Не убий евангельская заповедь почему люди нарушают ее сочинение

«Не убий» почему важна эта заповедь? На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: что может быть страшнее убийства? Какое преступление из всех тех, которые только можно назвать, сравниться с лишением человека жизни, возможности мечтать, увидеть свое будущее… Причин, по которым может совершаться этот страшный грех очень много: зависть, злость, деньги, бизнес и тому подобное.

Но возникает вопрос: можно ли убийство оправдать? Я считаю, что такой шанс есть. Ведь бывают случаи самообороны, случайности или вынужденности. Я считаю, что иногда убийство – это единственный выход из положения. Доказывая свою точку зрения, хочу обратиться к произведения художественной литературы.

В одноимённой повести Н. В. Гоголя идёт речь о храбром и сильном русском казаке Тарасе Бульбе и его сыновьях. Остап был «копией» отца: безмерно любил свою Родину, был крепким и всегда смело шёл в бой. В общем, настоящий богатырь. А вот второй сын, Андрий, остро нуждался в любви и был слаб до женщин. В конце концов, из-за влюбленности в полячку он решает перейти на сторону врага, предав при этом и отца, и брата, и казаков и страну. Когда Тарас Бульба узнает об этом, то лично убивает Андрия, сказав фразу, ставшей в последствии знаменитой в обществе : «Я тебя породил, я тебя и убью». Я считаю, что это решение помогло не только герою, который защитил честь семьи, но и Андрию, ведь в ином случае ему бы пришлось сражаться со своими бывшими товарищами.

Другой пример можно привести из поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Царский слуга Кирибеевич открыто и бессовестно пристаёт к Алёне Дмитревне, которая является уже замужней женщиной. Он преследует её тёмной ночью, говорит комплименты и целует в щёки, что позорит честь семьи. Когда муж Алёны Дмитревны, купец Калашников, узнает об этом, он решает сразиться с опричником на кулачном бою перед царём и в результате побеждает его. Таким образом, купец убил Кирибеевича, но защитил достоинство любимой жены и честь своей семьи.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что даже поступку, нарушающему заповедь «Не убий», можно дать оправдательное объяснение. Я не говорю, что, раз мы доказали благородные помыслы преступника, то он не должен быть наказан. Просто не все убийцы сделали это лишь из алчных побуждений, есть люди, для которых это был единственный способ защитить дорогие им вещи. Они тоже понесут наказание, но будут уверены в том, что поступили правильно и благородно.

О самой заповеди

Из контекста самих исторических событий мы видим, что Моисеевой заповедью ограничивалось зло в самом народе израильском. Убийство ради защиты себя или своих близких и убийства в оборонительной войне не осуждались. Кроме того, были случаи, когда Сам Бог повелевает древнему израильскому народу силой оружия отвоевывать свое жизненное пространство или свободу.

Для тех времен (а мы говорим о столетиях до нашей эры) заповедь «не убий» носила вполне ясное назначение: юридической нормы, относящейся к израильскому народу. Безусловно, ни о каком гуманизме и толерантности в нашем понимании, ни о каком равноправии среди представителей разных народов в те времена нигде и ни у кого не могло быть и речи. Хотя надо заметить, что в сравнении с другими ветхозаветный закон все же отличался гуманизмом и со временем, приближаясь к Рождеству Христову, менялся, подготавливая израильтян — и через них другие народы — к принятию того учения, что открыл людям Христос.

«Не убий» в Евангелии

В свое время Господь Иисус Христос не только утвердил важность заповедей Моисея и учения пророков, но как бы придал им статус минимально необходимой нравственности, оттолкнувшись от которой можно стать христианином. Для cвоих же последователей Спаситель качественно усилил ветхозаветные заповеди. Вот Его слова. «Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!» А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Если будете любить только тех, кто любит вас, за что вас тогда награждать?» «Вы знаете, что предкам вашим было сказано: «Не убивай!» Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом. А Я говорю вам: даже тот, кто гневается на брата, должен ответить за это перед судом; тот, кто скажет брату: «Дурак!» — должен ответить перед Советом; тот, кто скажет: «Отступник!» — должен ответить в огне геенны.» «Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ.»

Из этого совершенно очевидно, что любое убийство — это грех и зло. Им не место на земле. Более того, даже гнев и злость должны уйти из жизни людей.

Непосредственно о войне, о «законных» и «незаконных» убийствах Христос ничего не сказал. Учение Спасителя выражено в нескольких фразах, которые, если можно так выразиться, мог сказать только Он. Эти слова именно в Его стиле, в Его духе. Самое известное высказывание таково: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Здесь все как бы вывернуто наизнанку и показано именно с той стороны, которая только и имеет ценность перед Богом. Мне думается, что тут речь идет о человеческой судьбе, о цене человека, и тут все определяется не фактом боевых действий, а способностью человека любить Бога и ближних и жертвовать собою ради них.

Думаю, что для ясности картины хорошо различать заповеди-призвания и заповеди-нормы. Заповеди-призвания обращены к каждой личности, предлагая ей достичь совершенства. Заповеди-нормы ограничивают зло, регламентируют условия и границы пребывания среди учеников Христа и влекут за собой некоторые санкции. Например, «если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небесное» Или: «воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники Царства Божьего не наследуют». О нравственном совершенстве говорится как о призвании, о минимально необходимой нравственности — как о правовых нормах.

Жизнь есть жизнь

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что призвание — это одно, жизнь — другое. Не существует жизни в полном соответствии с призванием. Только Христос без греха! Соблюдая минимально необходимые нормы и в то же время стремясь к идеалу, человек остается христианином. Каждому своя мера совершенства. Знание заповедей дает последователю Христа правильную систему мышления и оценок, благодаря которой он может поверять свою жизнь, искать ориентиры здесь и сейчас для принятия решений. Не бывает раз и навсегда правильных решений, очень важен их поиск. Думаю, что евангельское учение дано не для создания сообщества святых — это невозможно, а для того, чтобы христиане, живя в этом мире, могли в своей жизни принимать решения ради Христа, решения, по возможности близкие к тому, что Богу угодно.

Не бывает жизни без вражды и войны. Невозможно полностью игнорировать законы мира сего. Из Евангелия очевидно, что христиане не вправе нападать, отнимать у других свободу, насаждать свою веру силой. Им дан другой способ — свидетельство, диалог, жертвенность. Но если всегда и всюду последователи Христа будут смиряться и подставлять щеки, то их со временем истребят. Поэтому и они стремятся отстоять свое место в жизни, не дать в обиду себя и своих близких. Вспомним, как апостол Павел отреагировал на избиение себя в суде. Служителям приказали ударить его по лицу.

Павел очень жестко ответил: «А тебя ударит Бог, ты, побеленная стена! Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по Закону, а сам нарушил Закон, приказав меня бить!»

Мы уже говорили, что с точки зрения евангельской, любое убийство — зло и грех. Но наша жизнь часто не дает людям выбора между добром и злом, а оставляет выбор из двух зол. Нередко надо выбирать меньшее зло, меньший грех. Военные действия являются именно таковой реальностью. При этом христиане уверены, что перед Богом придется отвечать и за такое «меньшее зло», оно не может остаться безответным, хотя надеются, что суд Божий будет снисходительным и понимающим.

О церкви

Есть прекрасный образ. Церковь часто сравнивают с парусным кораблем. Море, ветер, вообще стихия — это жизнь мира. На корабле идет своя жизнь и он плывет к своей цели, но в то же время он зависит от погоды. Матросы не просто плывут, они обязаны знать и понимать, что происходит за бортом, чего ждать от погоды, где и почему находится их корабль. Порой команде необходимо как бы подчиниться стихии, принять ее правила игры, чтобы в свое время вновь взять управление в свои руки и привести экипаж и пассажиров к месту назначения.

Церковь возвещает идеал и помогает христианам стремиться к нему, но не меняет ни общество, ни государство. Для христиан любой человек — образ Божий, будь он русским, китайцем, больным или даже нерожденным. Известный западный педагог, всю жизнь посвятивший работе с больными детьми, с инвалидами, удивительно выразил суть христианского учения: жизнь любого человека — это священная история. Однако, к сожалению, для нации, для общества, для государства — такой взгляд невозможен. Поэтому Церкви приходится искать компромисс. Суть его в том, что если началась война, то со стороны Церкви, исходя из целей войны, из ее развития, может прозвучать благословение христианам на участие в ней, как это было в Великую Отечественную войну, или отказ от такого благословения. Нет и не может быть благословения самой войны.

В заключении расскажу удивительную историю, произошедшую около ста лет назад во время русско-японской войны. Оставлю ее без комментария. В то время в Стране восходящего солнца была очень успешна миссия Русской православной церкви, возглавляемая епископом Николаем Касаткиным, впоследствии прославленным в лике святых. Он оказался настолько талантливым человеком, что смог создать «на пустом месте» Японскую православную церковь. С началом боевых действий епископ отказался уехать в Россию и бросить свою паству. Он принял для себя и объявил японским христианам следующее решение. Как русский человек он обязан молиться за своих братьев по крови, но никак не может требовать этого от японцев, у которых на войне погибают их братья. Поэтому до окончания войны епископ Николай и его русские помощники удаляются в уединение для молитвы о России. Христиане Японии будут и дальше жить своей церковной жизнью, искренне молясь о победе своего народа.

Смотрите также:

  • Юрий Белановский: Итоги 2012 года. Ничего не осталось, как проповедовать о Христе →
  • Юрий Белановский: Церковь и империя, или Об улучшателях и защитниках Церкви →
  • Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая →
Что Бог говорит о войне. Заповедь "НЕ УБИЙ" не так однозначна?

Моё почтение дамы и господа, меня зовут Александр Гримм, я исследователь. В последнее время я стал замечать что многие верующие люди или паразитирующие на религиозных темах авторы начали говорить что заповедь НЕ УБИЙ вовсе не так однозначна. Мол «Не убий» не ко всем относится, а если это враг то вроде как и УБИЙ можно.

Были же мол и крестовые походы и инквизиция. Они убивали за веру значит и нам можно. Господи, я щас пишу и охреневаю, неужели мне в 2022 году приходится объяснять что убийство это плохо? Разве написано в заповеди «Не убий, но если врага или за веру то можно»? Нет там написано Не убий. Точка.

Но это именно то, о чем и говорил Лев Толстой — это именно то, из-за чего извратилась Церковь, когда попы стали освящать бомбы, благословлять солдат на войну — они нарушили все заповеди Христа. Христианский долг несовместим с выполнением насилия в служении государству. Иисус нас предупреждал, что простым людям не из за чего между собой воевать. Война нужна лишь бесам стоящим над людьми. Посмотрите внимательно картинку, даже древние египтяне это понимали

Обратите внимание, что здесь есть не просто кукловоды - а даже несколько уровней
Обратите внимание, что здесь есть не просто кукловоды — а даже несколько уровней

Те кто понимают дух высказываний Иисуса разумеют что Иисус высказывается за абсолютный мир. Те злые языки которые говорят, что не всё так однозначно — просто посмотрите на жизнь Иисуса: убил ли он кого, обокрал? Причинил ли кому нибудь зло? Воевал ли с кем нибудь? Почему бы с него не взять пример?

В тяжёлые времена люди всегда обращаются к Богу. Вот что я нашёл в Библии о войне:

«Если кто-нибудь прольёт кровь человека, то и его кровь будет пролита человеком, потому что Бог создал человека по своему образу.» (Бытие 9:6).

Христианство — это мягкая сила непротивления, по крайней мере была изначально. Первые христиане не брали в руки оружия, не убивали не становились воинами даже при смертельной угрозе. Их лучшая защита — упование на Бога, которая защищает христианство уже 2000 лет.

Более того, Лев Толстой например трактовал заповедь «Не клянись» как «не давай военной присяги», так как считал что мы не можем клясться тем что нам, по сути не принадлежит

«Тогда Иисус сказал ему: «Верни свой меч на место, потому что все, кто возьмут меч, от меча и погибнут.»(Матфея 26:52).

Нельзя соблюдать закон любви к ближнему своему, и одновременно идти по указке начальства убивать ближних своих. Тут уж вы выбирайте служить Богу или Мамоне.

Как может согласовываться с заповедью не убий и возлюби врага — то что Церковь благословляет солдат на войну? Христианство всегда было учением о любви — даже к врагам. Хотите воевать? Воюйте, но не прикрывайтесь Богом, несите свой грех сами.

Мир вашему дому. С уважением Александр Гримм

#бог #иисус #религия #христианство #православие

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

«Не убий»: почему нарушителей главной заповеди могут причислить к лику святых

Наверняка каждый назовет немало исторических личностей, причисленных к лику святых. Многие из них были воинами и не раз нарушали одну из главнейших христианских заповедей «Не убий». Так почему же, будучи по сути страшными грешниками, эти люди стали святыми? Как объясняет данное явление церковь?

Заповедь

«Не убий» — так гласит 6-я библейская заповедь. Убийство человека, согласно христианской религии, является одним из наиболее страшных грехов. В Евангелие сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин 3, 15). Профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия» утверждает, что «ненависть, по мысли Апостола (Иоанна), равна убийству». Кроме того, заповедь «Не убий» отвергает любое оправдание убийцы. Об этом пишет Андрей Худиев на сайте «Православие и мир». «Заповедь не уточняет, что ближний при этом должен быть хорошим человеком – она не говорит «не убий хорошего человека» — размышляет Худиев. Сам же Господь заявляет о том, что только он решает, кто будет жить, а кто умрет: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39).

В данном случае весьма наглядной является история с Каином, который поднял руку на собственного брата. Несмотря на то, что Каин был все-таки наказан, Бог одарил его знамением, которое защищало того от других потенциальных убийц. Каин сам попросил об этом Господа, так как боялся смерти. И Бог выполнил его просьбу. Еще в Нагорной проповеди Христос говорил: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Мф.5:21). Но суд этот был вовсе не человеческий, а небесный. «Все казни, — как пишет «Толковая Библия» Лопухина, — происходили по повелению Божию».

Святые воины

Между тем к лику христианских, и в том числе православных святых причислены множество исторических личностей, которые убивали. Несомненно, большинство из них совершали подобный грех во время военных действий. Взять хотя бы всем известного полководца Александра Невского. Он лично принимал участие в сражениях и даже просил помощи у Господа на поле брани. Тем не менее священник Василий Краев (сайт «Елицы») утверждает, что Невский никого не убивал, а лишь защищал земли и людей от захватчиков. По мнению Краева, полководец, напротив, исполнил одну из евангельских заповедей «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Ярким современным примером является адмирал Федор Ушаков, который стал святым совсем недавно, а именно в 2001 году. Командующий флотом провел несметное количество морских боев. Митрополит Кирилл считает, что Ушаков являлся «героем духа, который мотивировал свои поступки не личными интересами или инстинктами, а христианскими ценностями» (сайт «Православие.ру»).

Андрей Рогозянский в своей статье «Сильная рука и кротость сердца» (сайт «Православие.ру») утверждает, что «при определённых, крайних обстоятельствах церковная традиция не укоряет взявшего меч». По словам Рогозянского, «титулование их «благоверными» отсылает не к воинской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении веры. На историческом пути христианских народов они сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же, «благоверные правители»».

А святитель Филарет Московский писал, что «не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимается жизнь по должности, как то когда преступника наказывают смертью по правосудию; когда убивают неприятеля на войне за Отечество». Другой богослов Василий Великий придерживался еще более радикальных взглядов. «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания» — заявлял он.

Читайте наши статьи
на Дзен

«Не убий и не начинай войны»

Дмитрий Сергеевич Лихачев, пожалуй, был выдающимся человеком своего времени. Он стал автором фундаментальных трудов, посвященных истории древнерусской литературы и русской культуры. Одними из его трудов стали 10 заповедей человечности. Попробую раскрыть одну из этих заповедей, которая гласит: «Не убий и не начинай войны».

Смерть… Для некоторых людей она кажется самым страшным, что может с ними случится. Действительно ли это так? Или все-таки война страшнее? Жизнь в постоянном страхе за себя и за близких. Жизнь в нищете и недостатке еды. Солдатам приходится убивать по приказу невинных. Пожалуй, это намного страшнее самой смерти. Давайте порассуждаем.

Войны происходят по разным причинам. Чаще всего это банальное желание завладеть территорией другого государства. Но стоит ли эта территория стольких жертв, той боли и отчаяния, что приходится испытывать людям? Порой, из-за одного человека страдают миллионы. Так было и во время Великой Отечественной войны. Адольф Гитлер желал отомстить миру за поражение в Первой Мировой войне и захватить его. Идеология фашизма получила всенародную поддержку в Германии. Когда Германия напала на Советский Союз, люди были в ужасе. Эта война отняла у них все, но самой дорогой потерей стали мужья, отцы, братья, сыновья, которые сражались за освобождение родной страны и Европы от монстра того времени – фашизма.

Чтобы доказать свою точку зрения, могу обратиться к легендарному роману Л.Н.Толстого «Война и Мир». Андрей Балконский, один из главных героев, тоже был военным. В войне он искал не справедливость, а только лишь славу. Этот человек считал, что можно заработать себе славу на чужих страданиях и смертях. Однако, находясь при смерти из-за ранения, полученного в бою, он осознал, что нет на войне той «славы», что она искал. Война для него стала как физической болью, так и душевной. Жаль, что не все люди понимают это.

Война – это прежде всего страдания и смерть. Можно рассуждать об этом сколько угодно, но люди начинают понимать это, только когда оказываются в этой атмосфере ужаса. Дмитрий Лихачёв старался донести до нас, что войны и убийства приводят только лишь к разрушениям и хаосу. Давайте же помнить эту заповедь человечности и решать всё мирным путём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *