essay, it is important that you set aside sometime to proofread it thoroughly and work on any revisions. Proofreading is not just about picking out typos and grammar mistakes, but can be a good opportunity to evaluate your work more closely, both for style and content. As you read through, think about the language you use as well as your sentence construction.

    • Try to cut down any overly long sentences or run-on sentences. Instead, try to write clear and accurate prose and avoid unnecessary words.
    • Concentrate on developing a clear, simple and highly readable prose style first before you think about developing your writing further.[17]
    • Reading your essay out load can help you get a clearer picture of awkward phrasing and overly long sentences.[18]
  2. Image titled Write a History Essay Step 19

    2

    Analyse don’t describe. One thing to look out for when you read through your history essay is whether or not you have allowed any overly descriptive passages to creep in. Remember a history essay is an analysis and not just a narrative of events. History students can find themselves re-telling a series of events rather than analysing them and the historiographical debates about them.

    • When you read through your essay look at each paragraph and ask yourself, «what point this paragraph is making».
    • You might have produced a nice piece of narrative writing, but if you are not directly answering the question it is not going to help your grade.
  3. Image titled Write a History Essay Step 20

    3

    Check your references and bibliography. Your essay is not complete until you have included and checked all your references together with your bibliography. There are many different style conventions for the formatting of these, so be sure to check with your teacher what style you should be using if you don’t already know. Although it might seem like an annoying task, if you don’t use the right style it suggests laziness to the person marking your essay.

    • A bibliography will typically have primary sources first, followed by secondary sources.[19]
    • Double and triple check that you have included all the necessary references in the text. If you forgot to include a reference you risk being reported for plagiarism.
  4. Advertisement

Sample Essay

Add New Question

  • Question

    How can you write an introduction to a historical essay in only 200 words?

    Community Answer

    Just make sure you have a clear thesis that states what your paper is about it. An introduction doesn’t need to be long, it just has to inform the reader about the main ideas of the essay.

  • Question

    Can I type my history essay?

    Community Answer

    If in doubt, it is best to ask your teacher. If they do not mind, make your own choice.

  • Question

    What should be done if I forget a paragraph while writing?

    Community Answer

    Either forget it, or try and include the idea of that paragraph in other paragraphs. If you have the opportunity to edit the essay before submitting it, you can just include the missing paragraph then.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

References

About This Article

Article SummaryX

To write a history essay, read the essay question carefully and use source materials to research the topic, taking thorough notes as you go. Next, formulate a thesis statement that summarizes your key argument in 1-2 concise sentences and create a structured outline to help you stay on topic. Open with a strong introduction that introduces your thesis, present your argument, and back it up with sourced material. Then, end with a succinct conclusion that restates and summarizes your position! For more tips on creating a thesis statement, read on!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 234,221 times.

Reader Success Stories

  • Lea Fernandez

    Lea Fernandez

    Nov 23, 2017

    «This was a very helpful article for me, as I need a proper understanding of how an A student would write an…» more

Did this article help you?

Эссе по истории

Содержание:

  1. Что такое эссе по истории
  2. Как написать эссе по истории
  3. Особенности эссе по истории
  4. Основные признаки эссе по истории
  5. Структура эссе по истории
  6. Введение
  7. Основная часть
  8. Заключение
  9. План написания эссе по истории
  10. Как написать эссе по истории
  11. Алгоритм написания эссе по истории
  12. Советы по написанию эссе по истории
  13. Объем эссе по истории
  14. Оформление эссе по социологии
  15. Шаблон — клише для эссе по истории
  16. Пример написания эссе по истории
  17. Пример№1
  18. Пример№2
  19. Скачать готовые эссе по истории
  20. Образцы эссе по истории

Эссе по истории – это небольшое по объему изложение, которое представляет из себя эмоциональное рассуждение автора по конкретной проблеме по предмету «История».

Эссе по истории обычно используются для оценки успеваемости учащихся в школе или университете. Исторические эссе проверяют ряд навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ. Чтобы написать хорошее эссе по истории, студенты должны изучить вопрос, понять его направленность и требования, получить информацию и доказательства посредством исследований, а затем составить четкий и хорошо организованный ответ.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.

Что такое эссе по истории

Эссе по истории — это прозаическое этюд небольшого объема и свободной композиции, представляющий общие или предварительные соображения по теме предмета «История»

Эссе по истории имеет пояснительный и утвердительно-иллюстративный характер.

В эссе по истории господствует не сюжетная или логическая последовательность, а семантические аналогии и параллели, иллюстрированный анализ. В эссе автор высказывает мнение, положения и пытается его доказать, а не бескомпромиссно утверждать. Эссе носит нравственную окраску, автор выражает и доказывает свою позицию. Наличие конкретной темы эссе не предусматривает исчерпывающего трактовки, определения, утверждения, анализа. Необходимо охарактеризовать явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.

При выборе темы для эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:

  1. обладаете неплохими знаниями по данной теме;
  2. ясно понимаете смысл высказывания ;
  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете терминами, которые понадобятся для грамотного обсуждения темы (термины и понятия, которые вы сможете использовать);
  5. сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории.

Основные требования к написанию эссе по истории:

1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).

Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна».

О чем хотел сказать автор этих слов?

  • а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов; 1
  • б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;
  • в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;
  • г)…

2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).

«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется …»

3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.

  • исторические примеры: «Проведем аналогии…»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия…»; «Вспомним…»;
  • усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый… второй…»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на…»; «Более того…»;
  • обобщение доказательств: «Таким образом…»; «Это ли не…» и т.п.

4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.

  • «Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.

Критерии оценивания эссе:

  1. понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;
  2. раскрытие личной позиции автора по теме;
  3. грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
  4. логичность изложения темы;
  5. аргументированность и точность выводов;
  6. знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;
  7. образность, эмоциональность.

Как написать эссе по истории

Эссе диктует необходимость использования исторических и общекультурных понятий, цитат историографии. Автор может показать свою широкую осведомленность по данному вопросу, высказать свою точку зрения.

Цель эссе по истории — выявить умение самостоятельно в письменной форме целостно выразить мнение по определенному вопросу (теме, проблеме), в котором автор должен показать не только умение логично излагать главное, но и анализировать описываемый предмет с разных позиций, аргументировать свое утверждение.

Для написания эссе необходимо хорошее знание предмета рассуждения, развитое мышление, навыки связной речи, знание специфических признаков эссе.

При написании эссе по истории нужно:

  • Знать отличительные особенности эссе как формы произведения и особенности исторического эссе;
  • Видеть проблему, сформулированную в теме работы, четко определять ее пределы;
  • Определять предмет эссе;
  • Делить эссе на смысловые части (видеть структуру работы);
  • Отмечать круг событий, явлений и понятий, необходимых для ответа на вопрос;
  • Иллюстрировать утверждения соответствующими примерами и анализировать их;
  • Выделять причинно-следственные связи;
  • Применять аппарат сравнительных характеристик;
  • Использовать статистические данные, цитаты, применять знания историографии;
  • Структурировать информацию и выкладывать ее логично;
  • Делать промежуточные (текущие) выводы, конечные и обобщения;
  • Демонстрировать владение научным стилем речи;
  • Оформлять эссе аккуратно, в соответствии с требованиями.

Особенности эссе по истории

Эссе по истории — это демонстрация ассоциативных связей между историческими понятиями, фактами, явлениями, эссе принимает форму строго формализованного изложения мыслей с достаточной базой аргументации. Оно требует особого строгости и логичности, точности изложения мысли, взвешенности, объективности, скрупулезности отбора материала и его аргументации. Вместе с тем, в эссе по истории должна быть ясно, четко и просто изложена основная мысль. Эссе не должно быть перегружено несущественными примерами и доказательствами, свободой творческой фантазии, раскидистыми соображениями, оно не должно приобретать ярко эмоциональную форму. Если существует своя оригинальная позиция по высказываемой проблеме, то она должна быть проиллюстрирована убедительными доказательствами. Желательно, чтобы в эссе наблюдалось знания историографии, использовались цитаты (наиболее ярко иллюстрируют утверждение, мнение). Вообще, эссе по истории характеризует достаточное доля консервативности, его в какой-то степени можно сравнить с научной статьей, в которой анализируется какая-то важная проблема.

Основные признаки эссе по истории

  • Наличие конкретной темы
  • Небольшой объем
  • Свободное владение темой и ее личностное осмысление (понимание)
  • Знание алгоритмом раскрытия темы
  • Глубина раскрытия проблемы на теоретическом уровне
  • Логика построения рассуждений
  • Целостность (внутреннее смысловое единство)
  • Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • Аргументация основных выдвинутых положений, достаточное количество наиболее ярких и важных примеров и доказательств;
  • анализ (разложение проблемы на ее составляющие) информации;
  • В меньшей степени — свободная композиция и открытость (Нет претензии на полное, исчерпывающее раскрытие темы)
  • Использование различных форм и способов, с помощью которых происходит наполнение содержания работы
  • Самостоятельность;
  • Наличие собственного взгляда на предмет рассуждения.

Рассуждать на тему можно, только глубоко понимая суть предмета и, не допуская логических ошибок, следуя алгоритму составления эссе и критериям оценки.

Основным критерием оценки эссе является степень раскрытия содержания: на основе знания и понимания темы должно быть осуществлено ее разностороннее, логическое, аргументированное раскрытие.

Я составила таблицу по которой преподаватели оценивают эссе, посмотрите как они смотрят на эссе:

Критерий Оценивание эссе
Знания и понимание теоретического материала
  • Ученик определяет рассматриваются явления, события, факты и понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; все затронутые явления, события, факты и понятия прямо относятся к изучаемой теме
Анализ
  • Ученик умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи событий и явлений, применяя категории анализа, сопровождает обоснованной интерпретацией приводятся примеры
Использование информационного пространства
  • Ученик использует различные источники информации. Приводятся различные точки зрения и высказывается собственная их оценка. Данные располагаются в удобной для чтения и понимания форме
Построение суждений
  • Работа демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией
Оформление
  • Форме изложения при оценке придается второстепенное значение, однако при небрежном оформлении, большом количестве грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание, оценка может быть снижена

Структура эссе по истории

Структура эссе, как и любого произведения, должна быть выстроена по традиционному плану:

  1. введение,
  2. основная часть,
  3. заключение.

Введение

Во введении можно продумать вступительные фразы, связанные с основными базисными явлениями, событиями, фактами, анализ которых необходим в эссе. Можно сделать ссылку на личный опыт или провести аналогию с подобными явлениями в истории России или общей истории, поставить проблемы (проблему) или вопросы, написать цитату, пословицы, крылатое выражение; оттолкнуться от важнейшего обобщения, подводит к основной мысли эссе. На этом этапе важно показать, что вы понимаете поставленную перед вами проблему, чтобы развернуто ее сформулировать своими словами, поставить вопросы, на которые в ходе работы необходимо ответить. Можно определить актуальность и важность темы эссе.

Основная часть

Содержание должно включать две составляющие (проблема, как минимум, анализируется с двух сторон) и каждый абзац, содержащий анализ одного любого положения должен быть построен по модели: утверждение-аргумент-объяснение (или усиление утверждения).

Прежде всего, необходимо продумать смысловые куски основной части (структуру), затем тезисы (утверждение положения), затем аргументы (доказательства, примеры). Нужно обратить внимание на логичность, смысловое единство, точность, краткость, доказательность, выразительность. Необходимо использовать доказательства своей позиции — исторические примеры фактов, статистику, высказывания известных личностей, другие подтверждения, раскрывающие основную мысль эссе. На данном этапе написания сначала необходимо продумать главные утверждение, собрать важные аргументы и проанализировать их. лучше,

  • Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью настоящих и связанных с ним суждений, но не тождественных ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и практики. убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленность людей, видимости доказательности (не должно быть характерным для эссе по истории).
  • Доказательство или аргументация — это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждает нас в истинности того, о чем идет речь. Любое доказательство имеет структуру, которая включает в себя: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
  • Тезис — это суждение, которое надо доказать.
  • Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности (факты, статистика, цитаты, законы науки и т. д.).
  • Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения — это мнения, основанные на убеждениях или взглядах. Тезис и аргумент могут быть связаны методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и аналогии (сравнения).

В зависимости от поставленной проблемы (вопроса), анализ может проводиться на основе следующих категорий:

  • причина — следствие,
  • общее — особенное,
  • форма — содержание,
  • часть — целое,
  • постоянство — изменчивость.

Структуру эссе (по абзацам) можно изобразить в виде логической цепочки:

  1. Утверждение — объяснение — пример + утверждение — объяснение — пример = обобщения — утверждение — заключение или
  2. Объяснения — пример — утверждение + объяснение — пример — утверждение = обобщения — вывод.
  3. Утверждение — пример — объяснение — вывод + утверждение — пример — объяснение — вывод = общий вывод.

Составляющие внутри смыслового блока и сами блоки могут меняться.

В процессе построения эссе по истории важно знать, что один абзац (смысловой блок) может иметь только одно утверждение и одно или несколько доказательств.

В основной части содержания, как минимум, должно быть две части, каждая из которых может завершаться текущим выводом. В одной из частей, обычно в первой, автор утверждает, что данное явление (событие, личность …) несет положительную характеристику, а в другой части работы необходимо остановиться на тех проблемах, связанных с этим явлением (событием, личностью. ..).

Заключение

Заключение должно суммировать или еще раз кратко объяснить содержание основной части, заострить внимание на главном выводе, подчеркнуть смысл и значение написанного, выразить свое отношение, вернуться к теме эссе с кратким обобщением написанного. Но самое главное, необходимо дать ответ на главный вопрос темы эссе. При этом коротко суммируются все важнейшие идеи, подводится общий итог рассуждениям и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений по этой теме. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Вывод должен быть короткий и представлен в виде основного вывода или оценочного суждения, которое может оставлять поле для дальнейшего суждения.

План написания эссе по истории

План написания эссе по истории должен выглядеть следующим образом:

  • Эпиграф.
  • Вступление (3-5 предложений).
  • Основная часть (2 составляющие):
  • Положительная оценка.
  • Текущий вывод.
  • Проблемы, связанные с предложенной темой работы.
  • Текущий вывод.
  • Вывод (5-10 предложений).

Как написать эссе по истории

Текст эссе должен быть написан четко, разборчиво и ясно.

Эссе это творческая работа и не должна быть описательной в виде реферата, а должна быть сосредоточена на аргументированном изложении автором своей точки зрения, критическом оценивании рассматриваемого материала и затрагиваемых вопросов, что должно раскрыть их аналитические способности. Хорошее эссе возможно только в том случае, если в открытии темы наблюдается неожиданный сдвиг так назваемая «Точка сюрприза«- это то, что может удивить и обогатить, даже возмутить читателя.

Черты, которые свойственны эссе:

  • личный характер восприятия проблемы и ее осмысление;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • непринужденность повествования;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство.

Основная цель написания эссе по истории — раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.

Задача эссе по истории состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.

Алгоритм написания эссе по истории

  1. внимательно прочитайте все темы (высказывания), предложенные для написания эссе;
  2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) вам это интересно; б) вы понимаете смысл высказывания; в) вам есть что сказать по теме (вы знаете термины, вы можете привести примеры, у вас есть личный опыт и т.д.);
  3. определите основную идею утверждения (о чем оно?), используйте для этого метод перефразирования (скажите то же самое, но своими словами);
  4. приведите аргументы «за» или «против» высказывания (если у вас будут аргументы «за» и «против» афоризма, взятого за тему, ваше эссе может быть полемическим по своей природе);
  5. выбрать примеры, факты, ситуации из жизни, личный опыт и т.д. для каждого аргумента;
  6. посмотрите на выбранные иллюстрации еще раз: использовали ли вы свои знания по теме;
  7. подумайте о том, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  8. распределите выбранные аргументы или контраргументы по порядку (это будет ваш условный план);
  9. придумайте введение (вы можете написать в нем, почему вы выбрали это утверждение, определите свою позицию, задайте свой вопрос автору цитаты и т.д.);
  10. изложить свою точку зрения в последовательности, которую вы наметили;
  11. сформулируйте общее заключение по теме эссе и при необходимости отредактируйте его.

Написание эссе по истории должно иметь следующую структуру:

1. Введение (введение) — это исходная идея (проблема), связанная с конкретной темой. В предисловии определяется тема эссе и даются определения основных встречающихся понятий.

  • формулировка темы, ее актуальности и значимости;
  • расхождение мнений относительно предложенного суждения, взгляда;
  • переход к основному суждению.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов.

Основная часть этого основана на аналитической работе, в том числе на анализе фактов. Наиболее важные концепции исторической науки, включенные в данное эссе, систематизированы и проиллюстрированы примерами.

Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

  • суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, используемых при выдвижении тезисов;

Доказательство — это совокупность логических методов обоснования истинности позиции с использованием других истинных и связанных с ними суждений.

  • Доказательства и поддержка — факты или примеры, подтверждающие суждение, точку зрения;
  • Рассмотрение и опровержение контраргументов (необходимо показать, почему автор считает их слабыми и предпочитает собственное утверждение).

Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис – суждение, которое надо доказать;
  • аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение – это окончательное заключение по теме, к которому автор пришел в результате своих рассуждений. В заключении обобщаются основные идеи. Вывод может быть представлен в виде суммы мнений, которые оставляют место для дальнейшего обсуждения.

  • повторение основного суждения, мнения;
  • краткий обзор аргументации в защиту главного вывода;
  • общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

После того как эссе написано его нужно проверить. Проверить правильность написания эссе по истории можно по этим пунктам:

  • структура (проверьте, существует ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
  • единство стилей (важно определить, что вы не переходите от научного стиля к публицистическому, разговорному и наоборот);
  • объем (помните, что эссе должно быть коротким, значит нужно урезать все лишнее);
  • привлекательность эссе, его индивидуальность (есть ли в эссе что-то особенное, что позволяет вам выделиться из ряда других эссе)?

Советы по написанию эссе по истории

  1. Стоит отметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, нет абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это происходит в физике или математике — есть только более или менее аргументированные точки зрения.
  2. Итоговая оценка (балл) за эссе обычно дается учащимся, их собственным суждениям и рассуждениям.
  3. При изложении собственной позиции основное внимание уделяется: а) способности критически и независимо оценивать диапазон данных и точки зрения/доказательства других; б) способности понимать, оценивать и связывать между собой ключевые моменты любых проблем и вопросов; в) способности различать то, что более или менее важно; г) способности понимать аналитические подходы и модели; д) готовность различать противоположные подходы и модели, а также их применение.
  4. Победителями являются эссе, написанные в краткой, ясной и лаконичной форме.

Объем эссе по истории

Объем эссе по истории составляет от 3 до 8 страниц.

Нет четких критериев для объёма эссе по истории. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие — высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по социологии

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление основного вопроса на под вопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязателен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

Структура оформления эссе по истории:

  • Титульный лист (титульный лист является первой страницей эссе) см. приложение 1;
  • Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; заключение; список литературы);
  • Введение (во введении обосновывается актуальность, цель и задачи выбранной темы исследования, а также объект и предмет исследования);
  • Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть эссе);
  • Заключение (в заключении формулируются основные выводы о проделанной работе);
  • Полный библиографический список (в том числе и адресов Интернет – сайтов).

Текст:

  • эссе оформляют на листах формата А5 (148х210), объем текста примерно 20 страниц;
  • параметры шрифта: гарнитура шрифта — Times New Roman, начертание — обычный, кегль шрифта — 10 пунктов, цвет текста – авто (черный);
  • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, межстрочный интервал – полуторный.

Нумерация:

  • каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы;
  • страницы нумеруют арабскими цифрами внизу страницы, справа;
  • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы).

Основная часть:

  • текст основной части разбивают на разделы (при большом объеме информации еще на подразделы, пункты и подпункты);
  • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят;
  • подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
  • пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2».

Ссылки:

Ссылки в эссе, как и в других студенческих работах, можно делать двумя способами:

  1. ссылка размещается внизу страницы
  2. в конце всего текста.

Иллюстрации:

  • иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются чёрно-белыми. Формат иллюстраций – JPEG;
  • иллюстрация, выполненная средствами Microsoft Office, должна представлять собой единый объект (все элементы должны быть сгруппированы). Не допускается вставка сканированных изображений;
  • размещение иллюстраций в тексте – с обтеканием текстом сверху и снизу;
  • подрисуночные надписи печатаются в текстовом редакторе (не на самом рисунке);
  • иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • выравнивание иллюстраций – по центру;
  • иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Рисунок 1. «название рисунка» »;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» и т.п.;
  • подписываются рисунки внизу картинки справа.

Таблицы:

  • выполняются средствами Microsoft Office. Шрифт – Times New Roman 10 пт;
  • таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
  • таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1»;
  • название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;
  • название таблицы следует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире, например «Таблица 1 – Структура потребления электроэнергии».

Шаблон — клише для эссе по истории

  • Скачать шаблон — клише для эссе по истории №1
  • Скачать шаблон — клише для эссе по истории №2

Эссе по истории

Пример написания эссе по истории

Пример№1

Эссе по истории на тему «Роль Личности в Истории»

Роль Личности в Истории

У каждого человека своя судьба, у каждой личности своя роль в истории человечества. Можно заметить, что каждый человек доказывал свою правоту, свои мысли. Каждая личность оказалась в нужное время и в нужном месте.

Хотелось бы отметить, что, личность становится великой общественной силой, только тогда, когда свободная деятельность явится сознательным и свободным выражением необходимости и тогда, уже ничто не может помешать ей и ничто не помешает.

Если взять Моно со взглядами Лампрехта, то по их теории можно говорить о том, что если поставить заместо Людвика XV другого человека или изменить его характер, то исход изменился бы не только войны. Этот исход бы повлиял на все будущее, Франция скорее всего бы не потеряла такие ценности, что унесла за собой война, а значит, скорее всего, она могла быть значительно богаче не только в экономическом плане, но даже и в территориальном. Но Моно, как и многие французике историки так и не дали точного и полного ответа на вопрос о роли личностей в истории.

Опираясь на мнение Минье, стоит отметить, что многое зависит не только от личности человека, а также о тех факторах, про которые зачастую мы забываем или не видим. Физические и физиологические силы природы играют огромную роль в истории человечества. И если бы нос Клеопатры был бы короче, то история была бы другой.

Случайности существуют, не все зависит от нас самих, не все зависит от наших сил, здоровья, стремления и так далее. Во многом играет важность время и случайность. Взять, к примеру Бутурлина и заменить на Суворова, то, может быть, история Пруссии пошла бы иначе. Выходит, отсюда следует говорить, что судьба государств зависит иногда от случайностей, которые можно назвать случайностями второй степени. А сейчас задумайтесь и ответьте себе сами, все ли зависит от личности и его роли в истории?

Личность – это нечто большее, чем человек. Не каждый человек является личностью. История пишется не на одном каком-то примере о роли личности, а на примере каждого поступка, мысли, подвига, желания каждой личности, а также случайностей, физиологической и физической силы природы. Для всего человечества открыто огромное поле действий, свободы, действий. Оно открыто абсолютно для каждого человека имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное.

Пример№2

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Скачать готовые эссе по истории

  1. Скачать эссе по истории на тему: Крестьянские войны в истории России
  2. Скачать эссе по истории на тему: Причины распада СССР
  3. Скачать эссе по истории на тему: Внешняя политика Александра 3
  4. Скачать эссе по истории на тему: Моя семья в XX в.
  5. Скачать эссе по истории на тему: Политика Павла I замыслы и реализация
  6. Скачать эссе по истории на тему: Период 1917-1922 года
  7. Скачать эссе по истории на тему: Историческое значение победы в Великой Отечественной войне
  8. Скачать эссе по истории на тему: Античность- Средние века — Новое время. Причины и механизмы смены эпох

Образцы эссе по истории

  1. Корейская война 1950-1953
  2. Восстановление экономики СССР в послевоенные годы
  3. И.В.Сталин как политический деятель
  4. XX съезд КПСС и борьба за власть после смерти И.В.Сталина
  5. Внутренняя политика СССР в период правления Н.С.Хрущева
  6. Внутренняя политика СССР 1953-1964 гг.
  7. Карибский кризис 1962 г. и новый виток «холодной войны»
  8. Война во Вьетнаме 1965-1973
  9. Партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной
  10. войны
  11. Советские полководцы Великой Отечественной войны
  12. Советское общество в 50-е гг.XX в.
  13. Советское общество в 60-70-е гг. XX в.
  14. Свержение Н.С.Хрущева и новый политический курс
  15. Л.И.Брежнев как политический деятель
  16. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты
  17. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг. XX в.
  18. Война в Афганистане 1979-1989
  19. Движение диссидентов в СССР
  20. Развитие культуры в период «оттепели»
  21. Развитие науки и техники в 50-60-е гг. XX в.
  22. М.С.Горбачев как политический деятель
  23. Начало политики Перестройки
  24. Реформы политической системы и политика «гласности» в
  25. период Перестройки
  26. Национальная политика в период Перестройки
  27. Внешняя политика М.С.Горбачева
  28. Потсдамская конференция. Итоги и влияние на мировую политику.
  29. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
  30. Юридическое оформление крепостного права в России
  31. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией крестоносцев.
  32. Христианская культура и языческие традиции Руси.
  33. Учреждение патриаршества в России
  34. Утверждение новой модели экономического капиталистические
  35. отношения в промышленности и сельском хозяйстве.
  36. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
  37. Торговый путь «из варяг в греки». Его значение для Руси и Византии
  38. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники.
  39. Свержение золотоордынского ига.
  40. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации.
  41. Русь и Степь. История взаимоотношений Руси и Золотой Орды
  42. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
  43. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
  44. Расцвет культуры до монгольской Руси.
  45. Развитие норм права на Руси. Категории населения.
  46. Промышленный переворот и развитие капиталистических отношений в России
  47. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
  48. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
  49. Причины распада Древнерусского государства.
  50. Причины и характер Смуты
  51. Православная Церковь и идея единства Русской земли.
  52. «Повесть временных лет». Возникновение государства.
  53. Опричнина и ее роль в российской истории
  54. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
  55. Петровские преобразования, их значение
  56. Народническое движение.
  57. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в
  58. Либеральное движение. Распространение марксизма в России.
  59. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.
  60. Культура России в первой половине XIX в
  61. Культура народов Российского государства во второй половине XVI-XVII в.
  62. Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности.
  63. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
  64. Монархии и республики.
  65. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
  66. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
  67. Движение декабристов как начало либерального направления в России
  68. Геополитическое положение средневековой Руси
  69. Восточнославянские племенные союзы и их соседи
  70. Внешняя политика России во второй половине XIX в
  71. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
  72. Национальный подъем в России.
  73. Английская революция XVII века: причины, участники, итоги, значение.
  74. Реформы и революции в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.
  75. Эволюция социал-демократических движений в ХХ в.
  76. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.: выбор путей развития.
  77. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ в.
  78. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в.
  79. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны: участники, формы, итоги.
  80. «Новый курс» Ф. Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.
  81. Европейская культура первой трети ХХ в.
  82. Национал-социализм в Германии.
  83. Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–
  84. 1930-е гг.:приход к власти и причины падения
  85. Освободительные движения в первой трети ХХ в.: революции, ненасильственное сопротивление.
  86. Международные отношения в 1920–1930-е гг.: этапы и тенденции, проблемы
  87. Версальско-Вашингтонская система: принципы и противоречия.
  88. Революции 1918–1919 гг. в Европе: причины, итоги, значение.
  89. Международные отношения в последней трети ХIX – начале ХХ в.
  90. Художественная культура Европы в ХIX в.: основные течения, их представители.
  91. Гражданская война 1861–1865 гг. в США: участники, сущность, итоги.
  92. Национальные движения в странах Европы в ХIX в.
  93. Промышленный переворот в странах Европы в Новое время
  94. (предпосылки, сущность, последствия).
  95. Рабочее движение в Европе в ХIX в.: задачи, этапы развития, результаты.
  96. Реформация и контрреформация в странах Европы.
  97. Французская революция конца ХVIII в.: причины, участники, итоги, значение.

Эссе по истории пишем на отлично.png

Написание эссе прочно проникает в учебные предметы, которые ученики сдают на ЕГЭ. Оно не доберется разве что до технических дисциплин вроде физики, математики и химии. По поводу остальных надо быть наготове и во всеоружии. В том числе и на экзамене по истории.

Как справиться с эссе по истории и написать его на высший балл – обо всем этом в нашей статье.

Что представляет собой эссе по истории

Эссе по истории – одно из обязательных заданий во время проведения ЕГЭ по данному предмету. Оно является полностью текстовым, творческим, свободным и помогает понять, насколько учащийся способен излагать свою позицию.

Эссе также показывает уровень знаний по конкретному временному периоду. Оно пишется не только во время ЕГЭ, но и при поступлении на профильные факультеты.

Темы эссе по истории

В ходе классификации исторических эссе выделим две категории.

Рассуждение на основе цитаты

Оно предлагается старшеклассникам или учащимся непрофильных специальностей. В задание входит соотношение определенного высказывания с его автором и высказывание собственного отношения к данной исторической личности, которая может быть как положительной, так и совершенно отрицательныой, от революционеров до диктаторов. Очень важно использовать примеры и аргументировать свою точку зрения.

Пример

эссепоистории1.jpg

Анализ исторического периода

Подобные эссе выполняются студентами-историками и старшеклассниками на ЕГЭ. Учащийся выбирает из нескольких предложенных исторических периодов один и детально раскрывает его значение.

На выбор учеников старших классов даются даты и факты, касающиеся истории России, а студенты погружаются и во всемирную историю.

Пример

эссепоистории2.jpg

Критерии написания эссе по истории

Эссе проверяются по общепринятым критериям, в число которых входят:

– упоминание минимум двух важных событий из указанного периода;
– указание и подтверждение роли минимум двух исторических персон в рамках указанных событий;
– поиск хотя бы двух причинно-следственных связей и их раскрытие;
– адекватная и аргументированная оценка роли периода в контексте истории страны;
– употребление научных терминов и отсутствие фактических неточностей;
– грамотность и корректность изложения (форма, текст, стиль).

Пишите текст эссе с учетом всех вышеперечисленных факторов.

Требования к оформлению эссе по истории

Самым ключевым требованием, предъявляемым к тексту эссе, является отображение хороших знаний по указанному временному периоду в емком и сжатом виде.

Среди прочих требований сделаем акцент на:

– объеме – от 300 до 500 слов;

– выборе двух важных событий – отбирайте их по важности, а в качестве примеров приведем восстания, подписания документов, войны и смены строя;

– показе значимости исторических личностей – на эти роли идеально подойдут военачальники, главы государств, предводители восстаний и пр.

План написания эссе

Структура эссе представляет собой минимум 4 абзаца:

Первый абзац – обоснование того, что рассматриваемый период действительно важен для истории страны (с использованием важных событий в качестве примера).

Второй абзац – демонстрация вклада и роли личности в указанных событиях.

Третий абзац – описание и раскрытие найденной причинно-следственной связи.

Четвертый абзац – вывод и заключительная оценка исторического периода в плане значимости и важности.

Не справились с самостоятельным написанием эссе даже после прочтения этой статьи и ознакомления со всеми деталями? Обратитесь за помощью к профессиональным экспертам, имеющим огромный опыт сотрудничества со студентами разных вузов.

Вам нужно написать трудное эссе по истории? Здесь наши авторы готова оказать вам качественную помощь!

Скачать пример эссе по истории

Содержание

  1. Особенности и отличия
  2. Выбор темы и периода
  3. Из чего состоит сочинение
    1. Роль исторических фактов
    2. Как оценить явление
    3. Как охарактеризовать личность
    4. Роль причинно-следственных связей
  4. Требования к эссе в ЕГЭ
  5. Как грамотно составить план эссе
  6. По каким критериям оценивают работу
  7. Как оформляется работа

Хотите узнать, как написать эссе по истории на экзамене? Не понимаете, в чем заключаются его особенности и правила написания? Эксперты делятся секретами, которые помогут получить за сочинение максимальный балл.

Любое эссе вне зависимости от предмета, учит мыслить критически, рассуждать на сложные и спорные вопросы, давать характеристику явлениям. Относительно истории — размышлять о событиях и раскрывать личность исторического персонажа.

Такое творческое задание помогает экзаменаторам понять, насколько хорошо учащийся или студент знает предмет, умеет ли он систематизировать и анализировать материал, может ли свободно об этом писать.

История — наука непростая. Это просто сведения, а исследователь размышляет, как было или как могло бы быть на самом деле.

Это первое, что вы должны сделать, так как от грамотного выбора зависит конечный результат.

Историческое эссе бывает двух типов:

  • сочинение на основе высказывания. Простой вариант для студентов непрофильных специальностей. Раскрываете суть цитаты через автора, пишете, что вы думаете по этому вопросу;
  • анализ отдельного периода. Часто встречается на ЕГЭ и на экзамене у студентов соответствующей специальности. Вы выбираете из предложенных более близкий и понятный и подробно его раскрываете. Он может быть из раздела по мировой или отечественной истории.

Обычно цитаты — это высказывания исключительно положительных или отрицательных исторических персонажей.

написание эссе по истории

Определились с темой и периодом? Теперь детализируйте их: определите специфику, дайте характеристику, подберите факты.

Будьте осторожны, ведь они бывают историческими и научно-историческими. Разница в том, что первые — объективные, зафиксированные во времени и пространстве. Вторые — мнения ученых по какому-либо событию, заключение на основе реального источника.

Приступая к отбору фактического материала, не просто описывайте события, пусть и реальные, а старайтесь выбирать наиболее важные. Они помогут лучше и быстрее охарактеризовать выбранное время.

Пример правильного эссе по истории — сочинение с объективной и развернутой оценкой материала. Это значит, что вы приводите как минимум более 2-х точек зрения и версий события.

Экзаменаторы ставят хорошую отметку, если видят, что вопрос раскрыт глубоко, а суждения — аргументированы. Покопайтесь в памяти и постарайтесь найти материал, подтверждающий ваши мысли.

Если вы думаете, что будет достаточно просто пересказать, чего добился тот или иной деятель, вы ошибаетесь. Проверяющему важно увидеть роль этого деятеля в конкретном времени и значение того, что он совершил.

Описывайте облик, поступки, интеллектуальные способности и противоречивость натуры.

Помимо прочего, хорошо оценивается работа, в которой приводится нравственная характеристика героя. Но убедитесь, что она логично следует из общей нити рассказа.

Причинно-следственные связи крайне важны. Одни события становятся причиной других. Важно уметь видеть, в какой момент это происходит, по какой причине и понятно это донести до других. Это серьезная умственная деятельность.

При написании нужно учитывать хронологию и все, что относится к выбранной эпохе. В голове сложится четкая логическая схема, и вы сможете связать одно с другим.

Будьте внимательны и избегайте типичных ошибок:

  • ошибочного выделения первостепенных и второстепенных причин;
  • описания факта вместо раскрытия причины;
  • описания факта без установки причинно-следственной связи.

написание эссе по истории

В 2021 году документы, которые определяют структуру и содержание научных работ, предписывают:

При описании личности нужно упоминать конкретные действия, которые они совершили.

  1. указывать более двух событий или явлений, которые соотносятся с периодом;
  2. назвать 2 личности и описать их заслуги;
  3. отыскать минимум 2 причинно-следственные связи;
  4. оценить влияние выделенных явлений на последующее развитие страны и общества;
  5. использовать понятия и термины корректно.

Эксперты Studently учли требования, описанные выше, и рекомендуют следующий план:

  • сделать краткое описание периода, который вы рассматриваете, выделив ключевые моменты;
  • полностью раскрыть первый значимый факт, раскрыв его причины и следствия, показать, с какой личностью оно связано и как;
  • раскрыть второй значимый факт по описанному выше сценарию;
  • раскрыть следующий значимый факт, если в тексте их больше двух;
  • оценить период.

Обязательно нужно указывать причины и итоги любого действия. При этом, явлений может быть столько, сколько необходимо для полного раскрытия темы. Не поленитесь, и поищите подходящий шаблон в сети.

Оценивая, экзаменаторы учитывают:

  • сколько событий указано в выбранном промежутке времени;
  • сколько личностей упоминалось, в какой степени раскрыта их роль;
  • сколько раскрыто причинно-следственных связей;
  • в какой степени оценен период;
  • использовалась ли в тексте научная терминология и каким образом;
  • есть ли в тексте фактические ошибки;
  • является ли форма изложения материала корректной.

Если вы уже поняли, как написать эссе, но не знаете, что делать с оформлением — не волнуйтесь. Здесь все просто, потому что этот тип работы оформляется так же, как и по остальным предметам.

Единственное различие — в объеме. Обычно текст по гуманитарным дисциплинам не превышает 300 слов. Но по истории этот показатель равен 300-500.

Работа на 200 слов и меньше не получит высокой оценки. Такой объем не дает возможности в полной мере раскрыть смысл.

Остались вопросы? Эксперты Studently помогут справиться с любыми сложностями быстро и легко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *